Акулова О.В., Ивченко Т.А., Конохова Е.С. Значение общественного движения поддержки первоначального воспитания на рубеже XIX–ХХ веков в становлении теории и практики дошкольного образования
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24411/1997-9657-2018-10034
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Акулова О.В., Ивченко Т.А., Конохова Е.С. Значение общественного движения поддержки первоначального воспитания на рубеже XIX–ХХ веков в становлении теории и практики дошкольного образования // Современное дошкольное образование. – 2018. – №8(90). – С. 38–53. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10034
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Методология. В статье представлены результаты осмысления предпосылок становления науки и практики воспитания детей на основе анализа деятельности общественного движения по организации дошкольного дела на рубеже XIX–XX веков.
Цель: описание истории общественного движения в поддержку первоначального образования детей для выявления предпосылок становления отечественной научной школы дошкольного воспитания и подготовки специалистов для детских садов.
Методы и построение исследования: статья построена на основе анализа архивных документов кафедры дошкольной педагогики и музея РГПУ им. Герцена, исторических статей, посвященных становлению дошкольного образования. Использован нарративный метод для освещения деятельности обществ по поддержке дошкольного воспитания. Компаративный метод применен для выявления общих направлений деятельности общественного движения в Санкт-Петербурге в поддержку первоначального воспитания детей. Ретроспективный анализ позволил выявить предпосылки становления отечественной системы дошкольного образования.
Результаты. Описана деятельность обществ: «содействия первоначальному воспитанию» («Фребелевское общество»), «содействия дошкольному воспитанию» и «свободного воспитания». Освещены идеи педагогов – участников различных обществ, стоящих у создания отечественной дошкольной педагогики и учреждений по подготовке специалистов для работы с детьми. Раскрыта роль общественного движения в становлении теории и практики дошкольного образования.
Выводы. Анализ деятельности обществ поддержки дошкольного дела помогает осознать основные предпосылки развития научных взглядов на воспитание и развитие ребенка и выявить традиции отечественного опыта подготовки специалистов для детского сада, зародившиеся в общественном движении рубежа XIX–ХХ веков и воплощенные в деятельности ПИДО.
Литература
1. Акулова О.В. Дидактические материалы Ф. Фребеля как средство педагогического сопровождения развития и саморазвития дошкольников // Инновационные процессы
в дошкольном образовании. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. РГПУ им. А.И. Герцена, Институт детства. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С. 218–224.
2. Акулова О.В. История факультета дошкольного образования // Институт детства Герценовского университета: коллективная монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им.
А.И. Герцена, 2017. – С. 15–34.
3. Акулова О.В., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Кафедра дошкольной педагогики // Институт детства Герценовского университета: коллективная монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – С. 54–99.
4. Акулова О.В., Савинова Л.Ю. От Воспитательного дома… // Институт детства Герценовского университета. Коллективная монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им.
А.И. Герцена, 2017. – С. 8–15.
5. Байдукова Е.Н. Становление и развитие дошкольных образовательных учреждений в России второй половины XIX – начала XX веков / Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». № 4(51). Июль 2017 стр. 1-5. [Электронный ресурс]. URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1501090499.pdf. Дата обращения: 30.07.2018.
6. Бенуа А.Н. Живопись, воспоминания, размышления. Книга 2. Глава 5. Первая школа. –
М.: Изд-во Захаров, 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www.benua.su/book_2_g5_2. Дата обращения: 30.07.2018
7. Гогоберидзе А.Г. Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета: традиции и инновации // Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета. Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во РГПУ им.
А.И. Герцена, 2010. – С. 12–17.
8. Деятельность Петроградского общества содействия дошкольному воспитанию детей за 1914 г. – Петроград, 1915. – 71 с.
9. Зайцева В. Санкт-Петербургское Фребелевское общество для содействия первоначальному воспитанию // Энциклопедия благотворительности. Санкт-Петербург. –
СПб., 2002-2012. [Электронный ресурс]. URL: http://encblago.lfond.spb.ru/showObject.do?object=2853547719. Дата обращения: 30.07.2018
10. Князев Е. К 145-летию создания первых дошкольных организаций в России: Фребелевское общество // Дошкольное воспитание № 12, 2016. – С. 109 -113. [Электронный ресурс]. URL: http://dovosp.ru/wp-content/uploads/2016/12/knyazev_12_2016.pdf. Дата обращения: 30.07.2018
11. Логинова В.И. Становление теории дошкольного воспитания на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена // Становление теории и практики дошкольного воспитания. Межвузовский сборник научных трудов. – СПб.: Образование, 1992. –
С. 10–23.
12. Маневцова Л.М., Ивченко Т.А., Никонова Н.О. Развитие идей воспитания детей средствами природы в истории кафедры дошкольной педагогики // Педагогика детства: Петербургская научная школа: коллективная монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им.
А.И. Герцена, 2005. – С. 190–202.
13. Морозова М.Я., Тихеева Е.И. Современный детский сад, его значение и оборудование. – Петроград: Р. Шварц, 1916. – 125 с.
14. Онищенко Э.В. Анализ метода Е.И. Тихеевой как гуманистически-ориентированной педагогической технологии // Методы, приемы и технологии в педагогике ненасилия. Сборник научных статей и материалов XX Всероссийской научно-практической конференции по проблемам педагогики ненасилия. – СПб.: Verba Vagistra, 1999. – С. 20–25.
15. Онищенко Э.В. Организация вариативных дошкольных образовательных учреждений в России: исторические параллели. // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: проблемы, поиски, перспективы. Герценовские чтения: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во: НИИ химии СПбГУ, 1998. – С. 63–64.
16. Онищенко Э.В., Романюк Л.В. История факультета дошкольного образования РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб.: НИИ химии СПбГУ, 1998. – 76 с.
17. Отчет о деятельности общества содействия дошкольному воспитанию детей за 1913 год. – СПб., 1914. – 48 с.
18. Отчет Санкт-Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию детей за 1911 год. – СПб., 1912. – 19 с.
19. Савинова Л.К. 70 лет факультету дошкольного воспитания РГПУ им. А.И. Герцена // Становление теории и практики дошкольного воспитания. Межвузовский сборник научных трудов. – СПб.: Образование, 1992. – С. 3–10.
20. Сороков Д.Г. Русская учительница. Семейные истории и метод научной педагогики Юлии Фаусек. Книга 2. – М.: Форум, 2010. – 384 с.
21. Фаусек Ю.И. Русская учительница. Воспоминания Монтессори-педагога. Кн. 1; под ред. Д.Г. Сорокова. – М.: Форум, 2010. – 400 с.
в дошкольном образовании. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. РГПУ им. А.И. Герцена, Институт детства. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С. 218–224.
2. Акулова О.В. История факультета дошкольного образования // Институт детства Герценовского университета: коллективная монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им.
А.И. Герцена, 2017. – С. 15–34.
3. Акулова О.В., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Кафедра дошкольной педагогики // Институт детства Герценовского университета: коллективная монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – С. 54–99.
4. Акулова О.В., Савинова Л.Ю. От Воспитательного дома… // Институт детства Герценовского университета. Коллективная монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им.
А.И. Герцена, 2017. – С. 8–15.
5. Байдукова Е.Н. Становление и развитие дошкольных образовательных учреждений в России второй половины XIX – начала XX веков / Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». № 4(51). Июль 2017 стр. 1-5. [Электронный ресурс]. URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1501090499.pdf. Дата обращения: 30.07.2018.
6. Бенуа А.Н. Живопись, воспоминания, размышления. Книга 2. Глава 5. Первая школа. –
М.: Изд-во Захаров, 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www.benua.su/book_2_g5_2. Дата обращения: 30.07.2018
7. Гогоберидзе А.Г. Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета: традиции и инновации // Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета. Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во РГПУ им.
А.И. Герцена, 2010. – С. 12–17.
8. Деятельность Петроградского общества содействия дошкольному воспитанию детей за 1914 г. – Петроград, 1915. – 71 с.
9. Зайцева В. Санкт-Петербургское Фребелевское общество для содействия первоначальному воспитанию // Энциклопедия благотворительности. Санкт-Петербург. –
СПб., 2002-2012. [Электронный ресурс]. URL: http://encblago.lfond.spb.ru/showObject.do?object=2853547719. Дата обращения: 30.07.2018
10. Князев Е. К 145-летию создания первых дошкольных организаций в России: Фребелевское общество // Дошкольное воспитание № 12, 2016. – С. 109 -113. [Электронный ресурс]. URL: http://dovosp.ru/wp-content/uploads/2016/12/knyazev_12_2016.pdf. Дата обращения: 30.07.2018
11. Логинова В.И. Становление теории дошкольного воспитания на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена // Становление теории и практики дошкольного воспитания. Межвузовский сборник научных трудов. – СПб.: Образование, 1992. –
С. 10–23.
12. Маневцова Л.М., Ивченко Т.А., Никонова Н.О. Развитие идей воспитания детей средствами природы в истории кафедры дошкольной педагогики // Педагогика детства: Петербургская научная школа: коллективная монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им.
А.И. Герцена, 2005. – С. 190–202.
13. Морозова М.Я., Тихеева Е.И. Современный детский сад, его значение и оборудование. – Петроград: Р. Шварц, 1916. – 125 с.
14. Онищенко Э.В. Анализ метода Е.И. Тихеевой как гуманистически-ориентированной педагогической технологии // Методы, приемы и технологии в педагогике ненасилия. Сборник научных статей и материалов XX Всероссийской научно-практической конференции по проблемам педагогики ненасилия. – СПб.: Verba Vagistra, 1999. – С. 20–25.
15. Онищенко Э.В. Организация вариативных дошкольных образовательных учреждений в России: исторические параллели. // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: проблемы, поиски, перспективы. Герценовские чтения: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во: НИИ химии СПбГУ, 1998. – С. 63–64.
16. Онищенко Э.В., Романюк Л.В. История факультета дошкольного образования РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб.: НИИ химии СПбГУ, 1998. – 76 с.
17. Отчет о деятельности общества содействия дошкольному воспитанию детей за 1913 год. – СПб., 1914. – 48 с.
18. Отчет Санкт-Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию детей за 1911 год. – СПб., 1912. – 19 с.
19. Савинова Л.К. 70 лет факультету дошкольного воспитания РГПУ им. А.И. Герцена // Становление теории и практики дошкольного воспитания. Межвузовский сборник научных трудов. – СПб.: Образование, 1992. – С. 3–10.
20. Сороков Д.Г. Русская учительница. Семейные истории и метод научной педагогики Юлии Фаусек. Книга 2. – М.: Форум, 2010. – 384 с.
21. Фаусек Ю.И. Русская учительница. Воспоминания Монтессори-педагога. Кн. 1; под ред. Д.Г. Сорокова. – М.: Форум, 2010. – 400 с.
- Комментарии
Загрузка комментариев...