Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все номера журнала
    • 2018
    • СДО - 2018. - №5

    СДО - 2018. - №5

    СДО - 2018. - №5
    0%
    СДО - 2018. - №1
    СДО - 2018. - №2
    СДО - 2018. - №3
    СДО - 2018. - №4
    СДО - 2018. - №5
    СДО - 2018. - №6
    СДО - 2018. - №7
    СДО - 2018. - №8
    Теория и практика образования
    Баянова Л.Ф., Веракса А.Н., Попова Р.Р., Никанорова С.А. О регуляторных функциях дошкольников в контексте нормативной ситуации
    СДО - 2018. - №5 с. 4–15
    Попова Р.Р. , Никанорова С.А. , Баянова Л.Ф. , Веракса А.Н.
    ПОДРОБНЕЕ
    3364

    Методология. Развитие саморегуляции ребенка в дошкольном возрасте обусловлено особенностями культурной ситуации, которая представлена набором инвариантных нормативных правил. Усвоение ребенком инвариантных культурных правил понимается нами как формирование его «культурной конгруэнтности» (Л.Ф. Баянова) и отражает становление ребенка как субъекта своей культуры. Для исследования когнитивного аспекта саморегуляции была использована модель «регуляторных функций» А. Мияке, в рамках которой выделяется три связанных и одновременно независимых фактора: рабочая память, переключаемость и сдерживающий контроль.

    Цель исследования – выявить, как усвоение общекультурных правил «нормативной ситуации» (Н.Е.Веракса) влияет на развитие регуляторных функций у детей разного пола в дошкольном возрасте.

    Метод и построение исследования. В исследовании приняли участие 113 детей 5–6 лет (58 мальчиков и 55 девочек), посещающих старшие группы детских садов Татарстана, и 113 матерей (от 24 до 44 лет). Оценка культурной конгруэнтности проводилась с помощью опросника для родителей, который включает в себя инвариантные правила для детей 5–6 лет и позволяет оценить степень следования детьми этим правилам. Диагностика регуляторных функций проводилась с помощью комплекса методик, в который вошли субтесты тестовой батареи NEPSY-II (Korkman et al., 2007) и методика DCCS (Zelazo, 2006).

    Результаты. Выявлено, что у мальчиков с более высоким уровнем культурной конгруэнтности лучше развивается вербальная память, а мальчики с низкой конгруэнтностью лучше переключаются с одной задачи на другую и лучше удерживают в памяти зрительные образы. У девочек особенности развития регуляторных функций не зависят от уровня их культурной конгруэнтности.

    Выводы. Полученные данные указывают на наличие гендерной специфичности влияния культурной конгруэнтности на регуляторные функции у детей в исследуемом возрасте, что существенным образом уточняет результаты, полученные в других исследованиях.

    Ключевые слова: регуляторные функции культурная конгруэнтность культурные правила гендер дошкольный возраст
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00017
    Гогоберидзе А.Г., Атарова А.Н., Новиков М.С., Новицкая В.А., Яфизова Р.И. Дошкольник как субъект проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Замысел одного проекта
    СДО - 2018. - №5 с. 16–25
    Новиков М.С. , Атарова А.Н. , Яфизова Р.И. , Новицкая В.А. , Гогоберидзе А.Г.
    ПОДРОБНЕЕ
    3325

    Введение. В статье раскрывается замысел педагогического проекта, который предполагается реализовать в нескольких ДОО Санкт-Петербурга. Актуальность данного проекта определяется значимостью социокультурного проектирования как одного из ведущих способов, обеспечивающих благоприятные условия и позитивную среду развития ребенка в период дошкольного детства.

    Методы. Методологической основой исследования являлись: идеи гуманитарного и субъектного подходов; концепция развития ребенка дошкольного возраста как субъекта детских видов деятельности и поведения (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, и др.); концепция культурно-исторического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) личности ребенка в процессе освоения опыта предшествующих поколений при условии взаимодействия со взрослым (Н.Ф. Радионова); исследовательские данные об особенностях поведения и деятельности старших дошкольников – жителей Санкт-Петербурга, полученные на рубеже 2010-х годов. Был применен системный анализ, включающий теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, метод проектирования методического комплекса «Петербург – территория детства», обеспечивающего субъектное включение ребенка старшего дошкольного возраста в проектирование социокультурного простран­ства и образовательной среды своего развития.

    Результаты. Полученные результаты исследования содержат системный анализ практики организации образовательного потенциала социокультурного пространства Санкт-Петербурга для развития воспитанников дошкольной образовательной организации. Опыт разработки и апробации методического инструментария по изучению ценностных ориентаций, интересов, культуры и субкультуры, субъектных проявлений детей, методик по выявлению мотивации к развитию, оценки потенциала саморазвития. Определены подходы к проектированию дополнительных программ культурологической и художественно-эстетической направленности, программы развития пространственно-предметной среды современного детского сада. Представлена характеристика ведущих инструментов реализации Проекта, институционально представленных учебно-методическим комплексом «Петербург – территория детства», имеющим развивающую культурологическую направленность.

    Вывод. В исследовании впервые предпринята попытка выделить условия, при реализации которых ребенок старшего дошкольного возраста может стать субъектом проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Эти данные могут быть использованы специалистами в области детства для создания современного пространства детской культуры, субкультуры, деятельности, образующего уникальный «Мир детства», определяющего своеобразие развития индивидуального культурного опыта ребенка.

    Ключевые слова: ребенок как субъект деятельности и поведения социокультурное пространство образовательная среда социокультурное и педагогическое проектирование
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00018
    Брофман В.В., Мастеров Б.М., Текоева З.С. Место страха в картине детской психотравмы: особенности выражения страха «угрозы» и страха «последствий» в рисунках детей, переживших теракт (лонгитюдное исследование последствий бесланской трагедии)
    СДО - 2018. - №5 с. 26–37
    Мастеров Б.М. , Брофман В.В. , Текоева З.С.
    ПОДРОБНЕЕ
    2306

    Введение. Статья содержит материалы десятилетнего лонгитюдного исследования эмоциональной сферы детей, переживших теракт в дошкольном и младшем школьном возрасте (г.Беслан, 2004 г.). Цель работы – выявление особенностей страхов у детей, получивших психотравму в экстремальной социальной ситуации, связанной с угрозой жизни.

    Методы. Методология исследования базируется на подходе Л.С. Выготского к значению социальной ситуации развития ребенка. В методы исследования входили: ежегодный скрининг серией рисуночных тестов, в том числе специально разработанных с учетом специфики данной травмы; экспертная оценка материалов; статистическая обработка данных; сравнительный анализ результатов по возрасту, степени вовлеченности в травматическое событие и временной отдаленности от него.

    Результаты. Дается описание массовой травмы, ее особенностей, влияния на социальную ситуацию развития детей, а также воздействия этнокультурных особенностей социума на ее длительность. На большом объеме данных рисуночной диагностики выделена специфика возрастной динамики страхов у детей-«заложников» и детей-«свидетелей». Показано различие страхов детей этих двух групп по содержанию и продолжительности, несмотря на сходство начальной симптоматики. Введены понятия «страх угрозы» и «страх последствий».

    Выводы. Феномен «массовой травмы» оказался связан не только с травматическим событием, но и с этнокультурными особенностями социума. Массовая травма изменила характер функционирования социума, его отношение к «страху», повысила его реактивность («страховитость»). При этом отдаленные во времени страхи детей были связаны в большей степени с их общекультурными контекстами, нежели с самим травматическим событием. Показаны различия в специфике страхов у детей-«заложников» и детей-«свидетелей» по содержанию, интенсивности и затуханию во времени. Выявлено, что у заложников более выражен «страх последствий», а у свидетелей – «страх угрозы».

    Ключевые слова: социальная ситуация развития «массовая травма» детская психологическая травма рисуночная диагностика страхов дети «заложники» и «свидетели» «страх угрозы» и «страх последствий»
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00019
    Новицкая В.А., Яфизова Р.И. Экспертиза качества образовательной среды в группах раннего возраста
    СДО - 2018. - №5 с. 38–53
    Яфизова Р.И. , Новицкая В.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    2605

    Введение. В статье представлены результаты теоретического исследования проблемы экспертизы качества образовательной среды в группах раннего возраста. Цель исследования – разработка теоретически обоснованной методики экспертизы качества образовательной среды, учитывающей современные тенденции развития педагогики раннего детства.

    Направления и методы исследования. Методологической основой исследования выступили деятельностный и компетентностный подходы, представления об образовательной среде как среде успешной социализации ребенка раннего возраста, о структурных компонентах образовательной среды, где ключевыми параметрами становятся характер общения взрослого с ребенком, содержание и способы общения, ориентированные на успешное освоение образовательной программы детского сада, организация развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста. В качестве методов исследования использовались теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, проектирование структурных компонентов образовательной среды групп раннего возраста, определение показателей экспертизы по каждому компоненту образовательной среды.

    Результаты. Результатом исследования явилось описание методики экспертизы, включающей в себя направления оценки качества организации образовательной среды, выделение измеряемых и проверяемых в деятельности педагога показателей качества каждого компонента образовательной среды (характер общения взрослого с ребенком, содержание и способы общения, ориентированные на успешное освоение образовательной программы детского сада, организация развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста). Даны развернутые рекомендации к содержательной наполняемости каждого показателя экспертизы.

    Вывод. Разработанная методика экспертизы позволяет осуществить комплексную оценку качества организации образовательной среды в группах раннего возраста в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, помочь эксперту в определении дальнейших линий повышения качества организации образовательной среды.

    Ключевые слова: образовательная среда группы раннего возраста экспертиза качества образовательной среды развивающий характер взаимодействия педагога с детьми раннего возраста развивающая предметно-пространственная среда групп раннего возраста
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10020
    Мировой опыт
    Ли C., Се Ц. Стили воспитания в китайских семьях и социально-эмоциональные и когнитивные результаты развития детей
    СДО - 2018. - №5 с. 54–63
    Ли С. , Се Ц.
    ПОДРОБНЕЕ
    7175
    Используя данные выборки китайских детей (n = 297) в возрасте 3–6 лет в Пекине, мы изучили особенности китайских стилей воспитания и их взаимосвязь с результатами развития детей. В ходе последующего шестимесячного исследования, проведенного среди 110 из 297 участников, дополнительно изучалось долгосрочное влияние стилей воспитания на развитие детей. Результаты показали, что: а) средние оценки четырех аспектов авторитетного воспитания были значительно выше, чем четырех аспектов авторитарного воспитания; б) демократические принципы положительно влияют на успехи детей в математике и других науках, а стратегии наказания негативно сказываются на социально-эмоциональном и когнитивном развитии детей; в) словесная враждебность положительно предсказывала когнитивное развитие детей, а директивность – социальные отношения детей.
    Ключевые слова: стиль воспитания китайские семьи социально-эмоциональное и познавательное развитие последующее исследование маленькие дети
    Практическое приложение к журналу "СДО"
    Волкова Т.В. Организация работы в разновозрастной дошкольной группе. Отечественная и зарубежная практика
    СДО - 2018. - №5 с. 64–66
    Волкова Т.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    2328
    Волкова Т.В. Образовательная стажировка «Воспитательно-образовательный процесс в дошкольной организации: практика системы дошкольного образования г. Москвы»
    СДО - 2018. - №5 с. 66–68
    Волкова Т.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    2359
    Полковникова Н.Б. Планирование педагогической работы в группе дошкольной образовательной организации при комплексно-тематической организации образовательного процесса
    СДО - 2018. - №5 с. 70–78
    Полковникова Н.Б.
    ПОДРОБНЕЕ
    2246
    весь номер в формате pdf
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью