В обсуждении приняли участие:
Елена Юдина, кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой, Московская высшая школа социальных и экономических наук.
Наталья Гришаева, старший научный сотрудник, ИС РАН.
Ирина Быкадорова, руководитель направления «Дошкольное образование и ранее развитие», Университет детства «Рыбаков Фонд».
Елена Кравцова, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, ФГБНУ «ИИДСВ РАО».
Елена Аккуратова, кандидат педагогических наук, куратор направления "Искусство" Регионального проекта по дошкольному образованию в г. Альметьевске.
Важный вопрос – для чего нужна инновация. От ответа на этот вопрос во многом зависит, насколько эта инновация приживется. Случается, что руководство берется за инновации только для того, чтобы они могли называться инновационным детским садом, или таким образом пытаются взбодрить таким образом педагогический коллектив, такие цели не продуктивны. Главной целью любых инноваций должно быть желание сделать процесс обучения эффективным и полезным для детей. Инновации будут успешными, когда коллектив, стремящийся их внедрить, стоит на позиции детей и педагоги готовы к инновациям, обладают необходимыми компетенциями.
Одна из проблем дошкольного образования в том, что советская система детских садов, хоть и считалась одной из лучших в мире, строилась по образцу и подобию школ. Не раз подчёркивалось, что важно, чтобы эти школы для маленьких не превратились в маленькие школы. Избежать подобного подхода к дошкольному образованию сложно.
Сейчас часто приходится сталкиваться с мнением, что традиция – это плохо, нечто устаревшее, а вот инновация – это всегда что-то положительное и непременно ведет к повышению эффективности какого-то процесса. Однако это не всегда так.
– Иногда лучшие инновации – это возврат к традициям, – считает Елена Олеговна Смирнова, доктор психологических наук, профессор, научный руководитель УМЦ «Игры и игрушки» факультета «Психология образования» МГППУ, – к традиционной игре, а не к компьютерной, к традиционным игрушкам, а не напичканными электроникой. К традиционным дворам, потому что там была какая-то самостоятельная жизнь детей, то, что сейчас называется субъектностью, когда дети были инициаторами собственной активности. Наше дошкольное образование заорганизовано. Стремление к инновациям сводится либо к технологизации, когда в процесс образования встраивают компьютеры, либо к добавлению каких-то предметов типа экономики, астрономии, анатомии, что дошкольникам не нужно.
Хорошая инновация опирается на традиции, они не должны спускаться сверху, а должны внедряться только тогда, когда в них назрела необходимость, когда какие-то образовательные задачи невозможно решить, используя традиционные методики – к таким выводам пришли эксперты.
Мы хотели бы пригласить читателей к разговору, попросить поделиться своими взглядами на поставленную проблему и рассказать о технологиях, традиционных и инновационных, которые используются в работе.