кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МГПУ, Москва, Российская Федерация
Шиян Ольга Александровна
Актуальность. Развитие творческого мышления является одной из значимых задач дошкольного образования. Важно понять, какую роль могут сыграть в этом развитии детские деятельности, в частности сочинение историй. Особый интерес вызывают нарративные практики, в ходе которых создается социальная ситуация поддержки детского сочинительства.
Цель: проанализировать влияние нарративной практики «Сказки с провокациями» на развитие творческого (диалектического) мышления старших дошкольников и отдельные параметры сказочных историй, которые создают дети.
Методы. В исследовании приняли участие 60 детей 6–7 лет. Для диагностики творческого (диалектического) мышления использовалась методика «Что может быть одновременно?» (Веракса Н.Е.), для диагностики творческого мышления и умения создавать символические образы – субтест «Огонь» (методика «Три истории» О.А. Шиян). В качестве способа активизации творческого мышления детей нами была предложена нарративная практика «Сказки с провокациями».
Результаты. В рамках стартовой диагностики не было обнаружено значимых различий результатов детей экспериментальной и контрольной групп ни по одному из параметров исследования. Итоговая диагностика показала, что в контрольной группе не обнаружено значимых положительных сдвигов по сравнению со стартовой диагностикой ни по одному из изучаемых параметров, в то время как в экспериментальной группе обнаружены положительные сдвиги на уровне значимости 0.01 (Two Sample Wilcoxon rank sum test) по всем измеряемым параметрам: по творческому (диалектическому) мышлению, творческим преобразованиям и художественному (символическому) образу в нарративах, а также по структуре нарративов.
Выводы. Исследование показало, что нарративная практика «Сказки с провокациями» является адекватным способом развития творческого (диалектического) мышления, а также положительно влияет на истории, которые создают дети: они становятся более сложными и структурированными, в них появляется больше творческих преобразований и художественных (символических) образов. Все это говорит о том, что такие символические деятельности, как сочинение сказок, являются важным пространством для становления детского творчества. Результаты могут быть использованы для построения образовательной работы с детьми с опорой на ресурс детских деятельностей.
Постановка проблемы исследования. В статье ставится вопрос о нарративных способностях дошкольников как ресурсе их когнитивного развития. Развитие речи детей изучается в контексте культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. Отмечается, что процесс развития рассматривается как имеющий диалектический характер: развитие мыслится не как постепенный рост, а как череда качественных преобразований. В анализе Л.С. Выготского выделяются два момента: во-первых, представление о генетической связанности сочинения (и рисования) историй с будущим освоением грамоты – чтения и письменной речи; во-вторых, идея о связи образных и словесных средств создания нарративов в дошкольном возрасте. Идеи Л.С. Выготского сопоставляются с современными исследованиями детских нарративных способностей.
Ход и методы исследования. В статье описано исследование, в ходе которого анализировалась взаимосвязь структурированности детских нарративов и диалектического мышления дошкольников.
В исследовании использовались методики: «Что может быть одновременно?» (Веракса Н.Е.), «Что может быть наоборот?» (Белолуцкая А.К.), «Детский тест циклических представлений» (Веракса Н.Е., Сенюкова З.А.), «Расскажи историю» (Мак Кейб А.). В исследовании приняли участие 34 ребенка в возрасте от пяти лет до шести лет одиннадцати месяцев. Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально, чтобы избежать влияния других детей на содержание истории. Также было проведено исследование по методике «Сочинение истории с применением диалектической наглядной модели» (Шиян И.Б.), в котором приняли участие 44 ребенка старшего дошкольного возраста (5–6,5 лет). Детям предлагалось сочинить свою историю (сказочную или описывающую реальные события, произошедшие с ребенком в прошлом) либо с использованием диалектической наглядной модели (начало, середина, конец), либо без использования такой модели.
Результаты исследования и выводы. Взаимосвязь с успешностью применения диалектических действий была обнаружена только в случае историй, сочиненных с использованием наглядной модели. Был сделан вывод о том, что использование наглядной модели «начало – конец – середина» при придумывании историй провоцирует детей на создание более сложного повествования, включающего оперирование отношениями противоположности. Создание нарративов может быть использовано как ресурс когнитивного развития, в частности развития диалектического мышления у старших дошкольников.
Одной из ключевых проблем большинства современных программ повышения квалификации является их ориентация на овладение отдельными знаниями и технологиями, вместо создания условий для развития самих педагогов, в частности их критического мышления и рефлексии, в то время как именно рефлексия позволяет педагогу качественно изменить образовательный процесс, одновременно удерживая в фокусе как детские интересы и способности, так и задачи культурного развития.
В статье анализируются отечественные и зарубежные подходы к пониманию рефлексии, предлагается модель рефлексивного профессионального действия. В качестве средств развития рефлексии у педагогов авторы, следуя логике культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.П. Щедровицкий), рассматривают наглядную модель результатов детского развития, наглядную модель профессионального действия, модель рефлексивного выхода, позиции «защитника», «критика» и «голоса ребенка». Освоение этих средств легло в основу специально разработанной программы повышения квалификации для дошкольных педагогов, в рамках которой педагогам предлагаются следующие задачи: погружения в детские виды деятельности, анализ видео (собственной и чужой практики), создание «Навигаторов». В статье также представлен инструмент изучения рефлексивного наблюдения «Профессиональные очки», позволяющий оценить такие аспекты рефлексивного действия, как умение ориентироваться на задачи детского развития, умение наблюдать за детьми и умение видеть причинно-следственную связь между действиями педагога и поведением и эмоциями детей.
В приложении к статье сформулированы основные этапы и принципы построения программы, направленной на развитие рефлексии у педагогов.
Важно ли развивать творческие способности детей? Практически каждый ответит на этот вопрос утвердительно – ценность творчества в современном мире высока. Однако если присмотреться к тому, что происходит в детских садах и школах, мы обнаружим, что вовсе не творческие задачи, а освоение правил и действия по заданному образцу занимают львиную долю образовательного времени. Но, может быть, это и оправдано в отношении детей – может быть, им сначала нужно многое узнать, понять, освоить стандарт, а уж потом решать нестандартные задачи? Или же, наоборот, ребенок с неразвитым «вкусом к творчеству» в будущем будет побаиваться проблемных ситуаций и нешаблонных
идей?
Чтобы разобраться в этом, мы подготовили цикл бесед с ведущими специалистами в области детских творческих способностей. Первая встреча – с Зинаидой Николаевной Новлянской (З.Н.) и Александром Александровичем Мелик-Пашаевым (А.А.). С ними беседует Ольга Александровна Шиян (О.А.), кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ.
Александр Александрович Мелик-Пашаев – доктор психологических наук, заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО.
Зинаида Николаевна Новлянская – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО. Лауреат премии Правительства РФ в области образования. Автор программы для школьников «Литература как предмет эстетического цикла».
Актуальность тематики статьи. Для широкой образовательной практики детских садов вопрос о психологических механизмах творческого мышления является принципиальным, так их формирование начинается именно в возрасте от трех до пяти лет. Если в этот период жизни человека образовательный процесс выстроен таким образом, что творческое мышление ребенка не поддерживается или вовсе подавляется, то компенсировать пробелы в когнитивном развитии на более поздних жизненных этапах будет очень сложно, а иногда невозможно. Следует подчеркнуть, что, как правило, педагоги не занимаются поддержкой творческого мышления или даже действуют ему во вред именно по причине непонимания ключевых принципов его развития, которые в частности связаны с обеспечением баланса деятельностей, актуализирующих формально-логические, диалектические и символические структуры мышления.
Цель. Работа направлена на то, чтобы выявить особенности структуры познавательных способностей, составляющих комплексный механизм творческого мышления, что является одним из базовых проблем психологии когнитивного развития на сегодняшний день. Ставится вопрос о том, как соотносятся в дошкольном возрасте диалектическое мышление, формальная логика и способность к символизации. Проверяется предположение, что обращение к инструментарию Ж. Пиаже, ориентированному на фиксацию отношений обратимости и формирование феномена сохранения, позволит обнаружить новые аспекты взаимосвязи формально-логических и диалектических мыслительных структур.
Описание хода исследования. Была произведена индивидуальная диагностика 272 дошкольников из Москвы и других регионов РФ. Для обработки данных применены методы корреляционного анализа и проверка независимости параметров по критерию хи-квадрат Пирсона.
Результаты исследования. Результаты исследования показали, что связь трех линий когнитивного развития дошкольников прослеживается более последовательно в отношении формального и диалектического мышления. В отношении символизации связи носят менее последовательный характер. Делается вывод о том, что нормативные, преобразующие и символические способности представляют собой относительно независимые линии в когнитивном развитии дошкольников.
Заключение. Полученные данные свидетельствуют о комплексности и неоднородности механизма творческого мышления и разнородной структуре взаимосвязей между формально-логическими и диалектическими структурами, а также способностью к символизации. Следовательно, программа по развитию творческого мышления для дошкольников должна иметь сбалансированный характер: осуществляя воздействие на какой-то один тип структур, мы не можем ожидать, что остальные также будут развиваться вследствие этого воздействия. Для актуализации комплексного механизма творческого мышления ребенка в педагогическом плане необходимо конструировать вместе с детьми проблемные ситуации, разрешение которых требует как применения формальной и диалектической логики, так и способности придумывать символы, образы, метафоры.
Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблематика творческих способностей приобретает все большую важность сразу в двух контекстах – и в контексте самореализации человека, и в контексте развития практик и производства. Особое место занимают вопросы развития творческих способностей в дошкольном возрасте: еще в работах Л.С. Выготского говорилось о важности рассмотрения ростков творчества в игре и фантазировании детей. На сегодняшний день в рамках культурно-исторического подхода существует целый ряд научных школ, занимающихся исследованием возможностей диагностики и развития детского творчества.
Цель работы – проанализировать существующие в культурно-исторической психологии подходы к исследованию детского творчества, чтобы понять, какие ответы на вопросы, поставленные Л.С. Выготским, были обнаружены за прошедшие десятилетия, а что так и осталось без ответа. Также важно увидеть, как трансформировались сами вопросы, поскольку постановка нового вопроса и есть знак развития науки. Соотнесение существующих подходов важно для разработки новых программ исследования в логике культурно-исторической психологии.
Описание хода исследования. В статье анализируются различные подходы к исследованию и развитию творческих способностей: В.В. Давыдова и В.Т. Кудрявцева, Д.Б. Богоявленской, Н.Е. Вераксы и О.М. Дьяченко, В.Н. Дружинина, Л.Ф. Обуховой. Выделяются общие и специфические характеристики трактовки детского творчества в разных подходах культурно-исторической традиции. Проведенные исследования соотносятся с вопросами о творческом характере психики человека и о детском творчестве, поставленными Л.С. Выготским.
Результаты исследования. В статье делается вывод, что при всем различии подходов, появившихся в логике культурно-исторической традиции, их объединяет представление о ресурсности дошкольного детства и важности образовательных усилий, направленных на поддержание «ростков творчества». В отечественных исследованиях ставится вопрос о средствах творческих способностей, позволяющих преобразовывать наличную ситуацию (диалектических структурах и символе), а также об аффективно-волевой составляющей творческого процесса – умении обнаруживать задачу. Все это отличает концепции, родившиеся в рамках культурно-исторического подхода, от теории креативности Дж. Гилфорда и Э. Торранса. При этом указывается на то, что детские деятельности (игра, сочинение историй, экспериментирование и т.д.) все еще редко рассматриваются в исследованиях как контекст проявления творческих способностей.
Заключение. В статье делается вывод о важности проведения новых исследований, и констатирующих, и лонгитюдных, которые позволят сделать следующие шаги в понимании того, каким образом в детских видах деятельности происходит освоение средств развития творческих способностей и как это сказывается на становлении творческих способностей в последующих возрастах.
В статье представлено описание результатов разработки и апробации шкалы оценки условий для развития творческих способностей в детском саду. В обзорной части в качестве значимой тенденции современной психологии образования обсуждается процесс «демократизации понятия творчества» и изменение представлений о важности развития творческих способностей в дошкольном детстве. Методологической основой работы являются структурно-диалектический подход (Н.Е. Веракса, 2005), где для описания интеллектуального творчества используется конструкт «диалектического мышления» – системы умственных действий, позволяющих продуктивно решать противоречивые ситуации; концепция воображения как способности «схватывать» целое раньше части и переносить черты одного объекта реальности на другой (Ильенков, 1984; Дьяченко, 1996); подход к разработке шкал оценки качества образовательной среды семейства ECERS.
Представленная в статье шкала оценки условий для развития творческих способностей в детском саду включает четыре показателя: понимание процессов развития, вопрошание, изобретательство и преобразование противоречий, воображение.
В апробации приняли участие 32 дошкольные группы. Валидность инструмента оценивалась методом контрастных групп, выделенных на основе экспертных оценок. Надежность определялась методом согласованности экспертных оценок: в 13 группах эксперты проводили оценку попарно и независимо друг от друга. В фокусе наблюдений были: работа с воображением, качество вопросов, обращенных к детям, условия для свободного экспериментирования, поддерживающая эмоциональная атмосфера, чуткость к новым и оригинальным детским решениям и изобретениям, акцент на работе с мышлением как процессе, отражающем процессы изменения и трансформации, способном продуктивно разрешать противоречия.
Анализ показал, что инструмент оценки позволяет различить контрастные группы по всем четырем показателям на уровне значимости не ниже чем 0,05, что говорит о его валидности. Также была обнаружена высокая согласованность экспертных оценок и на уровне показателей, и на уровне отдельных индикаторов, что говорит о его надежности. Коэффициент альфа Кронбаха равен 0,87, что свидетельствует о хорошем уровне внутренней согласованности инструмента.
Полученные данные о надежности и валидности разработанного инструмента позволяют сделать вывод о возможности его использовать для оценки условий поддержки и развития творческих способностей детей в дошкольных группах. Инструмент позволяет выявить и проанализировать параметры качества дошкольного образования, внимание к которым не акцентируется в иных шкалах, например, в шкалах ECERS-3 для комплексной оценки качества дошкольного образования.