Веракса Н.Е. Московское образование – детям
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Полный текст статьи
Начиная с 50-х годов ХХ века в московском дошкольном образовании значительную роль стали играть идеи выдающегося психолога Л. С. Выготского, ученики которого вышли на ключевые позиции в психологии и педагогике. Так, А. Н. Леонтьев разрабатывал теорию деятельности, многочисленные приложения которой являются основой построения исследований в области детской психологии и педагогики. А. В. Запорожец и Д. Б. Эльконин выдвинули ряд положений, согласно которым развитие детей стало пониматься как процесс присвоения выработанных в культуре особых средств управления собственной психикой. Программы обучения и воспитания дошкольников, предложенные их учениками, носили ярко выраженный развивающий характер. Были определены содержательные характеристики психического развития детей.
Они связывались с организацией процесса освоения различных средств психической деятельности. В результате многочисленных исследований, выполненных под руководством Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова, О. М. Дьяченко и др., было убедительно доказано, что в дошкольном возрасте дети осваивают прежде всего об-разные формы опосредствования. Стало понятно, что образование ребенка-дошкольника должно идти не путем акселерации, то есть максимально быстрого перехода к содержаниям, характерным для школьных программ, а путем амплификации – максимального насыщения и проживания материала, представ-ленного в образном плане и характерного для дошкольной культуры.
Образное предъявление окружающего мира малышам позволяет не только познать достаточно сложные закономерности живой и неживой природы, но и прочувствовать события высокой социальной значимости. Современное дошкольное образование Москвы, помимо того, что оно продолжает удерживать свой развивающий характер, решает и новые задачи. Оно получило высокую оценку специалистов ЮНЕСКО. Все более отчетливо в системе московского дошкольного образования как самостоятельное выделяется направление, связанное с развитием качества жизни до-школьников. Дело касается не только создания в дошкольных учреждениях развиваю-щей среды, но и атмосферы, направленной на поддержку творческой инициативы детей, вовлечение в этот процесс педагогов и родителей. Поддерживается проектная и исследовательская деятельность дошкольников. Видное место занимает интеллектуальный марафон «Знай-ка!», конкурсы и вы-ставки детских достижений.
Решение задачи повышения качества жизни относится ко всем дошкольникам, включая детей с особенностями развития. В Москве осуществляется ряд конкретных программ по поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов. Следует признать успешным опыт инклюзивного образования, развивающегося в столице.
Перспективным представляется подход специалистов в области детской нейропсихологии, основателем которой является А. Р. Лурия, ученик Л. С. Выготского. Им удалось разработать эффективные технологии работы с детьми дошкольного возраста, страдающими синдромом гиперактивности с дефицитом внимания.
- Комментарии