Дерек Брин, один из разработчиков языка программирования для детей Scratch, автор книги «Scratch для детей» (“Scratch for kids”), провел воркшоп в Москве в рамках международной конференции по новым образовательным технологиям #EDCRUNCH. Дерек рассказал нам о языке Scratch, о своей книге, о значимости программирования для детей и о своём племяннике Генри.
Что вам понравилось больше всего в работе над книгой «Scratch для детей»?
Больше всего мне понравилось открывать для себя маленькие хитрости Scratch. Существует такая «Википедия Scratch», которая редактируется людьми по всему миру. Так, я обращался к «Scratch-Вики» каждый раз, когда, создавая игру или анимацию, не мог с чем-то разобраться. Затем я обнаружил ссылки на случайные страницы Википедии, поэтому, каждый раз, когда я заходил в тупик, я кликал на случайные страницы. И каждый раз я узнавал для себя что-то, о чем даже не подозревал – мне кажется, это и нравилось мне больше всего. Так что, я благодарен тем людям, которые внесли вклад в Википедию. Забавно, я как раз встретил Джимми Уэйлса (основатель Википедии) 15 минут назад! Вот кого мы должны благодарить!
Почему, как вы думаете, важно учить детей программированию с раннего детства?
Я привык думать, что обучение программированию маленьких детей или наличие множества электронных устройств в детских садах – не очень хорошая идея. И я бы был очень осторожен со снабжением детсадовских групп компьютерами, планшетами и телефонами. Не потому что я не хочу, чтобы пятилетние дети обучались программированию или графическому дизайну, а потому что дети проводят так много времени с электронными девайсами вне дошкольного процесса обучения, что мне кажется очень важным, чтобы в дошкольном возрасте у детей было место, где они могли бы узнать о разнообразии вещей, а не только отвлекаться на девайсы в детском саду. Написанные мной книги разработаны для внеклассного обучения. А дома, вот что я думаю: необходимо давать девайсы детям, даже 3-4 летним детям, с которыми они смогут играть - электронные девайсы. Как давно вы последний раз летали на самолёте или ехали в поезде? Семьи путешествуют вместе, и почти у каждого ребенка в руках есть электронный гаджет. Для родителей это способ отдохнуть или это то, чем дети на самом деле хотят заниматься, то есть они либо смотрят мультфильмы, либо играют в видеоигры. Это начинается, когда ребенку всего лишь 2-3 года. Таким образом, к 4-5 годам они проводят все время за электронными устройствами. Я хочу показать им способы создания цифровых мультимедиа, как только они будут к этому готовы. Отличным примером является мой племянник: он начал использовать ScratchJr, когда ему было 4,5 – еще до того, как он научился читать, - т.е. он создавал анимации и игры на планшете чаще, чем играл в игры и смотрел анимационные фильмы. Сейчас ему 6,5, и он пользуется Scratch – он называет его «Scratch Senior» из-за ScratchJr - и ему все проще дается программирования, так что он способен создавать игры, в которые будет сложно играть детям его возраста. Это так вдохновляет меня! Сейчас ему 6, он начал заниматься ScratchJr, когда ему было 4,5, прошлым летом, когда ему было 5,5, он начал использовать Scratch, а этим летом ему 6,5 и он проводил уроки по Scratch в Массачусетском технологическом институте (MIT). Там есть команда Scratch, но раньше они ничего подобного не делали. Есть классное видео: если вписать в поисковой строке на YouTube “Henry ScratchJr” – его зовут Генри – можно найти видео, где ему 4,5 года, и он рассуждает о ScratchJr, почему он считает его крутым.
Создание анимаций и программирование – занятия взрослых людей. Почему детям нравится заниматься такой сложной и кропотливой работой?
Я хочу рассказать вам о термине, придуманном одним теоретиком и практиком образования, чьи труды сильно повлияли на мои работы. Его зовут Сеймур Пейперт. Сеймур Пейперт работал с Жаном Пиаже в 1950-х, а в середине 60-х переехал в США, где стал работать в Массачусетском технологическом институте над технологиями для детей. Сеймур Пейперт стал со-разработчиком первого языка программирования для детей, который назывался Logo, который является чем-то вроде прародителя Scratch. Вот что начал замечать Сеймур: чем больше он работал с детьми, тем больше замечал, как и мы замечаем сейчас, что им скучно в школе, а когда тебе скучно – ты не можешь учиться. А еще это означает, что ты не вовлечен ни в какие виды деятельности. В общем, если тебе скучно, это значит, что все слишком просто. Он начал давать ученикам все более сложные задания. Однажды один из учеников, возможно, 7-8-9 лет, который пытался программировать, сказал: «Это так сложно! Но это так весело!» Так, Сеймур начал использовать словосочетание «сложное веселье», то есть, действительно, игры – это сложно, детские игры сложны, играть в Майнкрафт – сложно! Учиться чему-то новому – очень сложно. И мы совершали одну и ту же ошибку десятками, сотнями лет: мы думали, что нужно упрощать все для детей. Но это означает, что школа не будет такой интересной, как игры. Теперь, если мы сможем поднять уровень вовлечения детей, я думаю, мы сможем это сделать благодаря сложным заданиям, которые помогут ученикам решить еще более сложные задания. Вам должно быть знакомо это чувство удовлетворенности, когда смог решить сложную задачу. Поэтому Scratch – отличный инструмент, один из множества отличных инструментов, которые имеют низкий потолок – ведь очень просто начать использовать Scratch –, но у него очень широкие стены, то есть можно двигаться во множество разных направлений. Можно делать что-то сложное, пока не научишься это делать. Наверное, больше всего я люблю говорить родителям о Scratch: одна из причин, по которой дети так любят Scratch, это то, что он позволяет детям очень быстро делать вещи, на которые не способен взрослый. Это переносится и на школу: когда я обучаю педагогов, мне очень важно всегда сказать им, что уже через несколько часов они станут учениками, которые знают больше учителя. Очень важно, чтобы учителя привыкли к мысли, что они не обязаны постоянно быть единственными экспертами в классе.
Может ли ребенок создать шедевр с помощью Scratch?
Конечно! Вы когда-нибудь видели рисунок, сделанный 4-5 летним ребенком, который хотели немедленно повесить себе на стену? Из всех моих работ, моя любимая – та, которую я нарисовал, когда мне было 4-5 лет, а моя мама поместила ее в рамку. Это рисунок, нарисованный пальцами, на нем всего лишь 9 или 10 полос, но, вообще, это выглядит, как забор в грозу, я даже не знаю, именно ли это я хотел нарисовать, но я создал нечто абстрактное, а это детям дается хорошо. С помощью Scratch они могут создавать что-то абстрактное, упрощенное или веселое. https://scratch.mit.edu/projects/72556952/
Что Вы бы посоветовали учителям, которые хотят привить любовь детей не только к правильному использованию новых технологий, но и к созданию технологий?
Митчел Резник возглавляет исследовательскую группу «The lifelong kindergarten group» в медиа-лаборатории Массачусетского технологического института, где они пробуждают наши воспоминания о детских садах и вдохновляют нас на идеи о том, как мы можем сохранить это игровое пространство. Большая часть исследований группы финансируется фирмой Lego – компанией, которая действительно здорово воплощает этот игровой аспект в жизнь. Митчел Резник много раз говорил, что, если мы не учим ребенка программированию, это то же самое, что учить ребенка читать, но не учить его писать. Мы закрываем им доступ к этому новому виду грамотности. Слишком часто в детских садах и школах мы вручаем им гаджеты, чтобы они могли почитать книгу или поиграть в математические игры, но действительно важно, что эти же гаджеты могут помочь им создать интерактивную среду. Мы даем им возможность стать частью интерактивной культуры. Их с радостью привлекают в эту интерактивную среду с самых ранних лет. ScratchJr вышел всего лишь 2 года назад, то есть 2 года назад был создан инструмент, который позволяет 4-летнему ребенку создавать интерактивную среду – это очень меня вдохновляет. Еще раз, для меня очень важно, чтобы никто не подумал, - если мы говорим о педагогах - я не хочу, чтобы воспитатели думали, что они обязаны приносить технологии в класс. Но я хочу убедиться, что все они знакомы с технологиями, доступными для детей, которые могут сподвигнуть на что-то, то есть что-то вроде ScratchJr или Scratch, оба из которых полностью бесплатны и есть в открытом доступе. Также выходят новые инструменты: существует “Turtle art”, с помощью которого дети могут с легкостью создавать сложные работы. Другой инструмент называется “music blocks”, он позволяет им писать собственную музыку, используя блоки, как в Scratch, и есть еще один - “tale blazer”, в котором дети могут создавать игры виртуальной реальности вроде Pokémon Go. Им доступны всевозможные инструменты. Мы собираем группу под названием “Scratch educator meetups”, каждый месяц мы будем проводить встречи в разных школах или компаниях по всей Москве, на которые могут прийти учителя и ознакомиться с этими инструментами, немного поучиться и поделиться идеями друг с другом. Мы начнем эти встречи в следующем месяце, в октябре, и это будет частью проекта Code week.
Беседу проводила Александра Мельцева