Всей редакцией мы сердечно поздравляем Николая Евгеньевича с юбилеем, желаем ему дальнейших успехов в научной деятельности, здоровья и долголетия.
Николай Евгеньевич – фигура, широко известная в кругах людей, связанных с дошкольным образованием. Сегодня, в такой торжественный день, мы хотели бы немного подробнее рассказать о том, в чем именно заключен уникальный вклад Николая Евгеньевича в изучение дошкольного детства.
Психологи по-разному относятся к ребёнку-дошкольнику: кто-то стремится окружить детей максимальным комфортом, кто-то придумать способы, чтобы подготовить их к будущей школьной жизни. Николай Евгеньевич является одним из ярчайших продолжателей научной линии Л. С. Выготского, широко известной как в Российской Федерации, так и во всем мире, но при этом явно недостаточно реализуемой на практике в нашей стране. Это линия, направленная на поиск возможностей, скрытых в самом ребёнке, разработку средств их культурного развития.
В 1980-х годах Н. Е. Веракса в результате серии исследований открыл и описал особую линию в интеллектуальном развитии ребёнка: диалектическое мышление. То, что раньше считалось свойственным взрослым, гениям, оказалось органично присуще маленьким детям. Дошкольники не боятся сталкиваться с противоречивыми вопросами и задачами, не пытаются укрыться от них с помощью логических увёрток, а с радостью погружаются в мир творчества, поиска того, чего ещё нет, создания объектов, в которых мирно сосуществуют, казалось бы, взаимоотрицающие начала. Если эта детская способность к диалектическому видению мира сохраняется и развивается у взрослых, то они и становятся творцами, теми, кто двигает науку и культуру вперед. Н. Е. Веракса отстаивает такую психологию, которая не старается насытить детскую жизнь чужеродным, взрослым содержанием, но, опираясь на детские возможности, позволяет ребёнку и раскрывать свой потенциал, и чувствовать себя в непростой и проблемной ситуации собственного изменения и развития легко и радостно. Николай Евгеньевич Веракса олицетворяет собой тип психолога, для которого важна истина, и при этом на первом месте стоит сам ребёнок с его душевными переживаниями и ожиданием чуда, потому что служение истине – это служение человеку, какого бы возраста и роста он ни был.
Последние 6 лет Н. Е. Веракса возглавляет Оргкомитет Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» – уникальное для России мероприятие, где ежегодно собираются эксперты в области дошкольной психологии и педагогики со всего мира и делятся опытом, демонстрируют результаты исследований, обсуждают проблемы, формируют тренды в дошкольном воспитании. Сейчас научная школа Н. Е. Вераксы также создаёт программы и для развития диалектического мышления взрослых – а то нехорошо же им отставать от маленьких детей!
Мы благодарим Евгения Евгеньевича Крашенинникова и Игоря Богдановича Шияна за помощь в составлении текста.