младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка, Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация
Холодова Ольга Леонидовна
Актуальность. Цифровые технологии играют все более важную роль в различных областях, в том числе и в образовании. Однако несмотря на широкое распространение, на теоретическом уровне специфика цифровой среды и ее влияние на дошкольников изучены недостаточно. Важно понять место и роль гаджетов в детском саду, чем они могут обогатить социальную ситуацию развития ребенка, какова роль взрослого.
Цель. Изучить представления детей 6–7 лет о желаемом личном телефоне (внешний вид, функции), проанализировать связь между особенностями представлений о телефоне и использованием его в группе в условиях принципиально отличающихся педагогических подходов к гаджетам.
Выборка. В исследовании участвовали 47 детей 6–7 лет, из них 25 девочек и 22 мальчика из 9 дошкольных групп 3 образовательных организаций. Педагоги в этих группах по-разному относятся к использованию цифровых средств.
Методы. Исследование выполнено на основе мозаичного подхода, в котором дети являются ко-исследователями. Основные методы — рисование с комментариями и интервью. Для анализа количественной составляющей применялся непараметрический критерий Манна-Уитни.
Результаты. Качественный анализ детских ответов и интерпретации детских рисунков показал, что телефон является важным предметом для дошкольника, дети осведомлены о его возможных и реальных приложениях. Дети планируют использовать телефон прежде всего для развлечения и игр, также коммуникации и меньше для поиска информации; в группах, где телефон не используется педагогом в работе с детьми, дети больше уделяют внимание его внешнему виду (чехлу, телефон выглядит как питомец с ушками и хвостиком), а в группах, где педагоги активно используют гаджет, — функциям, они немного разнообразнее, включая придуманные под задачи ребенка. Представления мальчиков и девочек о функциях телефона в целом похожи, есть некоторые отличия (например, девочки больше хотят звонить и использовать приложения для заказа услуг и покупок, а мальчики — играть).
Выводы. Тема гаджетов актуальна для дошкольников, при этом существует разброс мнений детей об использовании телефона в детском саду: от репродуктивного использования (например, игры в телефон) до редкого продуктивного использования (создания ролика о себе и друзьях) и включения цифровых устройств в уклад сада; важна позиция взрослого — в группах, где педагог активно использует гаджеты как культурное средство, в детских рисунках телефонов наблюдается большее разнообразие типов приложений и выбор продуктивного использования для решения конкретных ситуаций — например, поиска информации.
Введение. В статье анализируется образовательный потенциал детских площадок в городе. Отмечается, что данные психолого-педагогических исследований вскрывают проблему несоответствия количества и качества прогулочных игровых пространств потребностям детей. Авторы провели наблюдение за детскими площадками в разных районах Москвы с целью выяснить объективную ситуацию в городском пространстве с позиции условий для гармоничного развития и спонтанного образования детей разных возрастов на свежем воздухе (насколько имеющиеся городские детские площадки соответствуют потребностям детей и возможно ли образование на прогулке).
Методика исследования. Исследование проводилось в два этапа. Сбор материала на основном этапе проводился методом невключенного структурированного наблюдения с элементами опроса, осуществлявшегося на 24 общественных детских площадках Москвы. В опросе приняли участие 417 взрослых. Чтобы определить, используются ли детские площадки в качестве ресурса для разновозрастного общения и в какой мере, был проведен анализ оборудования и детской активности.
Анализ и результаты исследования. Дается характеристика исследованных детских площадок, включающая такие параметры, как расположение, время наблюдения, возраст и количество посетителей, особенности оборудования и его организации, особенности зонирования и инфраструктуры, типы покрытия, индивидуальная и групповая активность детей и взрослых. Наблюдение показало, что на большинстве дворовых и на всех парковых площадках одновременно гуляют дети трех разных возрастов (раннего, дошкольного и школьного). Выяснилось, что на подавляющем большинстве дворовых (76,9%) и почти половине парковых (45,5%) площадок зоны для разных возрастов были отделены, что во многом отвечает запросам родителей. Качественный анализ показал, что оборудование парковых площадок более разнообразно, в то время как на половине дворовых площадок (53,8%) можно увидеть однотипный набор оборудования. Авторы акцентируют внимание, что как на дворовых, так и на парковых площадках акцент смещен в сторону физической активности, при этом большинство оборудования однотипное и закрытого типа, недостаточно оборудования для детского экспериментирования, оборудование недостаточно способствует сюжетной игре. Изучение особенностей инфраструктуры площадок обоих типов показало, что площадка рассматривается как только детское пространство, в котором не учитываются интересы и потребности взрослых, приходящих на площадку вместе с детьми.
Перспективы использования результатов исследования. Проведенное исследование указывает на необходимость создания дополнительных условий для поддержки и развития детской игры, усиления образовательного потенциала детских площадок. Среди предложенных авторами мер – внедрение концепции повышения образовательного потенциала детских площадок и создание общегородского цифрового ресурса с картой и психолого-педагогическими характеристиками детских прогулочных зон. Важное значение уделяется просветительской работе с семьями детей, что будет способствовать повышению компетентности и ответственности родителей в сфере организации образования и развития детей на свежем воздухе.
Введение. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста при разрешении этически противоречивых ситуаций. С целью выявления типичных проблем при разрешении такого рода конфликтов были проведены анкетирование и наблюдение в шести образовательных организациях Москвы (в анкетировании участвовало 30 респондентов, педагогов и руководителей дошкольных отделений).
Методика проведения анкетирования. Для проведения анкетирования была разработана анкета, в которой использован материал Этического кодекса работников дошкольного образования Сингапура, переведенный и адаптированный авторами. В процессе анкетирования участникам для анализа было предложено 14 проблемно-противоречивых ситуаций, а также предлагалось привести примеры этических дилемм из собственной практики работы в детских садах. В общей сложности было получено описание 25 ситуаций.
Методика проведения наблюдения. Наблюдение проводилось в 8 дошкольных группах разных образовательных организаций с использованием Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R) по параметрам, касающимся взаимодействия.
Ключевые результаты и выводы. Выявлены и описаны в общем виде характерные особенности разрешения противоречивых с этической точки зрения ситуаций, а именно: при анализе предложенных этических дилемм респонденты скорее отстаивают правоту одной из конфликтующих сторон, чем предлагают решение, учитывающее противоположные интересы; предлагая решения проблемных ситуаций, респонденты практически не апеллируют к профессиональным ценностям; у опрошенных педагогов доминирует желание исчерпать конфликт «здесь и сейчас» командно-авторитарным способом, а не обустраивать диалог разных точек зрения; доминирует резко отрицательное отношение к конфликтам. Конфликт воспринимается не как естественный компонент рабочего образовательного процесса, а обязательно как свидетельство ошибки педагога, родителя или ребенка. Следовательно, преобладает установка «избегать конфликтов любым способом» или замалчивать имеющиеся, что скорее приводит к росту конфликтогенности взаимодействия, чем к повышению продуктивности коммуникации.
в группах, реализующих разные педагогические системы, влияет на отношение детей к детскому саду, что было зафиксировано в значимых статистических различиях.