Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Веракса Н.Е. Субъектность дошкольника в современных условиях

    Веракса Н.Е. Субъектность дошкольника в современных условиях

    Веракса Н.Е. Субъектность дошкольника в современных условиях
    Для цитирования статьи:
    Веракса Н.Е. Субъектность дошкольника в современных условиях // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – №4 -

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2011. - №4
    Веракса Николай Евгеньевич
    доктор психологических наук, профессор МГУ, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования, главный научный сотрудник Московского городского педагогического университета, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование» (Москва, Россия)

    Полный текст статьи

    В последнее время дошкольное образование все более явственно начинает выступать в роли самостоятельной ступени общего образования. Вопрос, нужно или нет дошкольное образование и где и в каких формах оно должно осуществляться, решается во многих странах в пользу государственного образования. При этом как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается стремление к тому, чтобы ребенок в образовательном процессе выступал в роли субъекта.

    Выполнение данного условия связывается, прежде всего с тем, чтобы в ходе образовательного процесса дошкольник реализовал собственные потребности и мотивы. В этом случае активность ребенка разворачивается по его собственной логике. Взрослый может только предлагать ребенку соответствующий материал и помощь, необходимую для овладения этим материалом. Классической в этом смысле формой деятельности дошкольника выступает игра. Взрослый покупает игрушку, с которой ребенок либо будет играть, либо нет. Все зависит от того, нравится игрушка или нет, т. е. позволяет она реализовать детские мотивы или не позволяет.

    В качестве еще одного примера субъектной активности ребенка выступает проектная деятельность. Ее идея заключается в том, что ребенок сам инициирует проектную деятельность, а взрослый предоставляет ему необходимые материалы и средства. В проектной деятельности ребенок является менеджером проекта, что и обеспечивает субъектность его деятельности. Однако здесь существует и еще один аспект субъектности. Он связан с презентацией результатов. Полноценная проектная деятельность предполагает предъявление и позитивную оценку проекта в социальном пространстве. Важно, чтобы то, что сделал ребенок, оказалось значимым для его социального окружения не понарошку, а на самом деле.

    Многие занятия, предусмотренные различными программами дошкольного образования, также ориентированы на развитие детской субъектности. Педагоги в этом случае стараются обеспечить субъектность за счет того, что создается особая ситуация, в которой оказываются дети. Например, требуется прийти на помощь какому-либо сказочному персонажу. Момент субъектности здесь проявляется в принятии детьми мотива (или цели действия), созданного взрослым. Как только этот мотив принят, действия детей приобретают субъектный характер.

    Все три типа достижения субъектности имеют одну общую особенность. Они легко могут превратиться в предписания. В этом случае субъектность теряется, и деятельность приобретает для ребенка неинтересный, насильственный, чужой (точнее, отчужденный) характер.

    Особым образом достижение субъектности решается с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Во-первых, ИКТ позволяют моделировать все три вышеперечисленные способа достижения субъектности ребенка. Но существует еще один способ, который характерен для многих компьютерных игр. Ребенок оказывается перед исходной ситуацией, в которой имеется набор инструментов. Он может пользоваться им, применяя метод проб и ошибок. В исследованиях Н.Н.Поддьякова бы­ло показано, что этот способ мыслительной активности развивается у детей уже в раннем возрасте. Действуя методом проб и ошибок, ребенок исследует ситуацию, и в конце концов, находит выход. Недостаток компьютерных игр состоит в том, что субъектность ребенка весьма ограничена: играя, ребенок как бы находится в лабиринте, который заранее задан и число возможностей ребенка известно. Вместе с тем переживание субъектности весьма велико. Поэтому важной стороной образовательного процесса должна быть не только субъектность, но и развивающий эффект.

    Недостатком организации занятий в детском саду может быть потеря субъектности ребенка. Но озабоченность только субъектностью может приводить к недоразвитию детей. Не случайно Л.С.Выготский выдвинул идею развивающего обучения. Оно происходит в зоне ближайшего развития, то есть в таком содержании, в котором ребенок может проявить свою субъектность, но освоение этого содержания позволяет дошкольнику совершить шаг в развитии.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью