Взаимосвязь между ценностными ориентациями и пониманием эмоций у младших дошкольников
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Несмотря на значительное количество исследований в области понимания эмоций, взаимосвязь между ценностными ориентациями и развитием способности к пониманию эмоций у младших дошкольников остается неизученной. Понимание этих связей важно для разработки эффективных программ поддержки эмоционального развития и создания условий для гармоничного формирования ценностей у младших дошкольников.
Цель. Изучение взаимосвязей ценностных ориентаций и уровня развития способности к пониманию эмоций у детей младшего дошкольного возраста.
Выборка. Выборку исследования составили 321 ребенок в возрасте от 40 до 67 месяцев (M = 54,61; SD = 4,42), посещавшие средние группы детских садов в следующих городах России: Москва (24,3%), Сочи (4,4%), Татарстан (47%), Барнаул (24,3%). В состав выборки вошло 46,7% мальчиков.
Методы. Для изучения ценностных ориентаций ребенка была использована методика «Три желания» (Прихожан, Толстых, 2005; Веракса, 2012). Для оценки способности к пониманию эмоций у дошкольников была использована методика «Тест на понимание эмоций» (Pons, Harris, 2000; Веракса и др., 2021).
Результаты. Было установлено, что эгоцентричность желаний у детей младшего дошкольного возраста является одной из ключевых особенностей их психического развития. Ценностные ориентации детей дошкольного возраста в большей степени связаны с материальными благами. Неспособность детей придумывать желания и социальная желательность связаны с низким уровнем понимания эмоций. Коммуникативные ценности положительно коррелируют с пониманием детьми ментальных причин эмоций, тогда как статусные ценности связаны с пониманием внешних причин эмоций и общим уровнем понимания эмоций.
Выводы. Результаты исследования показывают взаимосвязь способности к пониманию эмоций и ценностных ориентаций у младших дошкольников: у детей с более развитым пониманием эмоций среди ценностей преобладают материальные, коммуникативные и статусные, а дети с менее развитым пониманием эмоций демонстрируют социальную желательность в своих желаниях или же оказываются неспособны сформулировать их вовсе.
Литература
Авдулова, Т.П., Хузеева, Г.Р. (2013). Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: Учебное пособие. Москва: Изд-во «Прометей».
Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А., Веракса, А.Н., Якупова, В.А. (2018). Связь теории сознания и регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 8(3), 293–311.
Бурлакова, И.А. (2022). Е.О. Смирнова о нравственном воспитании детей. Национальный психологический журнал, 3, 69–76. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0309
Бухаленкова, Д.А., Веракса, А.Н., Гусева, У.Д., Ощепкова, Е.С. (2024). Взаимосвязь объема словарного запаса и понимания эмоций у детей в возрасте 5–7 лет. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 47(4), 150–176. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-44
Буянов, А.А., Лыкова, И.А., Майер, А.А. (2023). Актуализация программы воспитания ДОО: ориентир на традиционные ценности. Современное дошкольное образование, 4, 75–88. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2023-4118-75-88
Веракса, А.Н. (2012). Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5–7 лет: Пособие для психологов и педагогов. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
Веракса, А.Н., Бухаленкова, Д.А., Чичинина, Е.А., Алмазова, О.В. (2021). Взаимосвязь использования цифровых устройств и эмоционально-личностного развития современных дошкольников. Психологическая наука и образование, 26(1), 27–40. https://doi.org/10.17759/pse.2021260101
Веракса, А.Н., Бухаленкова, Д.А., Чичинина, Е.А., Калимуллин, А.М., Ощепкова, Е.С., Шатская, А.Н., Зинченко, Ю.П. (2024). Цифровые устройства в жизни современных дошкольников. Наука телевидения, 20(1), 171–215. https://doi.org/10.30628/1994-9529-2024-20.1-171-215
Веракса, А.Н., Куриленко, В.Б., Новикова, И.А. (2023). Феноменология детства в современных контекстах. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 20(3), 419–430. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-3-419-430
Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н., Гаврилова, М.Н., Бухаленкова, Д.А., Тарасова, К.С. (2021). Тест на понимание эмоций: адаптация русскоязычной версии на российской выборке детей дошкольного возраста. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 18(1), 56–70.
Выготский, Л.С. (1966). Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 6, 62–68.
Головня, М.В. (2018). Особенности ценностных ориентаций в дошкольном возрасте. Тенденции развития науки и образования, 42-1, 51–53.
Гуриева, С.Д., Юмкина, Е.А., Васина, Е.А., Кузнецова, И.В. (2024). Ценностные ориентации в семье: социально-психологический анализ. Социальная психология и общество, 15(3), 38–59. https://doi.org/10.17759/sps.2024150303
Запорожец, А.В., Неверович, Я.З., Кошелева, А.Д. (1985). Эмоциональное развитие дошкольника: [пособие для воспитателей детского сада]. Москва: Изд-во «Просвещение».
Клопотова, Е.Е. (2017). Особенности ценностных ориентаций современных дошкольников. Психолого-педагогические исследования, 9(1), 96–105.
Ковалева, Н.Б. (2016). Текст как место встречи и недоразумений. Медиагерменевтика собственных представлений и образов. Педагогика и просвещение, 2, 238–248.
Корниенко, Д.С., Веракса, А.Н., Чичинина, Е.А., Бухаленкова, Д.А., Чурсина, А.В. (2022). Использование цифровых устройств дошкольниками, проживающими в северном и центральных регионах России. В кн.: Арктика: гуманитарные векторы развития. Тезисы Международной конференции (15–16 февраля 2022 г.). Под ред. С.Г. Ваняшкина, Е.В. Воробьевой (С. 139–142). Москва: Московский государственный лингвистический университет.
Леонтьев, Д.А. (1996). Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. Вопросы философии, 4, 15–26.
Лузина, Л.М. (2000). Теория воспитания: философско-антропологический подход. Псков: Изд-во ПГПИ им. С.М. Кирова.
Марцинковская, Т.Д., Полева, Н.С. (2017). Поколения эпохи транзитивности: ценности, идентичность, общение. Мир психологии, 1, 24–37.
Опарникова, В.И., Данилова, М.Э. (2018). Эмпирическое исследование личностного характера обучения детей дошкольного возраста. Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки, 11, 98–102.
Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. (2005). Психология сиротства. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
Проект, Ю.Л., Спасская, Е.Б., Иванушкина Н.О., Бочарова, О.С. (2024). Оценка влияния использования мобильных устройств на образовательные результаты школьников: мета-анализ второго порядка. Российский психологический журнал, 21(2), 35–59. https://doi.org/10.21702/rpj.2024.2.3
Сергиенко, Е.А., Лебедева, Е.И., Прусакова, О.А. (2009). Модель психического в онтогенезе человека. Москва: Институт психологии РАН.
Эльконин, Д.Б. (1999). Психология игры. Москва: Изд-во «ВЛАДОС».
Evans, А., Athenstaedt, U., Krueger, J. (2013). The development of trust and altruism during childhood. Journal of Economic Psychology, 36, 82–95. https://doi.org/10.1016/j.joep.2013.02.010.
Kårstad, S., Vikan, A., Berg-Nielsen, T., Moreira, P., Abreu, E., Rique Neto, J. (2016). Young Brazilian children’s emotion understanding: A comparison within and across cultures. Journal of Educational and Developmental Psychology, 6, 113. https://doi.org/10.5539/jedp.v6n2p113.
Kashirskaya, I.K. (2023). Attitudes toward altruism or selfishness among boys and girls depending upon virtual or real communication preferences. New Ideas in Child and Educational Psychology, 3(1-2), 81–92. https://doi.org/10.11621/nicep.2023.0405
Liew, J., Zhou, Q. (2022). Parenting, emotional self-regulation, and psychosocial adjustment across early childhood and adolescence in Chinese and Chinese-immigrant sociocultural contexts. In: D.Dukes, A.C. Samson, E.A. Walle (eds.). The Oxford handbook of emotional development. Oxford: Oxford University Press.
O’Donnell, C., Riggs K., Smarz, K. (2020). Three wishes: a projective tool in understanding the effects of adverse childhood experiences. Graduate School of Applied and Professional Psychology Electronic Theses and Dissertations, Rutgers. The State University of New Jersey. https://doi.org/doi:10.7282/t3-2dzx-we39
Pons, F., Harris, P. (2000). Test of emotion comprehension — TEC. Oxford: University of Oxford.
Pons, F., Harris, P.L., De Rosnay, M. (2004). Emotion comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organization. European Journal of Developmental Psychology, 1(2), 127–152.
Rani, K. (2023). The impact of advertisements on today’s youth: A comprehensive analysis. EPRA International Journal of Multidisciplinary Research (IJMR), 9, 241–243.
Rivera Valdez, L.D., López Cortés, V.A. (2024). The Interfunctional relationship between theory of mind and private speech. Psychology in Russia: State of the Art, 17(1), 3–23. https://doi.org/10.11621/pir.2024.0101
Wellman, H.M. (1990). The Child’s theory of mind. Cambridge. MA: MIT Press.
- Комментарии