Карапетян В.С., Даллакян А.М. Личностная направленность готовности будущих педагогов дошкольного и начального образования к профессиональной деятельности
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Введение. В статье рассмотрена проблема личностной направленности готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности, теоретически обоснована необходимость регулирования взаимосвязанных процессов приобретения регулятивных и личностных универсальных учебных действий (УУД) и социально-личностных компетенций, влияюших на формирование внутриличностной мотивации к профессиональной деятельности. Методологической основой исследования выступили концепция универсальных учебных действий А.Г. Асмолова, системный и компетентностный подходы в высшем профессиональном образовании, субъектно-гуманистическое отношение к образованию.
Цель исследования – выделение компонентов вузовской образовательной среды, способствующих формированию внутриличностной мотивации к учению посредством регулирования взаимообусловленных процессов приобретения регулятивных и личностных УУД и социально-личностных компетенций.
Методы. В процессе исследования использовались: шкала оценки профессиональных компетенций Феррандес-Берруэко, Рейна и Санчес-Таразага, Лусиа; вопросник учебной активности студентов И.С. Лабынцевой, методика диагностирования мотивации студентов к учению С.М. Кетько, С.А. Пакулиной.
Результаты. Результаты комплексной диагностики профессиональных компетенций и мотивации студентов к учению констатируют отсутствие у студентов действий, отражающих социальный смысл и личностную направленность собственных профессиональных суждений. Определены возможности и методические особенности использования кейс-технологии с целью формирования у студентов регулятивных и личностных УУД в процессе непрерывной педагогической практики.
Выводы. Целенаправленное формирование регулятивных и личностных УУД с последующим приобретением социально-личностных компетенций направлено на становление внутриличностной мотивации к учению, личностной заинтересованности и ответственности в ходе профессиональной деятельности. Оптимизация процесса профессиональной подготовки педагогов дошкольного и начального образования предполагает создание образовательной среды, учитывающей индивидуально-личностные мотивы профессиональной деятельности каждого в командной работе.
Литература
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – №4. – С. 18–22.
3. Волочков А.А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход. – Пермь: ПГПУ, 2007. – 376 с.
4. Вяликова Г.С. Стимулы формирования профессиональной компетентности учителя: Монография. – М.: МГОУ, 2006. – 240 с.
5. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 752 с.
6. Елагина В.С., Немудрая Е.Ю., Балаки-на Л.Л. Формирование профессионально-педагогической компетентности студентов педагогического вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения // Фундаментальные исследования. –
2011. – №8-1. – С. 27–31.
7. Зимняя И.А. Единая социально-профессиональная компетентность выпуск-
ника университета: понятие, подходы к формированию и оценке. – М., 2008. – 54 с.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Эксперимент и инновации в школе. – 2009. – №2. – С. 7–17.
9. Кетько С.М., Пакулина С.А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. – 2010. – №1. URL: http://www.psyedu.ru/files/articles/1657/pdf_version.pdf (дата обращения: 19.04.2011)
10. Буклин Е.Н. Компетентностно-деятельностный подход как основа развития универсальных учебных действий студентов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – №4(28). – С. 170–176.
11. Кузьмина Н.В. Специалисты – субъекты изучения продуктивности своей деятельности (в свете акмеологической теории фундаментального образования) // Акмеология 2005. Методологические и методические проблемы. Вып. 10. / Под ред. Н.В. Кузьминой, Л.И. Дубровиной. – СПб: ЦСИ, 2005. – С. 9–19.
12. Лабынцева И.С. Динамика учебной активности студентов вуза и ее субъективные факторы // Вестник Ленинградского государственного университета имени A.C. Пушкина. –
2013. – №1. – Т.5. – С. 41–53.
13. Литавор В.С. Моделирование системы педагогического проектирования универсальных учебных действий студентов в образовательном пространстве // Молодой ученый. – 2011. – №9. – С. 215–221.
14. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с.
15. Мясников В.А., Найденова Н.Н. Компетенции и педагогические измерения // Педагогическая диагностика. – 2007. – №2. – С. 42–49.
16. Патрушева И.В. Организация самостоятельной работы студентов педвуза
с использованием кейс-метода // Педагогиче-ское образование в России. – 2015. – №8. –
С. 19–23. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samostoyatelnoyraboty-studentov-pedagogicheskogo-vuza... (дата обращения: 20.11.2016).
17. Прозументик О.В., Зорина Н.А. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе подготовки будущего педагога ДОУ (на основе использования кейс-технологии) // Пермский педагогический журнал. – 2016. – №8. – С. 110–118.
18. Сергеева Б.В. Дидактическое обеспечение развития профессионально-познавательной активности будущего педагога начального образования в вузе // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – №4. – С. 66–86; URL: http://pedagogy.science-review.ru/ru/article/view?id=1523 (дата обращения: 31.07.2017)
19. Смолянинова О. Г., Храмова Л.Н., Колокольникова З.У. Реализация кейс-технологии в профессиональной подготовке будущего педагога // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-keystehnologiy-v-professionalnoy-podgotovke-buduschego... (дата обращения: 20.11.2016).
20. Современные способы активизации обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Т.С. Паниной. 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 176 с.
21. Тимошенко А.И., Маклонова Т.С. Приемы диагностики сформированности профессионально значимых личностных качеств студентов педагогического вуза // Высшее образование сегодня. – 2016. – №4. – С. 27–29.
22. Ferrбndez-Berrueco, Reina & Sбnchez-Tarazaga, Lucнa (2014). Teaching competences in Secondary Education. Analysis of teachers’ profiles. RELIEVE, v. 20 (1), art. 1. DOI: 10.7203/relieve.20.1.3786 e-Journal of Educational Research, Assessment and Evaluation
- Комментарии