Веракса Н.Е. Семья – важнейший институт социализации детей
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Полный текст статьи
2008 год объявлен Годом семьи. Семья, то есть самые близкие ребенку люди, выполняет целый ряд важнейших функций. Прежде всего, это функция жизнеобеспечения. Взрослые создают все необходимые условия для нормального физического развития ребенка. Не менее значимой оказывается роль семьи в осуществлении эмоциональной поддержки растущего человека. Ребенок является любимым, неповторимым и бесценным сокровищем родителей.
Семья выступает как первое сообщество людей, в котором происходит детская социализация. Процесс социализации ребенка не заканчивается семьей. В дальнейшем на него влияют и другие социальные институты. Однако именно семья закладывает основания социального становления малыша. Прежде всего, в семье организуется так называемая социальная ситуация развития ребенка. Как известно, в нашей психологии этот термин был введен Л.С. Выготским. Он подчеркивал, что развитие человека идет принципиально по другим законам, чем развитие животного. Оно обусловлено освоением выработанных в человеческой культуре средств психической деятельности, к которым относится, прежде всего, язык общения, представляющий собой сложную систему знаков.
Для успешного психического развития ребенок должен научиться правильно использовать различные предметы. Дело в том, что ребенок видит предмет, но не знает, как им пользоваться. Для того чтобы правильно научиться обращаться с предметом, нужен взрослый.
Взрослый выступает в роли посредника между ребенком и культурой и обеспечивает процесс присвоения культурных средств и способов использования различных предметов для того, чтобы правильно вести себя в различных обстоятельствах. Фактически человек является существом, способным адекватно действовать в той человеческой культуре, в которой происходит его развитие. Именно институт семьи вводит растущего человека в эту культуру.
Процесс социализации, понимаемый как присвоение ребенком различных норм, которые распространяются не только на языковое развитие или на действие с предметами, а также на взаимодействие с людьми и с самыми различными сторонами реальности (включая живую и неживую природу, социальные явления), начинается в семье. Он настолько важен, что оказывает влияние на всю последующую жизнь.
Дошкольное образовательное учреждение также выступает в роли пространства социализации ребенка. Ребенок в детском саду сталкивается с новыми условиями, в которых он выступает не в роли единственного и любимого, а в роли одного из членов относительно большого детского сообщества. Важно то, что наряду с оценкой воспитателя ребенок впервые встречается с оценкой своих действий со стороны сверстников. Здесь часто оказывается мало одного желания играть вместе с ними и даже поделиться любимой игрушкой или конфетами. Важно также уметь делать нечто такое, что было бы интересно другим.
Это означает, прежде всего, уметь придумать и организовать новую содержательную игру и представлять, как она будет развиваться по мере ее осуществления. Конечно, многое зависит от педагога. Прежде всего, речь идет о правилах, которые утверждаются в группе детского сада. Например, это могут быть запрещающие правила, связанные преимущественно с опасениями педагога за жизнь детей; это могут быть и правила, которые предписывают, как нужно вести себя детям в различных ситуациях. Кроме того, это могут быть правила, обеспечивающие поддержку инициативы детей. Их труднее всего соблюдать, потому что инициатива дошкольников может быть настолько разнообразной, что в образовательном процессе трудно найти для нее свое место. Тем не менее современная жизнь требует от человека продуктивной активности, которая возможна только при сохранении инициативы ребенка. Вот почему этот номер мы посвящаем проблеме социализации дошкольников.
- Комментарии