Воробьева И.И., Белолуцкая А.К. Взаимосвязь качества дошкольного образования, уровня развития творческого мышления воспитанников и развития творческого мышления педагогов при решении педагогических задач
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Статья посвящена результатам пилотного исследования связи качества образовательной среды в дошкольных группах с уровнем развития творческого мышления дошкольников и исследованию развития творческого мышления воспитателей при решении педагогических задач.
В основе исследования – представления о качестве образования, заложенные во ФГОС дошкольного образования, культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, и структурно-диалектический подход, описывающий диалектическое мышление как способность к творческому преобразованию объектов и ситуаций. Исследование было направлено на изучение возможных связей качества образовательной среды в дошкольных группах с уровнем развития диалектического мышления детей, а также способности взрослых (педагогов) применять инструменты творческого мышления при решении профессиональных задач: проектировании образовательного действия и развивающего диалога с ребенком.
Исследование было проведено на случайной выборке дошкольных отделений образовательных комплексов г. Москвы (всего 103 ребенка от 5 до 6,5 лет и 35 педагогов). Для оценки качества образовательной среды мы использовали шкалы ECERS и пилотный вариант шкалы «Стимулирование диалектического мышления». Для оценки творческого мышления дошкольников использовался блок методик для измерения уровня диалектического мышления, а для взрослых была разработана и апробирована методика изучения мыслительных стратегий при решении профессиональных педагогических задач.
Мы обнаружили, что существуют разрывы между необходимыми условиями для развития творческого мышления детей и традиционными способами организации пространства группы и взаимодействия с дошкольниками.
Методика оценки творческого (профессионального) мышления педагогов позволила получить важные для профессионального сообщества данные и может быть положена в основу будущих исследований творческого мышления взрослых.
Литература
2. Белолуцкая А.К., Веракса А.Н. Качество дошкольного образования и уровень развития детей // Вопросы психологии. – 2018. – №2. – С. 153–163.
3. Белолуцкая А.К. Особенности взаимосвязи диалектического мышления, проблематизации и надситуативно-преобразовательных решений проблемных ситуаций у старших дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №4. – С.14–25.
4. Веракса Н.Е. Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников. Автореф. д-р. психол. наук. – М., 1991.
5. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М., 2012.
6. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации //Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2010. – №2. – С. 46–53.
7. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. – Уфа, 2005.
8. Веракса Н.Е., Зададаев С.А. Структурно-диалектический метод психологического анализа и его математическая модель / Методологические основания модели позиционного обучения студентов педагогического колледжа (структурно-диалектический подход). – Красноярск, 2004.
9. Веракса Н.Е. Структурные особенности диалектического мышления // Филология и культура. – 2013. – №3. – С. 303–312.
10. Крашенинников Е.Е., Белолуцкая А.К., Воробьева Е.В., Воробьева И.И., Горохов С.В., Шиян И.Б. Диагностика диалектического мышления: учебно-методическое пособие / Отв. ред. Е.Е. Крашенинников. – М.: МГПУ, 2013. – С. 5–44.
11. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. – М., 2012.
12. Реморенко И.М., Шиян О.А., Шиян И.Б., Шмис Т.Г., Ле-ван Т.Н., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №2. – С.16–31.
13. Современный детский сад. Каким он должен быть. ФГОС / Под общ. ред.
О.А. Шиян. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 312 с.
14. ФГОС ДО. 2013. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 20.
15. Хармс Т., Клиффорд Р., Крайер Д. ECERS-3. Шкалы для комплексной оценки качества образования в ДОО. ФГОС. – М.:Национальное образование, 2019. – 112 с.
16. Шиян О.А., Бочкина Е.В., Крашенинникова Е.В. Как развивать циклические представления у дошкольников? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №2. – С.22–33.
17. Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представления о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Журнал филологии и культуры. – М., 2013.
18. Шиян О.А. Образовательный проект «Превращения»: возможности развития творческого (диалектического) мышления ребенка в детском саду // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №7. – С. 58–69.
19. Шиян И.Б., Шиян О.А. Проблема метакогнитивного развития как стратегии построения образовательных программ // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – М., 1999.
20. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
- Комментарии