Веракса Н.Е. Мировое признание дошкольного образования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Полный текст статьи
Современное человечество стоит перед проблемой границ своих возможностей. Конечно, хотелось бы верить, что возможности человека безграничны. Однако если посмотреть на школьное образование, то можно увидеть разрыв между современными научными достижениями и содержанием школьного образования. Слышны голоса в поддержку идеи его упрощения. Школьники перегружены знаниями, поэтому нужно отказаться от таких предметов, как, например, химия, упростить математику, физику и другие предметы естественно-научного цикла.
Содержание образования должно быть максимально простым и интересным ученикам. Понятно, что такой подход приведет, в конце концов, к тому, что разрыв между современными научными достижениями и содержанием образования станет фатальным. В этом кроется одна из причин того, что все большее число представителей разных профессий обращается к анализу возможностей раннего образования. Дошкольное детство становится не только этапом развития ребенка, но и образовательной ступенью. Люди начинают рассматривать раннее образование как ресурс освоения системы знаний. Многие родители, например, готовы уже в дошкольном возрасте обучать детей школьным программам. Понятно, что это не лучшее решение. Исследования ученых убедительно показывают, что дети дошкольного возраста, охваченные системным образованием, построенным с учетом их возрастных особенностей, лучше развиваются и имеют более высокие академические достижения. В этом смысле необходимость дошкольного образования не вызывает ни у кого сомнения. Но нужно ли учить дошкольников иностранным языкам или обучать пользоваться компьютером? Не скажется ли это отрицательно на формировании детской личности в дальнейшем?
Вот почему внимание мирового дошкольного сообщества было приковано к Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста, которая проходила с 27 по 29 сентября в Москве. В конференции приняли участие специалисты самого высокого уровня из более чем 65 стран. Всемирная конференция показала, что воспитание и образование детей младшего возраста стало предметом государственной политики всех стран.
В этом номере мы постарались затронуть одну из весьма актуальных проблем дошкольного детства – роль информационно-коммуникационных технологий в раннем образовании и развитии ребенка. С одной стороны, новые технологии стали частью нашей жизни: все мы пользуемся электронной почтой, мобильными телефонами, фотоаппаратами, видеокамерами и другой цифровой техникой. Появился даже специальный термин – дигитальные способности дошкольников, – который выражает умение ребенка применять цифровые средства для решения различных задач. С другой стороны, погружение в современные информационные среды нарушает связь ребенка с традиционным пониманием детства как физического освоения окружающего мира, включая естественные и созданные человеком объекты. Важно, чтобы ребенок реально действовал и реально проживал ситуации этого взаимодействия. Имеется в виду то обстоятельство, что законы физического мира иначе определяют поведение объектов, чем законы виртуального мира.
Участники отметили, что воспитание и образование детей младшего возраста требует особых подходов, тщательно проверенных и научно обоснованных. Специалист в этой области должен обладать уникальной подготовкой, от результатов его деятельности будет зависеть судьба не только ребенка, но и всего человечества. В связи с этим мы пошли навстречу нашим читателям и, начиная с этого номера журнала, будем публиковать наиболее интересные материалы известных зарубежных специалистов в области дошкольного образования. Наш журнал подписал официальный договор с издательством Routledge, выпускающим Международный журнал раннего обучения, на первой странице нашего журнала размещен его логотип. Современное дошкольное образование не может ограничиваться рамками одной страны, оно по-настоящему становится всемирным.
- Комментарии