кандидат педагогических наук, руководитель образовательных и международных программ, научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития ФГБНУ "Институт возрастной физиологии Российской академии образования" (Москва, Россия)
Волкова Татьяна Валерьевна
СДО - 2011. - №5
с. 68-69
ПОДРОБНЕЕ
2942
СДО - 2013. - №4
с. 76–79
ПОДРОБНЕЕ
3106
В статье рассматриваются, возможности получения дошкольного образования у детей в России и в Германии. Авторы рассказывают о формах и видах дошкольного образования в этих странах, программах, по которым работают дошкольные образовательные учреждения, проблемах, которые приходится решать педагогам. По мнению авторов одной из главных задач развития дошкольного образования является укрепление института семьи, в связи с чем в обоих государствах создана система общественного дошкольного образования ориентированная на ребенка, воспитывающегося в условиях семьи. В Германии, в отличие от нашей страны дошкольные учреждения работают не по конкретным программам, а в соответствии с «концепцией образования», что дает широкие возможности для творчества педагогов. Авторы подробно останавливаются на проблемах мигрантов, которые есть в обеих странах, рассказывают о возможностях билингвального обучения.
Ключевые слова:
СДО - 2013. - №1
с. 40–41
ПОДРОБНЕЕ
4025
СДО - 2016. - №5
с. 12–14
ПОДРОБНЕЕ
2258
В рамках двустороннего сотрудничества между немецкой образовательной ассоциацией «ИКаРуС – Межкультурная коммуникация и русский язык» (IKaRuS e.V. – Interkulturelle Kommunikation und Russische Sprache, Deutschland) и московскими образовательными организациями при поддержке Департамента образования города Москвы, а также Института возрастной физиологии РАО уже несколько лет немецкие и московские специалисты неоднократно бывали в гостях друг у друга, активно применяя полученные знания и опыт в профессиональной деятельности.
СДО - 2017. - №10
с. 5
ПОДРОБНЕЕ
2201
СДО - 2017. - №6
с. 60–61
ПОДРОБНЕЕ
2101
В ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» состоялся круглый стол «Инклюзивное образование: теория и практика» – профессиональная дискуссия по актуальным вопросам реализации инклюзивного образования.
СДО - 2017. - №6
с. 58–60
ПОДРОБНЕЕ
1855
В Комитете по образованию и науке Совета Федерации РФ состоялось совещание социальной платформы партии «Единая Россия», посвященное проблемам доступности дошкольного образования для детей до 3 лет.
СДО - 2017. - №5
с. 8–9
ПОДРОБНЕЕ
2085
В ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» прошел круглый стол «Организационно-педагогическая деятельность семейных детских садов».
СДО - 2018. - №5
с. 64–66
ПОДРОБНЕЕ
2166
СДО - 2020. - №5
с. 32–48
ПОДРОБНЕЕ
1474
Статья посвящена анализу понятия «поликультурное образование» в контексте развития инклюзивного общества, в частности, на примере развития поликультурной составляющей в системе образования России и опыте реализации поликультурной образовательной среды и билингвального образования Германии. Авторы рассматривают адаптацию и интеграцию мигрантов как один из важнейших гуманистических приоритетов образовательной деятельности, реализация которого требует активного участия всей системы образования Российской Федерации в соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., с приоритетными задачами содействия мигрантам в процессе их социальной и культурной адаптации и интеграции, в развитии речевого взаимодействия и совершенствование системы мер, обеспечивающих уважительное отношение мигрантов к культуре и традициям принимающего сообщества. Поликультурное образование России рассматривается в контексте многонациональной среды и миграционной политики. Дается анализ понятия поликультурная (межкультурная) компетентность педагога как неотъемлемая часть общей педагогической компетентности. Необходимость развития поликультурного мировоззрения педагога рассматривается в контексте развития миграционной политики, разнообразия и глобальности межкультурных связей и межкультурной коммуникации. Приводится пример российской практики реализации поликультурной образовательной среды и опыт развития (би)поликультурной среды на примере федеральной земли Берлин. Описывается практика образовательной политики в реализации билингвального образования в дошкольных и школьных организациях, технологии интеграции детей-билингвов, детей-мигрантов, примеры выявления уровня языкового развития (тестирование детей-билингвов на знание немецкого языка). В статье дается описание когнитивных особенностей развития детей-билингвов, с учетом соединения в картине мира ребенка нескольких культур, что проявляется, в первую очередь на языковом уровне, в особых коммуникативных способностях. Статья обосновывает важность языкового развития, актуальность и необходимость инклюзивного подхода в процессе интеграции детей, носителей билингвального и бикультурного компонента личности. Поликультурная, многоконфессиональная среда рассматривается как социальная инклюзия, а инклюзивное образование в контексте культурного разнообразия. Социально-инклюзивный подход заявляется как необходимость для успешной реализации поликультурного образования.
Ключевые слова:
DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10083
СДО - 2020. - №2
с. 38–50
ПОДРОБНЕЕ
4152
Статья посвящена анализу понятия «инклюзия», существующим проблемам и задачам реализации инклюзивного образования в мире, в частности, на примере развития инклюзии и реализации инклюзивной и социально-психологической практики в системе образования Германии с описанием системы обслуживания лиц с инвалидностью, основанной на классификации МКФ (ICF), являющейся стандартом и инструментом Всемирной организации здравоохранения, когда инвалидность не рассматривается как свойство человека, а является социальным событием. Дается описание организации инклюзивной среды, которая не существует сепаратно, не относится к какому-то особому направлению образования, а является естественной составляющей жизни общества и общей педагогической концепции. Пути развития инклюзии и инклюзивного образования, в частности, рассматриваются исходя из истории и ментальности стран, когда мировое сообщество уходит от узкого понимания инклюзии как взаимодействия с людьми с инвалидностью, а приходит к широкому принятию инклюзии, когда общество становится разнообразным, с отсутствием в нем сегрегации по разнообразным признакам: от языка и религии до инвалидности, особенностей развития и гендерной философии – что и является идеологической основой инклюзии. Инклюзия как особое, прогрессивное мировоззрение – эмоциональная зрелость общества, грамотно продуманная структура взаимодействия семьи ребенка с обществом и с другими семьями, школой и иными социальными институтами. Рассматриваются существующие проблемы в реализации инклюзивных подходов в образовании в российской практике, в частности вопросы кадрового потенциала. Приводятся ключевые принципы коррекционного и инклюзивного образования, в том числе в российской образовательной практике, основанные на исследованиях Л.С. Выготского.
Ключевые слова:
DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10067