Участников конференции приветствовал ректор МПАДО, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса. Выступая с докладом, Николай Евгеньевич рассказал о важности создания в дошкольных учреждениях пространства детской реализации, которое способствует формированию личности ребенка и развитию его инициативности и креативности. Он подробно рассказал, как организовать ПДР, какие компетенции и знания требуются при этом от педагогов.
Екатерина Васильевна Пронина, заместитель начальника управления образования и молодежной политики администрации Рязани, рассказала о системе дошкольного образования города. В Рязани 112 муниципальных детских садов, 7 негосударственных. Через консультационные центры, центры игровой поддержки, службы ранней помощи, лекотеки, группы кратковременного пребывания реализуются вариативные формы дошкольного образования, оказывается поддержка семьям, в которых дети получают семейное образование.
Основные образовательные программы дошкольного образования в детских садах Рязани разработаны с учетом комплексных программ дошкольного образования. Екатерина Васильевна отметила, что 95% муниципальных дошкольных образовательных учреждений используют программу «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», что позволяет им успешно осуществлять переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, общения с родителями воспитанников, создавать пространство детской реализации.
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» эффективна, прежде всего за счет оптимального сочетания классического дошкольного образования и современных образовательных технологий, направленных на поддержку творчества, развитие личности ребенка.
Татьяна Константиновна Харькова, директор рязанского Центра мониторинга и сопровождения образования (ЦМиСО), рассказала о методической работе, которая велась с педагогами дошкольных образовательных учреждений в рамках реализации национального проекта «Образование». В Рязани реализуются 13 муниципальных инновационных проектов, в которых участвуют более 1,5 тысяч педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Ирина Ильинична Комарова, кандидат исторических наук, проректор по науке МПАДО, говорила о цифровой трансформации дошкольного образования, влиянии информационно-коммуникационных средств на здоровье дошкольников, государственной политике в отношении этой проблемы.
Ольга Евгеньевна Веннецкая, проректор МПАДО, кандидат педагогических наук, эксперт по дошкольному образованию Министерства просвещения РФ и эксперт по дошкольному образованию РАО, сделала общий обзор Программы и представила точки возможного роста, как совершенствовать образовательный процесс в ДОО.
Преподаватели МПАДО познакомили присутствующих с инновациями Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», рассказали о поддержке детской индивидуальности в общегрупповой деятельности детского сада, поделились опытом, как заинтересовать детей совместными проектами и организовать детско-взрослое сообщество, познакомили с технологиями: «Образовательное событие», «Развивающий диалог», «Голос ребенка» и т.д.
Программа вызывает у педагогов-дошкольников неподдельный интерес. Она постоянно дорабатывается и совершенствуется. Авторы вносят в разделы Программы новейшие методики и технологии, которые воспитателям предстоит осваивать.
Технологии, представленные в Программе, уже апробированы и успешно работают. Опытом их применения поделились Елена Валерьевна Силякова, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №123» г. Рязань; Татьяна Антольевна Майорова, заведующая МКДОУ Детский сад №135, г. Рязань; Татьяна Александровна Данилина, заместитель заведующего ЧОУ «Детский сад “Замок детства”», с/з имени Ленина, Московская область.