Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Веракса Н.Е. Патриотическое воспитание не может быть формальным

    Веракса Н.Е. Патриотическое воспитание не может быть формальным

    Веракса Н.Е. Патриотическое воспитание не может быть формальным
    Для цитирования статьи:
    Веракса Н.Е. Патриотическое воспитание не может быть формальным // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2010. – №1 -

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2010. - №1
    Веракса Николай Евгеньевич
    доктор психологических наук, профессор МГУ, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования, главный научный сотрудник Московского городского педагогического университета, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование» (Москва, Россия)

    Полный текст статьи

    Патриотическое воспитание – одна из слож­ных задач дошкольного образования. Воспитание патриота сопряжено с преодолением ряда трудностей. Прежде всего, важно понять, в чем психологически заключается главная линия развития человека как патриота.

    Для ответа на поставленный вопрос обратимся к таким характеристикам как «социальное» и «биологическое». Примеры высшего проявления патриотизма связаны с готовностью человека пожертвовать всем ради процветания Родины. Так, в Великую Отечественную войну многие люди преодолевали собственное биологическое начало, отдавая жизни ради победы. Почему это было возможно? Дело в том, что человек живет в обществе, которое представляет собой социальную систему, включающую различные компоненты. Общество задает систему ценностей, т. е. те ориентиры, относительно которых его члены воспринимают и создают будущее. Фактически, патриотизм – это устойчивое положительное отношение к подобному пространству.

    При каких условиях оно возможно? Главным здесь является отношение к каждому конкретному человеку, живущему в этом пространст­ве, как к безусловной ценности. Именно это, т. е. чувство любви и уважения со стороны окружающих есть первое и основное, что должен почувствовать ребенок. Это чувство рождает доверие к окружающим и развивает детскую активность и инициативу. Поддержка детской инициативы, оформление ее в социально значимые продукты, являющиеся элементами социальной системы или культуры, выступает основой развития творческого начала детской личности и отношения ребенка к культуре как к собственному достоянию. Не случайно особая роль в патриотиче­ском воспитании ребенка отводится семье.

    В семье ребенок переживает ценность и неповторимость собственной личности. Если семья ребенка благополучна, то он не только накапливает опыт позитивного социального взаимодействия, но и осваивает стандарты социальной культуры, транслируемые семьей и дошкольным образовательным учреждением. Это стандарты восприятия окружающего, отношения к другим людям, к местности, в которой он проживает, к истории семьи и народа, к произведениям культуры, к обычаям.

    В дошкольном возрасте закладывается система анализа окружающего ребенка мира с помощью средств, которые характерны для той культуры, в которой он живет.

    В качест­ве примера достаточно привести процесс освоения ребенком родного языка. Знание русского языка открывает возможность познакомиться и полюбить творчество А. С. Пушкина, А. А. Блока, Н. С. Гумилева, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского и многих других писателей и поэтов. Знание родного языка, растений и животных родного края, ландшафта, культуры, промыслов, обычаев и традиций – все это входит в процесс патриотического воспитания. Однако это ценно не столько само по себе, сколько как основание для проявления собственной активности ребенка. Не просто заучивая стихотворения или слушая рассказы, сказки, повести, песни или истории о жизни и поступках других людей, а, анализируя, высказывая суждения, примеряя их к собственной жизни, дошкольнику раскрывается пространство развития, в центре которого находится сам ребенок, его семья, его близкие, его дом, город.

    Особая роль в патриотическом воспитании отводится праздникам. Если посмотреть на праздники, то среди них можно увидеть торжества, посвященные победам в войнах. Каждый такой праздник – это послание потомкам. При этом необходимо понять, что мы хотим сказать этим праздником дошкольникам. Например, совершенно очевидно, что победа над фашизмом во Второй мировой войне оказалась возможной, прежде всего, благодаря объединению усилий всех жителей страны. Но точно так же встает вопрос и о цене, которая была заплачена за эту победу. Огромное количество людей погибло в расцвете своих творческих возможностей. Поэтому перед нами встает особая задача – избежать подобных трагедий. День защитника Отечества напоминает и об этом.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью