Конференция является важнейшим событием в сфере дошкольного образования, оказывает огромное влияние на его развитие и вызывает неподдельный интерес ученых и практиков.
Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина подчеркнула, что в Российской Федерации развитие системы образования идет в формате государственно-общественного управления, когда общество формирует запрос, а власть реагирует на те или иные тезисы, которые высказывает общество.
– В России удалось решить важнейшую задачу обеспечения местами в детских садах для детей в возрасте от 3 до 6,5 лет, – заметила Любовь Духанина. – В 74 регионах РФ доступность дошкольного образования составляет 99%, а в четырех – от 95 до 99%. Страна продолжает удерживать достигнутые показатели в течение последних лет.
Как показывают опросы родителей дошкольников, для семей имеет значение расположение детского сада (71%). Родителей также беспокоит, как организован уход за детьми (67%), чему учат детей и кто с ними работает (60%).
С января 2014 года в РФ вступил в силу ФГОС дошкольного образования, сохраняющий вариативность программ дошкольного образования и делающий основной упор на развитие малышей через игру, через общение со сверстниками и со взрослыми. В стандарт впервые было включено понятие «предметно-развивающая среда», это означает, что для обеспечения полноценного развития ребенка недостаточно простого перечня оборудования, которое должно быть в детском саду. Нужно понимать, как устроено все пространство, как организована жизнь ребенка. Это непростая задача, которая требует не только реновации пространства всех групп детских садов, но и большого объема осмысления работы в рамках нового стандарта самими воспитателями.
Предыдущие конференции показали, что педагоги-дошкольники очень активно обмениваются собственными наработками.
Любовь Духанина говорила и о проблемах в сфере дошкольного воспитания. Одна из них – состояние здоровья ребенка – крайне важна.
– Мы часто слышим, что здоровье у детей при поступлении в первый класс все слабее и слабее, – отметила Любовь Николаевна. – Поэтому мы не поддерживаем увеличение количества детей в группах. В некоторых группах занимаются до 40–45 человек при среднем значении 25 человек в группе. Мы не поддерживаем увеличение нагрузки на педагогов дошкольного образования, считаем, что мотивировать людей на увеличение работы до 60 часов в неделю не совсем правильно и рассчитываем, что в ближайшее время эта ситуация будет исправляться.
Говоря о программе конференции, Любовь Духанина подчеркнула, что особое внимание будет уделено вопросам качества дошкольного образования, этой теме посвящены два круглых стола. Будут обсуждаться критерии, которые используются при оценке качества дошкольного образования. Международные эксперты расскажут, как они оценивают уровень образования детей в своих странах.
В этом году конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE) впервые проходит под эгидой ЮНЕСКО. Об этом значимом событии рассказал заведующий кафедрой ЮНЕСКО по изучению глобальных проблем на факультете глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, советник президента Российской академии наук Юрий Саямов, который напомнил, как начиналось сотрудничество Москвы и ЮНЕСКО:
– В ЮНЕСКО существует линейка образования в течение всей жизни. К моменту визита делегации Москвы в ЮНЕСКО 4 апреля 2007 года в этой линейке оставалась только одна незанятая ниша – образование детей с 0 до 6 лет. Возникла идея предложить ЮНЕСКО заняться этой нишей и провести в России международную конференцию по этим вопросам. Идея была позитивно воспринята генеральным директором ЮНЕСКО Коитиро Мацуурой. Всемирная конференция ЮНЕСКО была проведена в Москве в 2010 году, на ней присутствовали более 70 министров образования. Такой мощный старт и то, что именно Россия стала инициатором внимания к этим вопросам во всем мире, объяснялось еще и тем, что Россия выступили локомотивом борьбы за права детей. Москва стала городом, который благоприятен детям.
Нынешняя конференция получила эгиду ЮНЕСКО, потому что этот проект изначально находился под патронатом ЮНЕСКО. Это создает большие возможности для его международного продвижения. Программа, разработанная нашими специалистами, стала международной. Сейчас по ней борются за права детей во всем мире, чтобы дети учились, готовились к жизни даже в ясельных группах и детских садах. Этот проект был блестяще реализован и сейчас находит продолжение в конференции ECCE.
Председатель международного комитета конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE) Николай Веракса отметил значимость предстоящего мероприятия для развития образования:
– Конференция задает определенный контекст, позволяет увидеть те проблемы, которые нельзя заметить вне этого широкого контекста. Одна из них – голос ребенка. Казалось бы, это незначимая вещь, но она возникает в контексте исследований Выготского, Бахтина. Возникает проблема – есть ли голос ребенка или он все время интерпретируется взрослыми. Получается, что взрослые приписывают ребенку некоторые желания и в зависимости от этого начинают выстраивать свою деятельность.
Оценка качества дошкольного образования – фундаментальная проблема, которая показывает, что дошкольное образование не является достоянием одной страны, это всеобщий процесс.
– Перед нами задача – увидеть будущее, – отметил Николай Веракса, – и конференция позволяет увидеть эти проблемы. Почему мы с таким желанием и надеждой смотрим на ЮНЕСКО? Потому что она поддерживает возможности будущего взгляда на систему дошкольного образования. Эти сюжеты будут озвучены на конференции и проложат перспективы взаимодействия, которые мы будем реализовывать и развивать.
Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко обратил внимание присутствующих на возросший интерес общества к проблемам развития дошкольного образования:
– В разных странах дошкольным образованием обычно занимались разные ведомства. Как правило, это было даже не образовательное ведомство, а социальная защита, как некая организация заботы о маленьких детях, которые пока не ходят в школу. За последние 30 лет произошла знаковая вещь – компетенция организаций дошкольного образования перетекла из соцзащиты в ведение образовательных ведомств. Дошкольное образование стало восприниматься как очень значимая ступень в жизни, дающая определенные человеческие качества молодым людям, которые не дает никакая другая ступень.
Замечено, что в дошкольном образовании огромное значение начинают играть сверстники и те, кто немного старше. Оказывается, что в дошкольном детстве сейчас можно наблюдать те же закономерности, что, например, и в студенческой среде, когда значимый близкий не менее значим, чем взрослый. Общение внутри детского сообщества в дошкольном возрасте становится не менее важным, чем в старшем возрасте.
– Мы как педагогический вуз, в первую очередь, должны исследовать разные ситуации дошкольного детства и предоставлять нашим студентам различные кейсы – что происходит в дошкольном детстве, с чем они будут сталкиваться, каким образом это будет связано с их педагогической карьерой, – сказал Игорь Реморенко.
Один из главных вызовов – цифровые технологии, которые сокращают расстояния не только между поколениями, но и внутри поколений. На конференции пройдет круглый стол, где будут обсуждаться проблемы цифровизации применительно к дошкольному образованию.
VII Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» пройдет в Москве с 16 по 20 мая 2018 года под эгидой ЮНЕСКО.