Мероприятие было организовано в день её 75-летия в Большой аудитории института. Место выбрано неслучайно, для Елены Олеговны эта аудитория знаковая, здесь проходило ее профессиональное становление: от мест на галерке до президиума, она шаг за шагом росла профессионально, развивалась творчески, постигая вершины психологической науки. Здесь она защищала кандидатскую, докторскую, не раз выступала в роли эксперта, оппонента, спорила, доказывала, отстаивала свою точку зрения. И сегодня в этом зале собрались ее коллеги, друзья, ученики.
Почетное место в президиуме заняла большая плюшевая панда как символ игры, изучению и роли которой Елена Олеговна уделяла особое внимание.
Е.О. Смирнова: «Игра – это всегда спонтанное, непредсказуемое, активное опробование себя или предмета игры, это всегда какая-то загадка, импровизация, неожиданность, сюрприз»
Организатором, идейным вдохновителем и модератором мероприятия выступил Владимир Самуилович Собкин, доктор психологических наук, заведующий лабораторией «Центр социокультурных проблем современного образования» ФГБНУ «Психологический институт РАО». Благодаря ему это мероприятие состоялось, Владимиру Самуиловичу удалось задать невероятно душевный теплый тон, создав дружескую уютную атмосферу, располагающую к общению.
Открыл научные чтения Юрий Петрович Зинченко, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, директор ФГБНУ «Психологический институт РАО», декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Он отметил, что мероприятие проходит в непростое время, когда, казалось бы, не до игрушек. Но тема заботы о детях, их развитии важна и в любые времена, даже в самые сложные, неслучайно первая крупная фабрика игрушек в Нижегородской области открылась в 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны.
– Елена Олеговна сделала всё для того, чтобы игрушка стала совсем не «игрушечной», – подчеркнул Юрий Петрович, – а естественным предметом и объектом научного исследования. Ее дело сегодня продолжается в стенах института, большой интерес к этой теме есть со стороны Министерства образования и Совета Федерации. Потому что без законодательной базы упорядочить то, что сегодня происходит на рынке игрушек, невозможно. А какие игрушки – такие и дети у нас потом вырастают.
Особо ценными и значимыми были воспоминания о Елене Олеговне Виталия Владимировича Рубцова, доктора психологических наук, профессора, академика РАО, президента Московского государственного психолого-педагогического университета, президента Федерации психологов образования России, под руководством которого Е.О. Смирнова работала продолжительное время. Он отметил, что Елена Олеговна занимала ведущую позицию в сложной профессиональной дискуссии, всегда имела собственные взгляды и мнения, умела отстаивать собственную точку зрения и создавала здоровую психологическую напряженность, в которой решались проблемы современного дошкольного детства. Она умела обозначить проблему таким образом, что никаких вопросов в важности ее рассмотрения и решения не возникало.
Совместную работу с Еленой Олеговной Смирновой Александр Николаевич Веракса, доктор психологических наук, академик РАО, заместитель директора ФГБНУ «Психологический институт РАО», считает невероятным везением, ведь Елена Олеговна действительно несла и олицетворяла собой удивительную культуру исследователя.
Ученица Е.О. Смирновой, кандидат психологических наук Ольга Владимировна Гударева представила фильм о своем учителе, пронизанный любовью, уважением и ностальгией. В коротком емком сюжете она сумела показать, каким профессионалом была Елена Олеговна, как легко и доступно умела общаться с детьми, родителями, коллегами, находить нужные слова, давать ненавязчивые уместные советы. Этих мудрых советов сейчас особенно не хватает, ведь проблем в дошкольном образовании огромное количество. Елена Олеговна всегда о них открыто говорила и призывала решать.
Е.О. Смирнова: «Сейчас мы наблюдаем жесткое руководство со стороны взрослых, переструктурированность жизни наших детей. С одной стороны, их пытаются сделать взрослее, как можно раньше дать побольше знаний, мода на раннее обучение опускается все ниже, а с другой стороны, их лишают собственной активности, и дети не могут сами выбирать, что им интересно, чем им заниматься. Возможности свободной деятельности резко ограничены, и дети живут как бы под колпаком. Они не могут сами себя занять и очень рано «прилипают» к экрану, а это очень опасная тенденция».
Актуальные проблемы дошкольного образования обсуждались на пленарном заседании, с докладом на котором выступила Ольга Александровна Карабанова, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ, член-корреспондент РАО. Ольга Александровна представила анализ научного наследия Е.О. Смирновой, в трудах которой разработана оригинальная концепция игровой деятельности и игрушки в дошкольном возрасте в условиях современного детства на теоретико-методологическом и практико-ориентированном уровне.
Елена Олеговна – это олицетворение любви к детям, она жила их проблемами. Благодаря ее инициативе и усилиям был создан Московский городской центр психолого-педагогической экспертизы игрушек, игр и игровых материалов при МГППУ, бессменным руководителем которого она являлась.
Е.О. Смирнова: «Хорошие игрушки – это те, которые не навязывают ничего ребенку. Сейчас много образных игрушек, которые говорят, поют, танцуют… Такое изобилие внутренних функций в игрушке, ее собственная, игрушечная, активность блокируют активность ребенка. Такой игрушкой нельзя играть, на нее можно только смотреть и «потреблять» ее достоинства. Игрушка должна молчать. Никакой собственной активности, никакого давления, никаких команд она дошкольнику давать не должна».
Следуя культурно-исторической традиции, Елена Олеговна отмечала противоречивость игровой деятельности, ее парадоксальность: «Между ролью и соответствующими ей игровыми действиями имеется тесная взаимосвязь и противоречивое единство». Николай Евгеньевич Веракса, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование», представил доклад «Диалектическая структура игры», где показал модель диалектической структуры сюжетно-ролевой игры дошкольника, позволяющую учесть важные структурные компоненты игры.
Методики и технологии, разработанные Еленой Олеговной, принципы общения с ребенком находят применение на практике. О том, как это происходит, рассказали А.В. Фокина, старший учитель-дефектолог, и М.В. Бухбиндер, учитель-дефектолог (Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой), выступив с докладом «Введение альтернативной системы коммуникации у детей дошкольного возраста. Случаи из практики».
Доклад «Опыт применения игр в рамках развивающих, обучающих и коррекционных занятий с детьми» представили сотрудники Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой: Лошинская Е.А., Кнышева Е.Р., Гринцова Е.Я., Горбачёва А.В.
Завершал научные чтения круглый стол «Елена Олеговна Смирнова: круг друзей, учеников и последователей», в ходе которого его участники делились воспоминаниями о Елене Олеговне, говорили о важности ее исследований и открытий для развития дошкольного образования.
Всем участникам мероприятия были подарены книги избранных статей Елены Олеговны Смирновой, подготовленных ею вместе с коллегами и учениками. Они написаны в разные годы и отражают разнообразие ее научных интересов. Особое внимание в сборнике уделено исследованию педагогических проблем современного дошкольного образования, психолого-педагогической экспертизе детской игрушки, детской развивающей среды, художественных произведений, ориентированных на ребенка-дошкольника.
Национальный психологический журнал посвятил специальный выпуск памяти Елены Олеговны.
Е.О. Смирнова: «В жизни мы далеко не всё можем делать по плану и в соответствии со своими желаниями… Но психология – это всегда интересно. При условии, что с годами ты не обрастаешь самодовольством и чувством обретенной истины. Если ты не успокаиваешься в уверенности, что истина вся без остатка содержится в некой конкретной теории. Я не люблю, когда людям всё понятно: вот это – деятельность, это – сознание, это – опосредованность… Как бы ни трансформировались мои представления о возможностях педагогического влияния на ребенка, я до сих пор убеждена: если мы хотим понять нечто существенное о человеке, ключи к пониманию – в начале его жизненного пути».
Организаторами Научных чтений, посвященных памяти Елены Олеговны Смирновой, выступили:
- ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»
- Центр социокультурных проблем современного образования
- ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
- Факультет психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
- Российское психологическое общество