Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Гогоберидзе А.Г., Атарова А.Н., Новиков М.С., Новицкая В.А., Яфизова Р.И. Дошкольник как субъект проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Замысел одного проекта

    Гогоберидзе А.Г., Атарова А.Н., Новиков М.С., Новицкая В.А., Яфизова Р.И. Дошкольник как субъект проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Замысел одного проекта

    Гогоберидзе А.Г., Атарова А.Н., Новиков М.С.,  Новицкая В.А., Яфизова Р.И.  Дошкольник как субъект проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Замысел одного проекта
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00018
    Ключевые слова: ребенок как субъект деятельности и поведения социокультурное пространство образовательная среда социокультурное и педагогическое проектирование
    Для цитирования статьи:
    Гогоберидзе А.Г., Атарова А.Н., Новиков М.С., Новицкая В.А., Яфизова Р.И. Дошкольник как субъект проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Замысел одного проекта // Современное дошкольное образование. – 2018. – №5(87). – С. 16–25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00018

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2018. - №5
    Гогоберидзе Александра Гививна
    член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики, Институт детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, заместитель заведующего лабораторией дошкольного образования, Институт возрастной физиологии РАО, Санкт-Петербург (Москва, Россия)

    Атарова Анна Николаевна
    ассистент кафедры дошкольной педагогики, РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)

    Новиков Михаил Сергеевич
    ассистент кафедры дошкольной педагогики, РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)

    Новицкая Виктория Александровна
    кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики, директор Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования, Институт возрастной физиологии РАО, Москва, Санкт-Петербург, Россия

    Яфизова Римма Иршатовна
    ассистент кафедры дошкольной педагогики, РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)

    Аннотация

    Введение. В статье раскрывается замысел педагогического проекта, который предполагается реализовать в нескольких ДОО Санкт-Петербурга. Актуальность данного проекта определяется значимостью социокультурного проектирования как одного из ведущих способов, обеспечивающих благоприятные условия и позитивную среду развития ребенка в период дошкольного детства.

    Методы. Методологической основой исследования являлись: идеи гуманитарного и субъектного подходов; концепция развития ребенка дошкольного возраста как субъекта детских видов деятельности и поведения (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, и др.); концепция культурно-исторического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) личности ребенка в процессе освоения опыта предшествующих поколений при условии взаимодействия со взрослым (Н.Ф. Радионова); исследовательские данные об особенностях поведения и деятельности старших дошкольников – жителей Санкт-Петербурга, полученные на рубеже 2010-х годов. Был применен системный анализ, включающий теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, метод проектирования методического комплекса «Петербург – территория детства», обеспечивающего субъектное включение ребенка старшего дошкольного возраста в проектирование социокультурного простран­ства и образовательной среды своего развития.

    Результаты. Полученные результаты исследования содержат системный анализ практики организации образовательного потенциала социокультурного пространства Санкт-Петербурга для развития воспитанников дошкольной образовательной организации. Опыт разработки и апробации методического инструментария по изучению ценностных ориентаций, интересов, культуры и субкультуры, субъектных проявлений детей, методик по выявлению мотивации к развитию, оценки потенциала саморазвития. Определены подходы к проектированию дополнительных программ культурологической и художественно-эстетической направленности, программы развития пространственно-предметной среды современного детского сада. Представлена характеристика ведущих инструментов реализации Проекта, институционально представленных учебно-методическим комплексом «Петербург – территория детства», имеющим развивающую культурологическую направленность.

    Вывод. В исследовании впервые предпринята попытка выделить условия, при реализации которых ребенок старшего дошкольного возраста может стать субъектом проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Эти данные могут быть использованы специалистами в области детства для создания современного пространства детской культуры, субкультуры, деятельности, образующего уникальный «Мир детства», определяющего своеобразие развития индивидуального культурного опыта ребенка.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 431 с.
    2. Анциферов Н.П. Душа Петербурга. – СПб.: Лениздат, 1990. – 256 с.
    3. Бесчасная А.А. Теоретические и ме­тодологические основы социологических исследований детства и жизни детей: Монография. – СПб: Центр научно-информационных тех­нологий «Астерион», 2016. – 156 с.
    4. Валицкая А.П., Султанов К.В. Детство и общество в контексте культуры. – СПб.: Издательство Политехнического университета, 2009. – 393 с.
    5. Васильева Н.В., Кочнев С.В. Участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы: опыт измерения // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. – 2013. – №2(145). – С. 71–75. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-detey-v-prinyatii-resheniy-zatragivayuschih-ih-interesy-o... (дата обращения: 09.04.2018).
    6. Гогоберидзе А.Г. Современный дошкольник как источник инновационного развития программы «Детство» // Диссеминация результатов научных исследований в практику дошкольного образования: Сб. науч. ст.: по материалам международной конференции / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт детства. – СПб., 2013. – С. 53–59.
    7. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Дошкольное детство как социокультуный феномен и самоценный период в жизни человека // Детский сад: теория и практика. – 2011.–
    №1. – С. 6–11.
    8. Демакова И.Д. Педагогика и психология о феномене «пространство детства» // Вестник Калмыцкого университета. – 2012. – №1(13). – С. 42–49.
    9. Кармин А.С. Основы культурологии. Историография культуры. – СПб.: Лань, 1997. – С. 203.
    10. Кудрявцев В.Т. Культура как самоотношение // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т.12. – №3. Портал психологических изданий PsyJournals.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/kip/2016/n3/kudryavtsev.shtml. Дата обращения: 09.04.2018.
    DOI:10.17759/chp.2016120307.
    11. Лактионова Е.Б. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2012. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-kak-uslovie-razvitiya-lichnosti-i-ee-subekto.... Дата обращения: 09.04.2018.
    12. Лопсонова З.Б. Философско-педагогическая концепция современного детства // Вестник Бурятского государственного университета. – 2016. – Вып.1. – С. 50–59.
    13. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2017. – 304 с.
    14. Панченко С.В. Социокультурное пространство ребенка: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.13; Ростов-на-Дону, 2005. – 24 с.
    15. Парамонова А.А. Открытие детства в России: развитие научного знания о ребенке в истории отечественной психологии конца XIX – начала XX вв. – Ижевск: ERGO, 2010. – 172 с.
    16. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России. Монография. В 2-х ч. / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – Ч.1.– 499 с.; Ч.2. – 110 с.
    17. Рубцов В.В., Шведовская А.А., Дубо-вик А.С., Семья Г.В. Об основных результатах мониторинга первого этапа реализации нацио­нальной стратегии действий в интересах де­тей на 2012–2017 годы // Психологическая нау­ка и образование. – 2016. – Т.21. – №1. – С. 30–66.
    18. Савицкая В.В. Современные тео­­ретические подходы к изучению социо­куль­турного статуса феномена детства // Сбор­ник: проблемы теории и истории культуры: Меж­вузовский сборник научных трудов / Науч. ре­дак­тор: В.И. Полищук. – Ишим, 2011. – С. 72–78.
    19. Смирнова Е.О. Современная дет­ская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – Т.23. – №4. Портал психологических изданий PsyJournals.ru. [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/mpj/2015/n4/smirnova.shtml Дата обращения: 09.04.2018. – doi:10.17759/cpp.2015230403.
    20. Смирнова Е.О., Котляр И.А., Соколова М.В. Детская площадка в контексте культурно-исторической психологии. – 2016. – Т.12. – №3 // Портал психологических изданий PsyJournals.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/kip/2016/n3/smirnova.shtml. Дата обращения: 09.04.2018. doi:10.17759/chp.2016120316.
    21. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования.– М.: Институт социологии образования РАО, 2013. – Т.XVII. Вып. XXIX. – 168 с.
    22. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий
    в интересах детей на 2012–2017 годы».
    23. Фельдштейн Д.И. Детство в современном мире: явление, событие, процесс // Мир психологии. – 2002. – №1. – С. 9–19.
    24. Филипова А.Г. Социальное пространство детства: принципы маркирования территорий // Журнал исследований социальной политики. – 2012. – Т.10. – №1. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-prostranstvo-detstva-printsipy-markirovaniya-territoriy, свободный. Дата обращения: 09.04.2018.
    25. Чичканова Т.А. Пространство города как предмет педагогического исследования (к постановке проблемы). Эдукология и Педагогика // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – Вып. 4(23). [Электронный ресурс]. – URL: https://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-4-14. Дата обращения: 08.04.2018.
    26. Яфизова Р.И., Никитина П.С. Раз­витие ценностного отношения дошкольников к миру взрослых как направление взаимодей­ствия ДОУ с семьей в современных условиях // Инновационные процессы в дошкольном образовании: Сборник научных статей по материалам международной научно­-практической конференции. РГПУ им. А.И. Герцена, Институт детства. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью