Веракса Н.Е. Проблемы дошкольного образования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Полный текст статьи
Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности. Полноценное образование дошкольников можно получить, прежде всего, в детском саду, где проводится всесторонняя творческая работа по детскому развитию. По мере того как возрастает запрос на дошкольное образование, становятся актуальными вопросы его организации. На первый план выдвигается образовательная политика. В этой сфере важно расставить приоритеты.
Очевидна необходимость решения проблемы доступности дошкольного образования. Дело не только в количестве дошкольных образовательных учреждений, но и в качестве дошкольного образования, оценка которого становится одной из приоритетных задач. Решение этого вопроса сопряжено с различными сложностями. Нужно иметь в виду, что российская система дошкольного образования вариативна, а значит, в разных программах существуют различия в содержании дошкольного образования. В связи с этим обсуждается проблема: нужно ли отказываться от идей вариативного образования и сосредоточить усилия на разработке типовой общеобразовательной программы. Если программа будет одна, то существенно проще решить вопрос об оценке качества. Однако вариативность системы дошкольного образования позволяет гибко удовлетворять образовательные потребности детей и их родителей. Ответ на вопрос, какой детский сад лучше, где занимаются бальными танцами или английским, не очевиден.
Одно из достижений отечественного дошкольного образования связано с идеями Л. С. Выготского о роли обучения в детском развитии. Обучение может вести за собой развитие, а может идти за ним и даже тормозить. Следовательно, нельзя прямо переносить школьные методы обучения в детский сад. Дошкольное образование строится совсем по другой логике, на иной основе. Тогда, может быть, вообще отказаться от обучения, предоставив дошкольникам возможность играть, проявлять спонтанность? Практика показывает, что если детей предоставить самим себе, то мы столкнемся с таким явлением, как педагогическая запущенность. Ее последствия могут быть крайне неприятными и для ребенка, и для его окружения.
Разобраться в подобных вопросах чрезвычайно сложно, но необходимо. Дети – это будущее страны, поэтому важно проводить исследования развития детей дошкольного возраста. Только в этом случае возможно, с одной стороны, понять законы развития ребенка и разработать соответствующие образовательные модели и технологии, а с другой – подготовить специалистов, способных работать в дошкольных образовательных учреждениях.
Следует признать, что подготовка специалистов – дело непростое. Если говорить о вузе, то на факультеты дошкольного образования вузов идут выпускники школ в большинстве случаев с относительно невысокой подготовкой. Это объясняется недостаточной престижностью профессии дошкольного работника. Вместе с тем его влияние на жизнь и судьбы детей гораздо больше, чем влияние учителя школы на своих учеников или преподавателя вуза на студентов. К сожалению, эта огромная ответственность педагога за последствия собственной деятельности не до конца осознается как самими педагогами, так и другими членами профессионального сообщества.
Актуальность проблем дошкольного образования была отмечена в ходе международной конференции «Перспективы подготовки специалистов для системы дошкольного образования: политика, качество, исследования и инновации». На конференции были отмечены важность системы раннего образования детей, необходимость подготовки для нее кадров с учетом современных достижений в области детского развития и обучения детей раннего возраста.
- Комментарии