кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ (Москва, Россия)
Воробьева Ирина Игоревна
Статья посвящена результатам пилотного исследования связи качества образовательной среды в дошкольных группах с уровнем развития творческого мышления дошкольников и исследованию развития творческого мышления воспитателей при решении педагогических задач.
В основе исследования – представления о качестве образования, заложенные во ФГОС дошкольного образования, культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, и структурно-диалектический подход, описывающий диалектическое мышление как способность к творческому преобразованию объектов и ситуаций. Исследование было направлено на изучение возможных связей качества образовательной среды в дошкольных группах с уровнем развития диалектического мышления детей, а также способности взрослых (педагогов) применять инструменты творческого мышления при решении профессиональных задач: проектировании образовательного действия и развивающего диалога с ребенком.
Исследование было проведено на случайной выборке дошкольных отделений образовательных комплексов г. Москвы (всего 103 ребенка от 5 до 6,5 лет и 35 педагогов). Для оценки качества образовательной среды мы использовали шкалы ECERS и пилотный вариант шкалы «Стимулирование диалектического мышления». Для оценки творческого мышления дошкольников использовался блок методик для измерения уровня диалектического мышления, а для взрослых была разработана и апробирована методика изучения мыслительных стратегий при решении профессиональных педагогических задач.
Мы обнаружили, что существуют разрывы между необходимыми условиями для развития творческого мышления детей и традиционными способами организации пространства группы и взаимодействия с дошкольниками.
Методика оценки творческого (профессионального) мышления педагогов позволила получить важные для профессионального сообщества данные и может быть положена в основу будущих исследований творческого мышления взрослых.
в группах, реализующих разные педагогические системы, влияет на отношение детей к детскому саду, что было зафиксировано в значимых статистических различиях.
В статье представлено описание результатов разработки и апробации шкалы оценки условий для развития творческих способностей в детском саду. В обзорной части в качестве значимой тенденции современной психологии образования обсуждается процесс «демократизации понятия творчества» и изменение представлений о важности развития творческих способностей в дошкольном детстве. Методологической основой работы являются структурно-диалектический подход (Н.Е. Веракса, 2005), где для описания интеллектуального творчества используется конструкт «диалектического мышления» – системы умственных действий, позволяющих продуктивно решать противоречивые ситуации; концепция воображения как способности «схватывать» целое раньше части и переносить черты одного объекта реальности на другой (Ильенков, 1984; Дьяченко, 1996); подход к разработке шкал оценки качества образовательной среды семейства ECERS.
Представленная в статье шкала оценки условий для развития творческих способностей в детском саду включает четыре показателя: понимание процессов развития, вопрошание, изобретательство и преобразование противоречий, воображение.
В апробации приняли участие 32 дошкольные группы. Валидность инструмента оценивалась методом контрастных групп, выделенных на основе экспертных оценок. Надежность определялась методом согласованности экспертных оценок: в 13 группах эксперты проводили оценку попарно и независимо друг от друга. В фокусе наблюдений были: работа с воображением, качество вопросов, обращенных к детям, условия для свободного экспериментирования, поддерживающая эмоциональная атмосфера, чуткость к новым и оригинальным детским решениям и изобретениям, акцент на работе с мышлением как процессе, отражающем процессы изменения и трансформации, способном продуктивно разрешать противоречия.
Анализ показал, что инструмент оценки позволяет различить контрастные группы по всем четырем показателям на уровне значимости не ниже чем 0,05, что говорит о его валидности. Также была обнаружена высокая согласованность экспертных оценок и на уровне показателей, и на уровне отдельных индикаторов, что говорит о его надежности. Коэффициент альфа Кронбаха равен 0,87, что свидетельствует о хорошем уровне внутренней согласованности инструмента.
Полученные данные о надежности и валидности разработанного инструмента позволяют сделать вывод о возможности его использовать для оценки условий поддержки и развития творческих способностей детей в дошкольных группах. Инструмент позволяет выявить и проанализировать параметры качества дошкольного образования, внимание к которым не акцентируется в иных шкалах, например, в шкалах ECERS-3 для комплексной оценки качества дошкольного образования.