Шиян О.А. Образовательный проект «Превращения»: возможности развития творческого (диалектического) мышления ребенка в детском саду
Скачать в формате PDF
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Шиян О.А. Образовательный проект «Превращения»: возможности развития творческого (диалектического) мышления ребенка в детском саду // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №7. – С.58–69.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В статье описываются теоретические основы образовательного проекта «Превращения», направленного на развитие диалектического мышления у дошкольников и базирующегося на «принципе участия» ребенка в образовательном процессе. Диалектическое мышление понимается как продуктивное оперирование противоположностями, позволяющее человеку, с одной стороны, понимать мир как становящийся, развивающийся, а с другой – создавать новый творческий продукт. В статье описаны ключевые моменты проекта: диалектические структуры развивающегося мира как содержание образования, диалектическая задача, принцип участия ребенка. Рассматривается специфика реализации «принципа участия ребенка» в рамках проекта «Превращения»: освоение ребенком когнитивных средств, необходимых для осмысления процессов развития и, в частности, собственной жизни: при прогнозировании, планировании и рефлексии.
Литература
1. Баянова Л.Ф. О некоторых особенностях детских обобщений // Психологическая наука и образование. – 2001. – №2.
2. Бухараева Л. Диалогическая педагогика Пауло Фрейре // Высшее образование в России. – 2001. – №3.
3. Башляр Г. Новый рационализм. – М.: Прогресс, 1987. – 376 с.
4. Белолуцкая А.К. Анализ особенностей диалектических структур мышления детей и взрослых. Автореферат на соискание уч.ст. канд. психол. наук. – М., 2006.
5. Белолуцкая А.К. Развитие диалектической стратегии мыслительного оперирования противоположностями у детей и взрослых //Педагогический журнал Башкирии. – 2011. – №2. – С. 50–58.
6. Бренифье Оскар. Философия в детском саду // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – №6.
7. Бренифье Оскар. Философская практика с ребенком // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2010. – №2.
8. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. – Уфа, 2005.
9. Веракса Н.Е. Структурные особенности диалектического мышления // Филология
и культура. – 2013. – №3. – С. 303–312.
10. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации // Вестник МГПУ. – 2010. – №2.
11. Веракса Н.Е., Зададаев С.А. Структурно-диалектический метод психологического анализа и его математическая модель // Журнал Психологического общества им. Л.С. Выготского. – 2000. – №1.– С. 34–43.
12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2004.
13. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2013.
14. Зинурова Р.Р. Диалектическая наглядная схема как средство мышления дошкольников. Автореферат на соискание уч. ст. канд. психол. наук. – М., 1995.
15. Крашенинников Е.Е. Творчество и диа-
лектическое мышление // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – № 4. – С. 42–49.
16. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. – М., 2012.
17. Крашенинников Е.Е., Белолуцкая А.К., Воробьева Е.В., Воробьева И.И.,
Горохов С.В., Шиян И.Б. Диагностика диалектического мышления: учебно-методическое пособие / Отв. ред. Е.Е. Крашенинников. – М.: МГПУ, 2013. – С. 5–44.
18. Паскаль К., Бертрам Т. Прислушиваясь к маленьким гражданам: борьба за внедрение парадигмы участия в исследования раннего детства // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №1. – С. 68.
19. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа / Под ред. О.М. Дьяченко. М.: Гном и Д, 1999. – 80 с.
19. Реутский С.М. Физкультура про другое. – М.: Агентство образовательного сотрудничества, 2006.
20. Романова Е.В. Развитие представлений о цикличности событий у детей дошкольного возраста: автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. психол. наук: 19.00.07: – М., 2000.
21. Фтенакис В.Э. Со-конструирование: методико-дидактический подход без пассивных участников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №2. – С. 58–65.
22. Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представление о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура. – 2013. –
№3. – С. 329–332.
23. Шиян И.Б. Предвосхищающий образ как средство диалектического мышления у дошкольников. Автореферат на соискание уч. ст. канд. психол. наук. – М., 1995.
24. Шиян О.А. Диалектическая задача для дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – №4.
25. Шиян О.А. Циклические представления как средство отражения процессов развития у старших дошкольников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2014. – №4 (30). – С. 98–113.
26. Шиян О.А., Бочкина Е.В., Крашенинникова Е.В. Как развивать циклические представления у дошкольников? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №2 (54). – С. 22–33.
27. Basseches M. The Development of Dialectical Thinking As An Approach to Integration//Integral review. – 2005. – №1. – P. 47-63.
28. Bertram T., Pascal C. 2. Effective Early Learning Programme Child Involvement Scale http://www.littlestarnursery.co.uk/wp-content/uploads/2014/05/leuven-scales.pdf
29. Clark, A. (2005) ‘Ways of seeing: using the Mosaic approach to listen to young children’s perspectives’, in Clark, A., Kjшrholt and Moss, P. (eds.) Beyond Listening. Children’s perspectives on early childhood services. Bristol: Policy Press, pp. 29–49.
30. Einarsdуttir J. Research with children: methodological and ethical challenges European Early Childhood Education Research Journal Vol. 15, No. 2, June 2007.
31. Emilson A. & Samuelsson Pramling I. Documentation and communication in Swedish preschools Early Years, 2014, Vol. 34, No. 2, 175–187, http://dx.doi.org/10.1080/09575146.2014.880664.
32. Laevers F. Deep-level-learning and the Experiential Approach in Early Childhood and Primary Education.
33. Listening to Young Children in Lincolnshire, 2007.
34. Samuelsson Pramling I. Sheridan S. and Williams P. Five preschool curricula– Comparative perspective International Journal of Early Childhood, 2006, Vol.38, 1, 11-30.
35. Siraj-Bletchford I. Creativity, Communication and Collboration: the identification of Pedagogic Progression in Sustained Shared Thinking// Asia Pasific Journal of Research in Early Childhood Education, 2007, Vol.1 N 2, pp. 3-23.
36. Singer E., Nederend M., Penninx L., Tajik M., Jan Boom The teacher’s role in supporting young children’s level of play engagement, Early Child Development and Care// Early Child Development and Care , 2013.
37. Shiyan I.B. Development of Ability of Pre-school Children to Reflect Possible Relations//Behavioral Sciences 146 (2014) 319 – 322.
38. Woodhead, Martin (1999). Towards a global paradigm for research in early childhood education. European Early Childhood Education Research Journal, 7(1) pp. 5–22.
2. Бухараева Л. Диалогическая педагогика Пауло Фрейре // Высшее образование в России. – 2001. – №3.
3. Башляр Г. Новый рационализм. – М.: Прогресс, 1987. – 376 с.
4. Белолуцкая А.К. Анализ особенностей диалектических структур мышления детей и взрослых. Автореферат на соискание уч.ст. канд. психол. наук. – М., 2006.
5. Белолуцкая А.К. Развитие диалектической стратегии мыслительного оперирования противоположностями у детей и взрослых //Педагогический журнал Башкирии. – 2011. – №2. – С. 50–58.
6. Бренифье Оскар. Философия в детском саду // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – №6.
7. Бренифье Оскар. Философская практика с ребенком // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2010. – №2.
8. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. – Уфа, 2005.
9. Веракса Н.Е. Структурные особенности диалектического мышления // Филология
и культура. – 2013. – №3. – С. 303–312.
10. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации // Вестник МГПУ. – 2010. – №2.
11. Веракса Н.Е., Зададаев С.А. Структурно-диалектический метод психологического анализа и его математическая модель // Журнал Психологического общества им. Л.С. Выготского. – 2000. – №1.– С. 34–43.
12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2004.
13. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2013.
14. Зинурова Р.Р. Диалектическая наглядная схема как средство мышления дошкольников. Автореферат на соискание уч. ст. канд. психол. наук. – М., 1995.
15. Крашенинников Е.Е. Творчество и диа-
лектическое мышление // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – № 4. – С. 42–49.
16. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. – М., 2012.
17. Крашенинников Е.Е., Белолуцкая А.К., Воробьева Е.В., Воробьева И.И.,
Горохов С.В., Шиян И.Б. Диагностика диалектического мышления: учебно-методическое пособие / Отв. ред. Е.Е. Крашенинников. – М.: МГПУ, 2013. – С. 5–44.
18. Паскаль К., Бертрам Т. Прислушиваясь к маленьким гражданам: борьба за внедрение парадигмы участия в исследования раннего детства // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №1. – С. 68.
19. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа / Под ред. О.М. Дьяченко. М.: Гном и Д, 1999. – 80 с.
19. Реутский С.М. Физкультура про другое. – М.: Агентство образовательного сотрудничества, 2006.
20. Романова Е.В. Развитие представлений о цикличности событий у детей дошкольного возраста: автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. психол. наук: 19.00.07: – М., 2000.
21. Фтенакис В.Э. Со-конструирование: методико-дидактический подход без пассивных участников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №2. – С. 58–65.
22. Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представление о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура. – 2013. –
№3. – С. 329–332.
23. Шиян И.Б. Предвосхищающий образ как средство диалектического мышления у дошкольников. Автореферат на соискание уч. ст. канд. психол. наук. – М., 1995.
24. Шиян О.А. Диалектическая задача для дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – №4.
25. Шиян О.А. Циклические представления как средство отражения процессов развития у старших дошкольников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2014. – №4 (30). – С. 98–113.
26. Шиян О.А., Бочкина Е.В., Крашенинникова Е.В. Как развивать циклические представления у дошкольников? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №2 (54). – С. 22–33.
27. Basseches M. The Development of Dialectical Thinking As An Approach to Integration//Integral review. – 2005. – №1. – P. 47-63.
28. Bertram T., Pascal C. 2. Effective Early Learning Programme Child Involvement Scale http://www.littlestarnursery.co.uk/wp-content/uploads/2014/05/leuven-scales.pdf
29. Clark, A. (2005) ‘Ways of seeing: using the Mosaic approach to listen to young children’s perspectives’, in Clark, A., Kjшrholt and Moss, P. (eds.) Beyond Listening. Children’s perspectives on early childhood services. Bristol: Policy Press, pp. 29–49.
30. Einarsdуttir J. Research with children: methodological and ethical challenges European Early Childhood Education Research Journal Vol. 15, No. 2, June 2007.
31. Emilson A. & Samuelsson Pramling I. Documentation and communication in Swedish preschools Early Years, 2014, Vol. 34, No. 2, 175–187, http://dx.doi.org/10.1080/09575146.2014.880664.
32. Laevers F. Deep-level-learning and the Experiential Approach in Early Childhood and Primary Education.
33. Listening to Young Children in Lincolnshire, 2007.
34. Samuelsson Pramling I. Sheridan S. and Williams P. Five preschool curricula– Comparative perspective International Journal of Early Childhood, 2006, Vol.38, 1, 11-30.
35. Siraj-Bletchford I. Creativity, Communication and Collboration: the identification of Pedagogic Progression in Sustained Shared Thinking// Asia Pasific Journal of Research in Early Childhood Education, 2007, Vol.1 N 2, pp. 3-23.
36. Singer E., Nederend M., Penninx L., Tajik M., Jan Boom The teacher’s role in supporting young children’s level of play engagement, Early Child Development and Care// Early Child Development and Care , 2013.
37. Shiyan I.B. Development of Ability of Pre-school Children to Reflect Possible Relations//Behavioral Sciences 146 (2014) 319 – 322.
38. Woodhead, Martin (1999). Towards a global paradigm for research in early childhood education. European Early Childhood Education Research Journal, 7(1) pp. 5–22.
- Комментарии
Загрузка комментариев...