Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Веракса Н.Е. Речь как индикатор детского развития

    Веракса Н.Е. Речь как индикатор детского развития

    Веракса Н.Е. Речь как индикатор детского развития
    Для цитирования статьи:
    Веракса Н.Е. Речь как индикатор детского развития // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2010. – №6 -

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2010. - №6
    Веракса Николай Евгеньевич
    доктор психологических наук, профессор МГУ, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования, главный научный сотрудник Московского городского педагогического университета, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование» (Москва, Россия)

    Полный текст статьи

    Речь представляет собой сложную форму деятельности, которая влияет на все процессы, происходящие в психике ребенка. За развитием речи ребенка наблюдают и родители, и педагоги – это видимая, яркая сторона становления детской психики.

    Многие выдающиеся специалисты в области детского развития уделяли этому вопросу пристальное внимание: Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, У. Штерн и др. Ж. Пиаже открыл такое явление как эгоцентрическая речь, в процессе которой ребенок вступает в диалог, но при этом не учитывает ответы партнера. По мнению Ж. Пиаже, эгоцентрическая речь постепенно отмирает и заменяется социализированной. Л. С. Выготский показал, что эгоцентрическая речь не исчезает, а выполняет функцию планирования и превращается во внутреннюю речь. Но в ситуациях, когда ребенок испытывает трудности, доля эгоцентрических высказываний увеличивается. Для Л. С. Выготского слово выступило в роли универсального средства, с помощью которого натуральные формы психики преобразуются в высшие психические функции, характеризующиеся такими свойствами как произвольность и осознанность.

    Поскольку речь пронизывает все психиче­ские процессы, уровень речевого развития выступает в качестве показателя психического развития ребенка в целом. Нарушения речевого развития – серьезный индикатор наличия психических проблем у ребенка.

    Развитие речи в настоящее время становится предметом особой заботы педагогов. В ДОУ открываются группы, где проводится дополнительная работа по развитию речи детей, разрабатываются различные методики. Сложность этой работы обусловлена тем, что педагог сталкивается с необходимостью анализа речевого развития как комплексной формы детской активности, включающей в себя сенсорные, моторные, сенсомоторные, дыхательные, мелодико-ритмические и другие компоненты.

    Проблематика речевого развития обширна и многообразна, и в этом номере представлены различные аспекты, касающиеся педагогиче­ской поддержки развития детской речи.

    Одна из проблем связана с особенностями речевого развития детей, воспитывающихся в детских домах, где возникает необходимость в особых формах общения педагога и ребенка.

    Другая проблема речевого развития связана с поликультурным языковым образованием. Россия – многонациональная страна, поэтому в детских садах дети зачастую осваивают не только родной язык, но и государственный. Например, в Республике Татарстан в детских садах дети изучают татарский и русский языки, а некоторые детские сады предлагают дополнительное изучение английского языка. Речевое развитие предполагает освоение не только звуковой, но и логико-грамматиче­ской структуры речи. Для того чтобы у ребенка развивалась монологическая речь, нужна специальная работа по анализу и построению схемы высказывания, рассказа, сказки. Важная линия развития речи связана с ее социальной стороной, особенно с речевым этикетом, подчеркивающим социальный статус говорящего и того, к кому обращаются.

    Значимость линии детского развития, связанной с речью, отражается в федеральных государственных требованиях к построению программ дошкольного образования. В соответствии с ними, развитие речи ребенка является одним из показателей, характеризующих успешность образовательного процесса и входящих в состав интегративных качеств, которые дети приобретают в процессе дошкольного образования.

    Статьи, вошедшие в этот номер, показывают, насколько широко поле педагогической деятельности, отражающей только один аспект детского развития – речевого. Очевидно, что в рамках одной программы невозможно сделать акценты на всех сторонах речевого развития, так как они могут зависеть от типа дошкольного учреждения, особенностей контингента детей и педагогического состава, запросов родителей. Не случайно вариативность в системе дошкольного образования заявлена как его базовая характеристика.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью