Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Веракса Н.Е. Семья – важнейший институт социализации детей

    Веракса Н.Е. Семья – важнейший институт социализации детей

    Веракса Н.Е. Семья – важнейший институт социализации детей
    Для цитирования статьи:
    Веракса Н.Е. Семья – важнейший институт социализации детей // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – №1 -

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2008. - №1
    Веракса Николай Евгеньевич
    доктор психологических наук, профессор МГУ, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования, главный научный сотрудник Московского городского педагогического университета, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование» (Москва, Россия)

    Полный текст статьи

    2008 год объявлен Годом семьи. Семья, то есть самые близкие ребенку люди, вы­полняет целый ряд важнейших функций. Прежде всего, это функция жиз­необеспечения. Взрослые создают все необходимые условия для нормаль­ного физического развития ребенка. Не менее значимой оказывается роль семьи в осуществлении эмоциональной поддержки растущего человека. Ребенок является любимым, неповторимым и бесценным сокровищем родителей.

    Семья выступает как первое сообщество людей, в котором происходит детская социализация. Процесс социализации ребенка не заканчивается семьей. В дальнейшем на него влияют и другие социальные институты. Однако именно семья закладывает основания социального становления малыша. Прежде всего, в семье организуется так называемая социальная ситуация развития ребенка. Как известно, в нашей психологии этот термин был введен Л.С. Выготским. Он подчеркивал, что развитие человека идет принципиально по другим законам, чем развитие животного. Оно обусловлено освоением выработанных в человеческой культуре средств психической деятельности, к которым относится, прежде всего, язык общения, представляющий собой сложную систему знаков.

    Для успешного психического развития ребенок должен научиться правильно использовать различные предметы. Дело в том, что ребенок видит предмет, но не знает, как им пользоваться. Для того чтобы правильно научиться обращаться с предметом, нужен взрослый.

    Взрослый выступает в роли посредника между ребенком и культурой и обеспечивает процесс присвоения культурных средств и способов использования различных предметов для того, чтобы правильно вести себя в различных обстоятельствах. Фактически человек является существом, способным адекватно действовать в той человеческой культуре, в которой происходит его развитие. Именно институт семьи вводит растущего человека в эту культуру.

    Процесс социализации, понимаемый как присвоение ребенком различных норм, которые распространяются не только на языковое развитие или на действие с предметами, а также на взаимодействие с людьми и с самыми различными сторонами реальности (включая живую и неживую природу, социальные явления), начинается в семье. Он настолько важен, что оказывает влияние на всю последующую жизнь.

    Дошкольное образовательное учреждение также выступает в роли пространства социализации ребенка. Ребенок в детском саду сталкивается с новыми условиями, в которых он выступает не в роли единственного и любимого, а в роли одного из членов относительно большого детского сообщества. Важно то, что наряду с оценкой воспитателя ребенок впервые встречается с оценкой своих действий со стороны сверстников. Здесь часто оказывается мало одного желания играть вместе с ними и даже поделиться любимой игрушкой или конфетами. Важно также уметь делать нечто такое, что было бы интересно другим.

    Это означает, прежде всего, уметь придумать и организовать новую содержательную игру и представлять, как она будет развиваться по мере ее осуществления. Конечно, многое зависит от педагога. Прежде всего, речь идет о правилах, которые утверждаются в группе детского сада. Например, это могут быть запрещающие правила, связанные преимущественно с опасениями педагога за жизнь детей; это могут быть и правила, которые предписывают, как нужно вести себя детям в различных ситуациях. Кроме того, это могут быть правила, обеспечивающие поддержку инициативы детей. Их труднее всего соблюдать, потому что инициатива дошкольников может быть настолько разнообразной, что в образовательном процессе трудно найти для нее свое место. Тем не менее современная жизнь требует от человека продуктивной активности, которая возможна только при сохранении инициативы ребенка. Вот почему этот номер мы посвящаем проблеме социализации дошкольников.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью