«Золотая пора дошкольного детства»: исторический контекст, ключевые условия и характеристики, атака на детство в XXI веке
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Подкасты

Аннотация
Актуальность. Нарастающие проблемы в воспитании и образовании детей, являющиеся общемировым трендом, требуют более внимательного взгляда, с одной стороны, на 1960–80-е гг., когда большей части нынешних проблем не было, а, с другой стороны, на XXI в., где проблемы развития увеличиваются, как по своему «ассортименту», так и по количественному охвату подрастающего поколения.
Цель. Проанализировать условия и характеристики дошкольного детства в 1960–80-е гг. и критически их соотнести с особенностями данного возрастного периода в XXI в.
Методы. Для решения поставленной цели применялись следующие методы исследования: феноменологический метод, симптомологический подход, анализ, обобщение, сравнение.
Результаты. Проведенное исследование позволило выявить восемь ключевых условий / характеристик полноценного проживания детьми первого семилетия в 1960–80-е гг., а также обозначить характер изменений этих условий в XXI в., которые становятся причинами возрастающих проблем развития у современного подрастающего поколения.
Выводы. Критическое рассмотрение условий и характеристик дошкольного детства в 1960–80-е гг. говорит о том, что впервые дети получили возможность полноценно проживать первое семилетие, которое является базовым для последующего развития человека. Отсутствие войн и массовых репрессий, социальная стабильность, безопасное пространство, детская игровая культура, минимальная включенность в технологическую среду, здоровое телесное созревание стали теми условиями, которые позволяли детям успешно переходить на стадию ученичества и эффективно продвигаться в обучении в первые школьные годы. Начиная с конца 1980-х гг. обозначенные условия полноценного проживания детьми первого семилетия жизни начали подвергаться атаке. Это связано как с негативным изменением геополитической и экологической ситуации, так и с инициативами взрослых людей, которые, игнорируя возрастные закономерности, интенсивно внедряют методики раннего развития, погружая детей в виртуальный мир.
Литература
Арьес, Ф. (1999). Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета.
Буркхард, Г. (2001). Взять жизнь в свои руки. Работа над собственной биографией как путь познания себя и мира. Калуга: Духовное познание.
Внук, М., Долыняк У. (2016). Педагогика травмы. Практическое пособие для педагогов, воспитателей и приемных родителей. Swiss Institute of Empowerment and Social Entrepreneurship.
Гебель, В., Глеклер М. (1996). Ребенок. От младенчества к совершеннолетию. Москва: Энигма.
Грумм-Гржимайло, К.И. (1843–1844). Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей. Т.1. Возраст младенческий. Т.2. Возрасты: детский и отроческий. Воспитание физическое. Санкт-Петербург: Тип. М-ва внутренних дел.
Ибука, М. (1992). После трех уже поздно. Москва: Знание.
Кей, Э. (1906). Век дитяти. Москва: Типография И. Д. Сытина.
Колк ван дер, Б. (2020). Тело помнит все. Какую роль психологическая травма играет в жизни человека и какие техники помогают ее преодолеть. Москва: Эксмо.
Коменский, Я.А. (1955). Великая дидактика: Избранные педагогические сочинения. Москва: Учпедгиз.
Кропка, Б. (2018). Твой второй мозг – кишечник. Книга-компас по невидимым связям нашего тела. Москва: Эксмо.
Кучма, В.Р., Седова, А.С., Степанова, М.И., Рапопорт, И.К., Поленова, И.М., Соколова, С.В., Александрова, И.Е., Чубаровский, В.В. (2020). Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID 19). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья, (2), 4–23.
Маслоу, А.Г. (1999). Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Евразия.
Мид, М. (1989). Культура и мир детства. Избранные произведения. Москва: Наука.
Осорина, М.В. (1999). Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Санкт-Петербург: Питер.
Палласмаа, Ю. (2013). Мыслящая рука: Архитектура и экзистенциальная мудрость бытия. Москва: Классика-XXI.
Пегов, В.А. (2020). Педагогика, основанная на телесности человека. Критика бестелесной педагогики и современное телесное воспитание: Монография в 2-х ч. Смоленск: СГАФКСТ.
Смирнова, Е.О., Гударева О.В. (2004). Игра и произвольность у современных дошкольников. Вопросы психологии, (1), 91–103.
Age of First Smartphone / Tablet and Mental Wellbeing Outcomes (2023). Sapiens Lab. May, 15.
Cameron, C.E., Cottone E.A., Murrah W.M., Grissmer D.W. (2016). How are motor skills linked to children’s school performance and academic achievement? Child Development Perspectives, 109(2), 93–98. https://doi.org/10.1111/cdep.12168
Erikson, E.H. (1998). The Life Cycle Completed. New York: W.W. Norton & Company.
Hate Is No Game Hate and Harassment in Online Games 2022 (2022). A Report from the ADL Center for technology & society. December.
Gibbins, H. de B. (1890). The Industrial History of England. London: Methuen & Co. Ltd.
Greene, N.L. (1926). Motion Pictures in the Classroom. The Motion Picture in Its Economic and Social Aspects. The Annals of the American Academy of Political and Social Science, (128), 122–130.
Kamphorst, E., Cantell M., Van Der Veer G., Minnaert A., Houwen S. (2021). Emerging School Readiness Profiles: Motor Skills Matter for Cognitive and Non-cognitive First Grade School Outcomes. Frontiers in Psychology, (12), 1–20. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.759480
Piaget, J. (1962). Play, Dreams, and Imitation in Childhood. New York: W. W. Norton & Company, Inc.
Sala-I-Martin, X., Doppelhofer, G., Miller, R.I. (2004). Determinants of long-term growth: A Bayesian Averaging of Classical Estimates (BACE) approach. American Economic Review, 94(4), 813–835.
Report of the inter-departmental Committee on physical Deterioration (1904). Vol. I. Report and Appendix Presented to Parliament by Command of His Majesty. London: printed for his Majesty’s Stationery Office, By Wyman & Sons, Limited, Fetter Lane, E.C.
- Комментарии