ассистент кафедры дошкольной педагогики, РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)
Атарова Анна Николаевна
Введение. В статье представлены результаты теоретико-практического исследования истории музейной коллекции кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета, раскрываются группы задач, которые решают преподаватели кафедры, обращаясь к музейным коллекциям. Особое внимание авторы статьи уделяют одной из приоритетных задач современного образования – созданию мотивации у студентов к освоению педагогической профессии и осознанию ее ценности в социуме.
Цель проведенного исследования – описание истории создания уникальной музейной коллекции аутентичных материалов Ф. Фребеля и М. Монтессори, обоснование возможности использования потенциала коллекций в образовании современного педагога.
Результатом исследования явилось описание потенциала музея для организации научно-исследовательской работы преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета. Описаны возможности музейной коллекции для ознакомления с историей становления профессии «воспитатель детского сада». Анализ наследия М. Монтессори и Ф. Фребеля подводит к выводу о современности и актуальности идей педагогов прошлого и реинновации их в практику детского сада XXI века.
Вывод. Представленное описание аутентичных музейных коллекций материалов Ф. Фребеля и М. Монтессори кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета, объяснение потенциальных возможностей их использования в образовательном процессе педагогического вуза раскрывает один из способов решения актуальной задачи высшего профессионального образования по созданию у студентов мотивации к освоению педагогической профессии. Экскурс в историю позволяет молодым и опытным педагогам переосмыслить современную теорию и практику дошкольного образования.
Введение. В статье представлены результаты многофакторного исследования, объединенного целостным проектом, условно названным «Артефакты детства», в рамках которого изучались социолого-педагогические направления, связанные с соотношением ценностных ориентиров современного мира взрослых и детей. Цель – изучить специфику современного отношения к детству, ценностное отношение детей к миру взрослых и прийти к пониманию определяющих ценностных детерминант социально-личностного развития детей.
Методологической основой исследования являлись: концептуальная модель сознательного и целенаправленного изменения поведения родителей (А. Адлер); концепция культурно-исторического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) личности ребенка в процессе освоения опыта предшествующих поколений при условии взаимодействия со взрослым (Н.Ф. Радионова); понимание ребенка как субъекта детских видов деятельности (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др.).
Результаты исследования:
• определение сущностных и структурно-содержательных характеристик ценностного отношения детей к миру взрослых и обоснование педагогических детерминант, обеспечивающих развитие ценностного отношения к периоду детства;
• обогащение современными данными об организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования ценностных ориентаций взрослых и современных дошкольников.
Выводы. Исследование расширяет психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста в рамках особенностей формирования у них ценностного отношения к миру взрослых, что дает материал для диагностической, коррекционной и педагогической работы с детьми и их семьями.
Введение. В статье раскрывается замысел педагогического проекта, который предполагается реализовать в нескольких ДОО Санкт-Петербурга. Актуальность данного проекта определяется значимостью социокультурного проектирования как одного из ведущих способов, обеспечивающих благоприятные условия и позитивную среду развития ребенка в период дошкольного детства.
Методы. Методологической основой исследования являлись: идеи гуманитарного и субъектного подходов; концепция развития ребенка дошкольного возраста как субъекта детских видов деятельности и поведения (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, и др.); концепция культурно-исторического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) личности ребенка в процессе освоения опыта предшествующих поколений при условии взаимодействия со взрослым (Н.Ф. Радионова); исследовательские данные об особенностях поведения и деятельности старших дошкольников – жителей Санкт-Петербурга, полученные на рубеже 2010-х годов. Был применен системный анализ, включающий теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, метод проектирования методического комплекса «Петербург – территория детства», обеспечивающего субъектное включение ребенка старшего дошкольного возраста в проектирование социокультурного пространства и образовательной среды своего развития.
Результаты. Полученные результаты исследования содержат системный анализ практики организации образовательного потенциала социокультурного пространства Санкт-Петербурга для развития воспитанников дошкольной образовательной организации. Опыт разработки и апробации методического инструментария по изучению ценностных ориентаций, интересов, культуры и субкультуры, субъектных проявлений детей, методик по выявлению мотивации к развитию, оценки потенциала саморазвития. Определены подходы к проектированию дополнительных программ культурологической и художественно-эстетической направленности, программы развития пространственно-предметной среды современного детского сада. Представлена характеристика ведущих инструментов реализации Проекта, институционально представленных учебно-методическим комплексом «Петербург – территория детства», имеющим развивающую культурологическую направленность.
Вывод. В исследовании впервые предпринята попытка выделить условия, при реализации которых ребенок старшего дошкольного возраста может стать субъектом проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Эти данные могут быть использованы специалистами в области детства для создания современного пространства детской культуры, субкультуры, деятельности, образующего уникальный «Мир детства», определяющего своеобразие развития индивидуального культурного опыта ребенка.
В статье раскрываются основные подходы к социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. Основное внимание уделяется тому, что группа детского сада, как генетически ранняя ступень социальной организации, создает необходимые условия для развития детских контактов в самостоятельной, совместной деятельности, формирования опыта общения со сверстниками «на равных» в разнообразных по содержанию образовательных ситуациях, необходимых для становления личности дошкольника. Рассматриваются направления изучения самостоятельности детей дошкольного возраста в исследованиях, проводимых на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.
Методологическую основу исследования составляют идеи субъектного и гуманитарного подходов; концепция развития ребенка как субъекта детских видов деятельности и поведения (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе). В качестве методов исследования применялись теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социально-личностного развития ребенка, анализ диссертационных исследований, выполненных на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена со второй половины XX века до настоящего времени.
Описаны основные направления социально-личностного развития дошкольников, субъектные характеристики во взаимодействии дошкольников со сверстниками.
В основе субъектных проявлений старшего дошкольника лежат формирующиеся ценностные ориентации; избирательность, обусловленная интересами совместной деятельности и привлекательными, положительными качествами сверстников; свобода выбора партнеров по общению в соответствии с личными и деловыми мотивами; успешный опыт общих дел; готовность самостоятельно решать доступные задачи общения и деятельности.
Актуальность. Участники образовательного процесса в России столкнулись с трудностями организации работы в удаленном режиме. Возникли различного рода сложности, не все педагоги оказались готовы выработать новые модели коммуникации с родителями и воспитанниками в контексте использования доступных средств для дистанционной работы. Дистанционный формат работы особенно остро обнажил вопросы взаимодействия и участия родителей в образовательном процессе.
Цель. Данное исследование было проведено с целью понимания того, каким образом педагог дошкольного образования может использовать потенциал дистанционных форм развивающего взаимодействия для детей и сопровождения родителей.
Описание хода исследования. Исследование носит практико-ориентированный характер и направлено на внедрение жизнеспособных дистанционных практик для поддержки и сопровождения родителей в образовании детей дошкольного возраста. Использована комплексная методика исследования, включающая теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; аналоговый и системный анализ; разработка и апробация онлайн-ресурсов по организации дистанционного образования дошкольников в семье.
Результатами исследования стали:
• оценка реального опыта работы воспитателей на образовательных онлайн-платформах и потенциальных возможностей самостоятельной разработки образовательных онлайн-ресурсов;
• выявление наиболее распространенных проблем, возникающих в процессе организации дистанционных форм педагогического взаимодействия;
• разработка онлайн-ресурсов в контексте наиболее востребованных и необходимых направлений,
в частности связанных с помощью родителю в организации развивающего досуга с детьми в ситуации домашнего воспитания;
• пилотная апробация с последующей профессиональной экспертизой разработанных онлайн-ресурсов для дошкольников и их родителей.
Выводы. В статье представлены результаты многофакторного исследования, в рамках которого был изучен актуальный социальный запрос о быстром и качественном переходе на дистанционные формы в сопровождении родителей дошкольников. В результате был организован абсолютно новый формат дистанционной производственной практики студентов, обучающихся на уровне бакалавриата по направлению «Педагогическое образование». Результаты исследования могут быть использованы региональными органами управления образованием в качестве выявления наиболее эффективных практик повышения качества профессиональной деятельности педагога в рамках дистанционного образования детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания. Разработанные треки дистанционной образовательной технологии проектирования онлайн-ресурса включают методические продукты, готовые к распространению среди педагогического сообщества в контексте дистанционного дошкольного образования.