Веракса Н.Е. Речь как индикатор детского развития
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Полный текст статьи
Речь представляет собой сложную форму деятельности, которая влияет на все процессы, происходящие в психике ребенка. За развитием речи ребенка наблюдают и родители, и педагоги – это видимая, яркая сторона становления детской психики.
Многие выдающиеся специалисты в области детского развития уделяли этому вопросу пристальное внимание: Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, У. Штерн и др. Ж. Пиаже открыл такое явление как эгоцентрическая речь, в процессе которой ребенок вступает в диалог, но при этом не учитывает ответы партнера. По мнению Ж. Пиаже, эгоцентрическая речь постепенно отмирает и заменяется социализированной. Л. С. Выготский показал, что эгоцентрическая речь не исчезает, а выполняет функцию планирования и превращается во внутреннюю речь. Но в ситуациях, когда ребенок испытывает трудности, доля эгоцентрических высказываний увеличивается. Для Л. С. Выготского слово выступило в роли универсального средства, с помощью которого натуральные формы психики преобразуются в высшие психические функции, характеризующиеся такими свойствами как произвольность и осознанность.
Поскольку речь пронизывает все психические процессы, уровень речевого развития выступает в качестве показателя психического развития ребенка в целом. Нарушения речевого развития – серьезный индикатор наличия психических проблем у ребенка.
Развитие речи в настоящее время становится предметом особой заботы педагогов. В ДОУ открываются группы, где проводится дополнительная работа по развитию речи детей, разрабатываются различные методики. Сложность этой работы обусловлена тем, что педагог сталкивается с необходимостью анализа речевого развития как комплексной формы детской активности, включающей в себя сенсорные, моторные, сенсомоторные, дыхательные, мелодико-ритмические и другие компоненты.
Проблематика речевого развития обширна и многообразна, и в этом номере представлены различные аспекты, касающиеся педагогической поддержки развития детской речи.
Одна из проблем связана с особенностями речевого развития детей, воспитывающихся в детских домах, где возникает необходимость в особых формах общения педагога и ребенка.
Другая проблема речевого развития связана с поликультурным языковым образованием. Россия – многонациональная страна, поэтому в детских садах дети зачастую осваивают не только родной язык, но и государственный. Например, в Республике Татарстан в детских садах дети изучают татарский и русский языки, а некоторые детские сады предлагают дополнительное изучение английского языка. Речевое развитие предполагает освоение не только звуковой, но и логико-грамматической структуры речи. Для того чтобы у ребенка развивалась монологическая речь, нужна специальная работа по анализу и построению схемы высказывания, рассказа, сказки. Важная линия развития речи связана с ее социальной стороной, особенно с речевым этикетом, подчеркивающим социальный статус говорящего и того, к кому обращаются.
Значимость линии детского развития, связанной с речью, отражается в федеральных государственных требованиях к построению программ дошкольного образования. В соответствии с ними, развитие речи ребенка является одним из показателей, характеризующих успешность образовательного процесса и входящих в состав интегративных качеств, которые дети приобретают в процессе дошкольного образования.
Статьи, вошедшие в этот номер, показывают, насколько широко поле педагогической деятельности, отражающей только один аспект детского развития – речевого. Очевидно, что в рамках одной программы невозможно сделать акценты на всех сторонах речевого развития, так как они могут зависеть от типа дошкольного учреждения, особенностей контингента детей и педагогического состава, запросов родителей. Не случайно вариативность в системе дошкольного образования заявлена как его базовая характеристика.
- Комментарии