Веракса Н.Е. Качество дошкольного образования – ресурс развития
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Полный текст статьи
Дошкольное образование начинает осознаваться как важная ступень общего образования. В нашей стране такой взгляд на роль дошкольного образования основывается на традициях культурно-исторической теории Л. С. Выготского. В работах этого выдающегося психолога и его последователей (Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец и др.) было убедительно показано, что обучение ведет за собой детское развитие. Дело не в том, что у родителей нет возможности воспитывать ребенка дома, а в том, что в ДОУ образовательный процесс организуется специалистами. Включая ребенка в различные виды деятельности, они обеспечивают не только и не столько присмотр и уход за ним, сколько активизируют разные направления детского развития: физическое, когнитивное, социальное, эмоциональное, эстетическое и т. д. Организовать такой процесс в условиях семьи во всей полноте практически невозможно.
Именно в этом контексте встает вопрос о качестве раннего образования: чем лучше организован образовательный процесс в ДОУ, тем успешнее развивается ребенок и тем более высокие достижения для него становятся возможны в будущем. Дошкольное образование в Российской Федерации опирается на мощную научную базу, высокий профессионализм педагогов и традиции, заложенные на протяжении длительного периода. Характерной особенностью отечественной системы дошкольного образования является ее профессиональная открытость: достижения, полученные в условиях одного дошкольного учреждения, становятся доступны работникам других дошкольных учреждений. В условиях вариативности такое «перетекание» инноваций из одного учреждения в другое делает саму систему весьма гибкой. Вариативность как принцип организации качественной системы дошкольного образования становится очевиден. Следует также отметить поддержку этих процессов органами управления дошкольным образованием на региональном и муниципальном уровнях. В качестве примера достаточно указать на систему ресурсных центров, выступивших в роли аккумуляторов передового опыта в системе дошкольного образования города Москвы.
Источниками развития инновационных технологий становятся как исследования, проводимые на базе дошкольных учреждений учеными, так и самими работниками детских садов. Интересны результаты исследований, посвященных тому, как дети задают вопросы. Оказывается, что вопрос рождается у ребенка не натурально, а в результате сложно организованной познавательной деятельности, освоение которой осуществляется в процессе общения ребенка и педагога.
Поскольку дошкольное образование выступает в роли чрезвычайно важного фактора детского развития, определяющего последующие успехи ребенка в его становлении как субъекта социальных отношений, возникает особая задача оценки качества раннего образования. Оценка качества в этом случае рассматривается как инструмент повышения результативности не только дошкольного, но по своим последствиям и всего образования в целом. Современные системы оценки качества дошкольного образования включают различные формы оценки (оценку образовательных программ, оценку уровня развития ребенка и др.). В последнее время большое внимание уделяется изучению возможностей аутентичной оценки, которую осуществляют лица, хорошо знающие ребенка.
Одна из задач, которая решается в мировой системе дошкольного образования, связана с поиском повышения качества образования при минимизации финансовых затрат. Реальным ресурсом в этом случае выступает сам педагог, работающий с детьми дошкольного возраста. Оказывается, что эффективность дошкольного образования повышается в ходе развития рефлексии педагогом различных компонентов собственной деятельности.
Дошкольное образование является своеобразным этапом детского развития, представляющим по своим последствиям важную ступень общего образования, качество которого выступает ресурсом всего социального развития.
- Комментарии