СДО - 2018. - №4
Введение. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста при разрешении этически противоречивых ситуаций. С целью выявления типичных проблем при разрешении такого рода конфликтов были проведены анкетирование и наблюдение в шести образовательных организациях Москвы (в анкетировании участвовало 30 респондентов, педагогов и руководителей дошкольных отделений).
Методика проведения анкетирования. Для проведения анкетирования была разработана анкета, в которой использован материал Этического кодекса работников дошкольного образования Сингапура, переведенный и адаптированный авторами. В процессе анкетирования участникам для анализа было предложено 14 проблемно-противоречивых ситуаций, а также предлагалось привести примеры этических дилемм из собственной практики работы в детских садах. В общей сложности было получено описание 25 ситуаций.
Методика проведения наблюдения. Наблюдение проводилось в 8 дошкольных группах разных образовательных организаций с использованием Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R) по параметрам, касающимся взаимодействия.
Ключевые результаты и выводы. Выявлены и описаны в общем виде характерные особенности разрешения противоречивых с этической точки зрения ситуаций, а именно: при анализе предложенных этических дилемм респонденты скорее отстаивают правоту одной из конфликтующих сторон, чем предлагают решение, учитывающее противоположные интересы; предлагая решения проблемных ситуаций, респонденты практически не апеллируют к профессиональным ценностям; у опрошенных педагогов доминирует желание исчерпать конфликт «здесь и сейчас» командно-авторитарным способом, а не обустраивать диалог разных точек зрения; доминирует резко отрицательное отношение к конфликтам. Конфликт воспринимается не как естественный компонент рабочего образовательного процесса, а обязательно как свидетельство ошибки педагога, родителя или ребенка. Следовательно, преобладает установка «избегать конфликтов любым способом» или замалчивать имеющиеся, что скорее приводит к росту конфликтогенности взаимодействия, чем к повышению продуктивности коммуникации.
Введение. В статье рассмотрена проблема личностной направленности готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности, теоретически обоснована необходимость регулирования взаимосвязанных процессов приобретения регулятивных и личностных универсальных учебных действий (УУД) и социально-личностных компетенций, влияюших на формирование внутриличностной мотивации к профессиональной деятельности. Методологической основой исследования выступили концепция универсальных учебных действий А.Г. Асмолова, системный и компетентностный подходы в высшем профессиональном образовании, субъектно-гуманистическое отношение к образованию.
Цель исследования – выделение компонентов вузовской образовательной среды, способствующих формированию внутриличностной мотивации к учению посредством регулирования взаимообусловленных процессов приобретения регулятивных и личностных УУД и социально-личностных компетенций.
Методы. В процессе исследования использовались: шкала оценки профессиональных компетенций Феррандес-Берруэко, Рейна и Санчес-Таразага, Лусиа; вопросник учебной активности студентов И.С. Лабынцевой, методика диагностирования мотивации студентов к учению С.М. Кетько, С.А. Пакулиной.
Результаты. Результаты комплексной диагностики профессиональных компетенций и мотивации студентов к учению констатируют отсутствие у студентов действий, отражающих социальный смысл и личностную направленность собственных профессиональных суждений. Определены возможности и методические особенности использования кейс-технологии с целью формирования у студентов регулятивных и личностных УУД в процессе непрерывной педагогической практики.
Выводы. Целенаправленное формирование регулятивных и личностных УУД с последующим приобретением социально-личностных компетенций направлено на становление внутриличностной мотивации к учению, личностной заинтересованности и ответственности в ходе профессиональной деятельности. Оптимизация процесса профессиональной подготовки педагогов дошкольного и начального образования предполагает создание образовательной среды, учитывающей индивидуально-личностные мотивы профессиональной деятельности каждого в командной работе.
Статья посвящена описанию опыта реализации инновационного образовательного проекта, в рамках которого в Московском педагогическом государственном университете при Институте детства был открыт Центр семейного воспитания, объединивший преподавателей, студентов факультета начального образования, сотрудников кафедры психологической антропологии и родителей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста. Созданная предметно-развивающая среда Центра основывается на принципах Монтессори-педагогики. В связи с этим, в содержании деятельности Центра интегрируются психолого-педагогические основы отечественной системы дошкольного образования и сильные стороны педагогической системы М. Монтессори.
В статье делается акцент на анализе разных ресурсов высшего учебного заведения для осуществления замысла проекта по организации Центра семейного воспитания; на описании специфики разработанных и апробированных программ дополнительного образования детей и взрослых, на основе которых строится содержание работы Центра. Реализация исследовательского проекта сосредотачивается на результатах апробации следующих программ, разработанных сотрудниками кафедры психологической антропологии Института детства: общеразвивающая общеобразовательная программа дошкольного образования «Плюс-Монтессори», досуговая парциальная программа «Семейные праздники», вариативная образовательная программа психолого-педагогической поддержки родителей «Школа мотивированного родительства».
Первые результаты реализации проекта «Счастливые дети в университете» показали, что работа над проектом стала хорошим стартом к объединению разнообразных образовательных интересов преподавательского профессионального сообщества, студенческой молодежи университета для воплощения интересных и плодотворных решений во благо российского дошкольного образования. Анализ результатов также убеждает в том, что Центр семейного воспитания как структурное подразделение вуза выступает для московских родителей доступным вариантом выбора образовательных маршрутов развития своих детей с раннего возраста, а также источником собственного личностного роста и воспитательной компетентности.
- Комментарии