1. ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. МЕНЯЯ ПАРАДИГМУ
24 мая на Петербургском международном экономическом форуме прошла панельная сессия «Цифровая экономика и образование. Меняя парадигму» с участием министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константина Носкова.
Выступающие:
- Елена Бунина, Генеральный директор, Яндекс в России
- Андрей Комаров, Председатель совета директоров, ПАО «Челябинский трубопрокатный завод»
- Владимир Мау, Ректор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
- Олег Новиков, Президент, Издательская группа «Эксмо-АСТ»; президент, Корпорация «Российский учебник»
- Константин Носков, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
- Марина Ракова, Генеральный директор, Федеральное государственное автономное учреждение «Фонд новых форм развития образования»
- Эмануэль Трик, Президент, Университет Ниццы – Софии Антиполис
Трансляция: https://www.forumspb.com/programme/56948/
2. БУДУЩЕЕ ЭКОНОМИКИ: ОБРАЗОВАНИЕ КАК СФЕРА ИНВЕСТИЦИЙ
Семьи и частные инвесторы готовы вкладывать деньги в образование, однако потенциал домохозяйств и бизнеса в нашей стране не используется в полной мере. Почему так происходит, обсудили участники панельной сессии «Будущее экономики: образование как сфера инвестиций», состоявшейся 25 мая на Петербургском международном экономическом форуме.
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступивший в роли модератора сессии, напомнил, что Россия занимает скромное место в мире по объему государственных вложений в образование
В дискуссии приняли участие ректор МГУ Виктор Садовничий и ректор ИТМО Владимир Васильев, рассказавшие о создании научно-технологических центров при своих университетах с участием бизнеса. Вице-президент ВЭБ Михаил Алашкевич предложил бизнесу инвестировать в образование при условии, что государство возвращает средства только в случае достижения понятных результатов (например, инвестор вкладывает деньги в школу, но получает их назад, только если в школе благодаря этому сократилось число неуспевающих учеников).
Помощник Президента России Андрей Фурсенко предположил, что нехватка денег в образовании не главная проблема, и порекомендовал вкладывать деньги не только в инфраструктуру и технологии, но и в знания, в человеческий капитал. Первый вице-президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников заявил, что его корпорация готова инвестировать в образование, но для этого нужны четкие государственные гарантии.
Завершая дискуссию, Ярослав Кузьминов отметил, что готовность инвестировать в образование высока и у граждан, и у бизнеса в том числе потому, что люди готовы отдавать свои ресурсы на важное дело. При этом, привлекая ресурсы, нужно говорить не только о деньгах, но и о содержательных изменениях в образовании, которые приведут, например, к резкому сокращению числа неуспешных выпускников школы (сейчас этот показатель — 28 процентов). Инвестировать нужно не просто в инновации, а в то, что востребовано, что точно будет способствовать повышению качества образования.
Трансляция: https://www.forumspb.com/programme/59071/
3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ
Санкт-Петербург. Технологии в современном мире развиваются экспоненциально, 90% данных по всей планете накоплены за два года. Об этом сообщил владелец группы компаний ЕСН, член Попечительского совета МГУ им. Ломоносова Григорий Березкин.
Он выступил на сессии «Технологический прорыв и пространственное развитие страны» на Петербургском международном экономическом форуме-2018 24 мая.
«Теперь нужен такой же прорыв и в науке, ответ на то, что мы наблюдаем вокруг себя. А как это сделать в масштабах страны? Происходит децентрализация во всех сферах нашей жизни. У блогера на Дальнем Востоке может быть аудитория выше, чем у «Комсомольской правды». Цифровизация отражается и на бизнесе. Мы знаем, что Дальний Восток сейчас активно развивается, 30% инвестиций в страну за прошлый год пришли именно на Дальний Восток. Там создана гибкая система управления налогами, территория опережающего развития, там другие налоговые принципы. Это сразу качественно изменило ситуацию, это создает определенную модель. При очень четкой политической вертикали это большая экономическая гибкость», - рассказал Григорий Березкин.
«Необходим инструмент, который будет решать не только локальные вопросы, но и проблемы всей отрасли. Нужно внедрение цифровой стратегии отрасли. Она обеспечивает доступность компетенций и ресурсов, которые необходимы для какого-то отдельного региона. У нас запускаются цифровые платформы, которые могут объединить как крупных игроков, так и малых стартаперов», - пояснил Константин Прядилов.
Министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Котюков подчеркнул, что для технологического прорыва в России необходимо создавать систему дополнительных компетенций, что обеспечит необходимую концентрацию интеллектуальных ресурсов страны.
Трансляция: https://www.forumspb.com/programme/57726/
4. НАУКА ДЕЛАЕТ ТО, ЧТО НЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ПОЛИТИКА
Министерству науки и высшего образования РФ необходимо в первую очередь обратить внимание на проблему высокой бюрократизации российской науки. Об этом заявил член президиума Российской академии наук (РАН) Владимир Фортов на сессии «Наука делает то, что не может сделать политика», прошедшей в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) 25 мая.
"Российская наука крайне забюрократизирована… [Бюрократизированность] вышибает нашу конкурентоспособность, вышибает молодежь из работы и тормозит научный процесс со страшной силой… Пока мы не разберемся с бюрократией, не уберем колоссальное количество людей, которые ничего не делают и не понимают, а загружают нас, — мы не добьемся успеха. Я бы хотел, чтобы новое Министерство науки и высшего образования обратило внимание на эту проблему", — сказал академик.
Трансляция: https://www.forumspb.com/programme/57645/