кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии МГПУ, старший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ (г. Москва, Россия)
Воробьева Елена Вячеславовна
СДО - 2015. - №7
с. 50–53
ПОДРОБНЕЕ
2325
Авторы рассказывают об исследовании детских садов, организованном лабораторией развития ребенка Института системных проектов МГПУ и включающем апробацию шкал ECERS на контрастных группах, которые были выделены на основании экспертных оценок. В одну группу вошли детские сады, работающие по программе «Золотой ключик» и по программе «Детский сад как система условий для развития индивидуальности и способности к самоопределению», с высоким качеством образовательной среды. В другую группу вошли детские сады со средним качеством образовательной среды. В статье анализируются особенности образовательных программ, по которым работают эти группы. Общей для этих групп оказалась ситуация в педагогическом коллективе, создающая возможность для рефлексии и проявления инициативы самими педагогами. В ходе апробации шкал ECERS всего несколько групп получили высокие оценки за качество образовательной среды. Авторы приходят к выводу, что совместная рефлексия и инициативность участия работников ДОО в построении образования выступают необходимым условием создания образовательной среды высокого качества, направленной на поддержку детской активности и инициативы.
Ключевые слова:
СДО - 2015. - №7
с. 38–49
ПОДРОБНЕЕ
10924
В статье рассказывается об инструменте оценки среды дошкольного образования – шкалах ECERS (Early Childhood Environment rating Scale). Авторы отвечают на ряд вопросов: какие представления о качественном образовании лежат в основе шкал ECERS и подходят ли они нам? Насколько вообще приемлемо использовать для оценки качества образования инструмент, разработанный в другой стране? Оценивает ли шкала условия для будущей социализации и развития ребенка в школе? Как он устроен, по каким индикаторам оценивается качество? Насколько он надежен? Можно ли использовать этот инструмент для разных образовательных практик (например, системы Монтессори, вальдорфских детских садов и пр.) или он ориентирован узко на определенные программы? Отмечается, что для российского образования, где традиционно большое значение уделяется «готовности к школе», важно, что шкалы ECERS используются в странах, ориентированных на познавательное развитие детей. Авторы приходят к выводу, что шкалы ECERS вполне соответствуют требованиям ФГОС, обладают различительной силой и поэтому могут быть использованы для оценки качества образования в российских детских садах. Шкалы ECERS наиболее перспективны для проведения кросс-культурных исследований, которые позволят сопоставить качество дошкольного образования в России и за рубежом.
Ключевые слова: