На мероприятие организаторы пригласили воспитателей, методистов, заведующих ДОО, специалистов и руководителей органов образования, практиков и экспертов в области дошкольного образования, исследователей детства. Всех участников конференции объединили единые взгляды на цель дошкольного образования, основанного на внимании и уважении к традициям и своим корням, культурному коду, уровень социальной ответственности за воспитание достойного поколения и совместные планы сотрудничества. Надо отметить, что Узбекистан – постоянный участник крупнейших форумов по дошкольному образованию, инициированных МПАДО и АРКАДО. Так, в 2020 году Республика Узбекистан выступила страной-партнером 10-й Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ЕССЕ), на которой представили свой опыт педагоги, исследователи, ученые и практики 64 стран мира. Доклады и педагогический опыт узбекских специалистов дошкольного образования вызвали большой интерес у международных экспертов.
Конференция ЕССЕ-РЕГИОН стала логичным продолжением успешного двухстороннего профессионального сотрудничества. Конструктивный деловой настрой и доброжелательную дружескую атмосферу создали приветствия Николая Евгеньевича Вераксы, ректора Международной педагогической академии дошкольного образования, и Гафуржона Исроиловича Мухамедова, ректора Чирчикского государственного педагогического института.
Ректор МПАДО Н.Е.Веракса, доктор психологических наук, профессор, почетный доктор Гётеборгского университета, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по образованию и развитию детей младшего возраста, представил доклад на тему «Диалектическая структура игры»
Г.И.Мухамедов, ректор Чирчикского педагогического института, доктор химических наук, заслуженный деятель науки, рассказал о планах института в области внедрения новых форм обучения, развития научного и образовательного потенциала кафедры дошкольного образования
Высоко оценила значимость проводимого мероприятия Тутова Лариса Николаевна, член Комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по просвещению, руководитель Всероссийской общественной организации «Воспитатели России».
На конференции прозвучали доклады представителей экспертного сообщества Республики Узбекистан, России, Казахстана, Кыргызстана. Отличительной особенностью этой конференции стали выступления выпускников института – педагогов специализированных образовательных организаций; магистрантов, которые подобрали очень актуальные темы, построенные на собственных исследованиях, а также студентов.
В республике накоплен большой опыт в области инклюзивного образования, которым поделились Убайда Юнусовна Файзиева, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией инклюзивного образования Республиканского центра «Ташхис» МНО РУз и Ферузахон Усмановна Кодирова, доктор педагогических наук, доцент Чирчикского государственного педагогического института.
Тему инклюзивного образования и практики работы с детьми ЗПР дополнило выступление дефектолога Хакимовой Сайёры Адиловны.
СТАТФАКТ
Республика Узбекистан – одна из самых крупных и густонаселенных государств Центральной Азии. В республике проживают 34 227 696 человек. 31,2% от общей численности населения составляют дети от 0 до 16 лет.
Инклюзивное образование в Республике Узбекистан основывается на философии, согласно которой все дети, вне зависимости от тяжести нарушений, являются неотъемлемой частью общеобразовательной системы, которая дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы, института, в дошкольной жизни.
О духовно-нравственном воспитании дошкольников с особыми образовательными потребностями говорила и Кузнецова Лариса Владимировна, директор Общественного фонда «Smile.KG», член ОО «Международный альянс развития инклюзивного образования в Центральной Азии», г. Ош (Кыргызстан).
Один из ракурсов основной темы конференции осветила Комарова Ирина Ильинична, кандидат исторических наук, проректор МПАДО, ведущий научный сотрудник СОПС/ ВАВТ МЭР России, академик Российской муниципальной академии, в своем докладе «Роль институтов памяти в воспитании дошкольников на основе традиционных духовно-нравственных ценностей».
Интересный, познавательный материал – синтез истории, краеведения, географии, экологии, граждановедения: «Патриотическое воспитание любви к родному городу – ценностный ориентир современности подрастающих граждан страны» представила Чаброва Татьяна Левановна, кандидат педагогических наук, главный специалист Республиканского центра социальной адаптации детей с особыми потребностями, г. Ташкент, член Центрально-Азиатского альянса по работе с детьми с особыми потребностями.
В научной секции ярко прозвучала тема равного доступа к дошкольному образованию в контексте кочевой культуры, с которой выступил Сагынтай уулу Арстанбек Сагынтаевич, координатор проекта «Центры развития детей на джайлоо – Садики на джайлоо» Международного общественного фонда «Инициатива Розы Отунбаевой» (Кыргызстан).
Специалисты ЦЭНО РАНХиГС подняли вопросы качества ценностей в современном мире и поделились своими видениями перспектив сотрудничества России и Узбекистана в формировании правосознания населения начиная с системы дошкольного образования.
Спикеры конференции затронули также вопросы о роли информационных технологий в духовном воспитании детей, о развитии эмоций у ребенка, подготовке к школе путем формирования метакогнитивных навыков, о воспитании патриотических чувств с использованием азбуки Конституции.
Магистр 1-го курса Зулайхо Хуснуддинова – о технологиях обучения и воспитания незрячих детей
Особой похвалы заслужило эмоциональное, глубокое, профессиональное выступление «Эмоционально – выразительное озвучивание произведений как фактор воспитания незрячих детей» с демонстрацией уникальных воспитательных приемов, которое представила участникам конференции магистр 1-го курса Зулайхо Хуснуддинова.
Магистранты и молодые специалисты после своих выступлений нашли одобрение и поддержку в лице опытных учителей и получили новые точки роста. Студенты получили мощную мотивацию для саморазвития.
Сайёра Хакимова и Ирина Комарова: профессионалам всегда есть что обсудить в перерывах между заседаниями
Второй день конференции был посвящен представлению практик, которые так же, как и доклады, пополнили мировую копилку педагогического опыта.
На традиционном круглом столе «Влияние региональных особенностей на формирование ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста» прошло конструктивное обсуждение актуальных для системы дошкольного образования проблем, формулирование оптимальных воспитательных практик. Модератор заседания проректор МПАДО И.И. Комарова продемонстрировала результаты проведенного исследования.
Обзор итогов исследования подготовила член оргкомитета – аналитик конференции ЕССЕ-РЕГИОН Арина Кисель.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
В узбекских семьях очень почитаются народные традиции. Дети с раннего возраста познают главные правила, на которых основан уклад семейной жизни. Многие из них закреплены в пословицах и поговорках.
Так, народная узбекская мудрость гласит: «Богатство начинается с ребенка», что свидетельствует об особом отношении к детям. Однако к этому правилу есть существенное дополнение: «Ребенок дорог, но воспитание дороже».
Когда ребенок чем-то особенно отличился, совершил хороший поступок или своим трудом и способностями добился признания и успеха, к нему в семье обращаются подчеркнуто уважительно, на «вы».
Еще народная мудрость учит никогда не унывать, быть оптимистом. Поговорка, которая настраивает на позитивное отношение к жизни и постоянно присутствует в речи: «Все к лучшему!».
Особенное отношение в Узбекистане к гостям. Об этом пословица: «Почитай гостя как своего отца».
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ в доступе
26.04.2022: https://youtu.be/xRBQ1lf4H8k
27.04.2022: https://youtu.be/m7SVvvDS6LQ