кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)
Акулова Ольга Владимировна
Методология. В статье представлены результаты осмысления предпосылок становления науки и практики воспитания детей на основе анализа деятельности общественного движения по организации дошкольного дела на рубеже XIX–XX веков.
Цель: описание истории общественного движения в поддержку первоначального образования детей для выявления предпосылок становления отечественной научной школы дошкольного воспитания и подготовки специалистов для детских садов.
Методы и построение исследования: статья построена на основе анализа архивных документов кафедры дошкольной педагогики и музея РГПУ им. Герцена, исторических статей, посвященных становлению дошкольного образования. Использован нарративный метод для освещения деятельности обществ по поддержке дошкольного воспитания. Компаративный метод применен для выявления общих направлений деятельности общественного движения в Санкт-Петербурге в поддержку первоначального воспитания детей. Ретроспективный анализ позволил выявить предпосылки становления отечественной системы дошкольного образования.
Результаты. Описана деятельность обществ: «содействия первоначальному воспитанию» («Фребелевское общество»), «содействия дошкольному воспитанию» и «свободного воспитания». Освещены идеи педагогов – участников различных обществ, стоящих у создания отечественной дошкольной педагогики и учреждений по подготовке специалистов для работы с детьми. Раскрыта роль общественного движения в становлении теории и практики дошкольного образования.
Выводы. Анализ деятельности обществ поддержки дошкольного дела помогает осознать основные предпосылки развития научных взглядов на воспитание и развитие ребенка и выявить традиции отечественного опыта подготовки специалистов для детского сада, зародившиеся в общественном движении рубежа XIX–ХХ веков и воплощенные в деятельности ПИДО.
Введение. В статье представлены результаты теоретико-практического исследования истории музейной коллекции кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета, раскрываются группы задач, которые решают преподаватели кафедры, обращаясь к музейным коллекциям. Особое внимание авторы статьи уделяют одной из приоритетных задач современного образования – созданию мотивации у студентов к освоению педагогической профессии и осознанию ее ценности в социуме.
Цель проведенного исследования – описание истории создания уникальной музейной коллекции аутентичных материалов Ф. Фребеля и М. Монтессори, обоснование возможности использования потенциала коллекций в образовании современного педагога.
Результатом исследования явилось описание потенциала музея для организации научно-исследовательской работы преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета. Описаны возможности музейной коллекции для ознакомления с историей становления профессии «воспитатель детского сада». Анализ наследия М. Монтессори и Ф. Фребеля подводит к выводу о современности и актуальности идей педагогов прошлого и реинновации их в практику детского сада XXI века.
Вывод. Представленное описание аутентичных музейных коллекций материалов Ф. Фребеля и М. Монтессори кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета, объяснение потенциальных возможностей их использования в образовательном процессе педагогического вуза раскрывает один из способов решения актуальной задачи высшего профессионального образования по созданию у студентов мотивации к освоению педагогической профессии. Экскурс в историю позволяет молодым и опытным педагогам переосмыслить современную теорию и практику дошкольного образования.
Методология. В статье описывается история создания и развития одного из старейших факультетов Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена – института детства, готовящего специалистов для дошкольного и начального образования Института дошкольного образования, рассказывается об изменении его структуры, содержания работы и особенностях организации.
Цель: описание 100-летней истории развития института детства Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, выявление педагогических традиций и перспектив дальнейшего развития института.
Метод и построение исследования. Статья построена на основе анализа документов и других источников, описывающих возникновение и развитие института детства. Методами исследования выступали нарративный (повествовательно-описательный) метод, исторический (ретроспективный) метод, метод сравнительного анализа.
Результаты. Описана традиция подготовки специалистов дошкольного и начального образования, начиная с созданного в 1871 году Санкт-Петербургского Фребелевского общества. Представлена история появления в 1918 году и развития первого в России вуза, где готовили дошкольных работников – Педагогического института дошкольного образования (ПИДО) до момента слияния высших педагогических учреждений Ленинграда на базе Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена. Показана история развития основных направлений работы института – педагогической и научно-исследовательской деятельности. Описаны преобразования кафедр, вклад известных педагогов дошкольного и начального образования в подготовку кадров, современное состояние и перспективы развития института детства.
Выводы. Представленное описание позволяет проанализировать направления развития и способы совершенствования системы подготовки специалистов дошкольного и начального образования, осознать необходимость преемственности двух ступеней образования не только в реализации образовательного процесса, но и подготовке будущих педагогов дошкольных образовательных организаций и учителей начальной школы.