Веракса Н.Е. О программах дошкольного образования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Полный текст статьи
Дошкольное образование Российской Федерации имеет более чем вековую историю и опирается на ярко выраженную традицию государственного образования. В разработке системы дошкольного образования приняло участие не одно поколение педагогов и психологов. Достаточно вспомнить имена таких ученых, как Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.П.Усова, Т.А.Маркова, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддъяков, Ф.А.Сохин, О.М.Дьяченко и многих других, идеи которых продолжают работать в современных программах.
Если посмотреть на развитие программ, то можно отчетливо проследить ряд тенденций. Впервые в советский период была разработана единая типовая программа дошкольного воспитания. Эта программа была согласована с соответствующей единой школьной программой. Ее авторы исходили из идеи всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте. Работа над программой велась сначала в экспериментальном режиме и только потом внедрялась в практику.
С распадом СССР изменилась идеология общества, что не могло не повлиять и на содержание дошкольного образования. Если в 70–80-е годы акцент был сделан на познавательное развитие детей, то в 90-е годы на первый план выступило личностное развитие ребенка. На смену типовой программе дошкольного воспитания пришли вариативные программы.
Вариативность дошкольного образования – положительная тенденция, однако уровень экспериментальной проработки программ и их обсуждения оказался несколько ниже в сравнении с типовой программой 70–80-х годов. Вариативность образовательных программ привела к необходимости оценки эффективности дошкольного образования. В связи с этим стал обсуждаться вопрос о стандартах дошкольного образования. В настоящее время разработаны спецификации среды ДОУ, которые позволяют оценить уровень оснащенности образовательного процесса в конкретном дошкольном учреждении.
Кроме поиска критериев оценки качества дошкольного образования, продолжается работа по созданию стандарта (или типовой программы) дошкольного образования, который будет определять содержание базового компонента образовательных программ. Фактически сейчас мы наблюдаем частичный возврат к идее единой образовательной программы для дошкольного и школьного образования.
Анализ пути, по которому прошла отечественная система дошкольного образования, показывает, что успешная образовательная программа должна предполагать работу как минимум в двух противоположных направлениях. Первое направление определяется сложившейся в российской психологической науке теорией детского развития, согласно которому программа должна предусматривать освоение детьми дошкольного возраста культурно выработанных средств психической деятельности, таких как системы сенсорных эталонов, наглядных моделей, средств речевой деятельности и т. д. Главная особенность этого процесса заключается в том, что ребенок не может изобрести культурные средства самостоятельно, они должны быть присвоены им, а взрослый должен создать все условия для того, чтобы присвоение было успешным. Процесс освоения в этом случае становится планомерным и системным и осуществляется под руководством взрослого. На этом пути есть опасность привнесения в систему дошкольного образования содержания и методов школьного обучения. Второе направление связано с поддержкой детской спонтанности, инициативы, креативности, которое должно минимально регламентироваться взрослым. Наоборот, это направление идет от самого ребенка, и главная трудность здесь в том, что групповые формы работы с детьми оказываются либо малоэффективными, либо трудноорганизуемыми. Совершенно очевидно, что в настоящее время перед дошкольным образованием остро встает вопрос о создании программ нового поколения, способных решать многие задачи.
- Комментарии