младший научный сотрудник, Лаборатория развития ребенка, Научно-исследовательский институт урбанистики и глобального образования, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия
Якшина Анна Николаевна
Актуальность. В настоящее время в большинстве дошкольных групп констатируется минимальный уровень качества условий для поддержки игры, стоит задача повышения качества сопровождения игры. В статье рассматривается развивающий потенциал регулярной практики сочинения историй как составляющей косвенной поддержки игры дошкольников.
Цель: анализ влияния регулярного опыта сочинения историй на развитие сюжетно-ролевой игры.
Методы: 38 детей 6-7 лет из двух дошкольных групп приняли участие в педагогическом эксперименте (продолжительность – 7 месяцев). Для стартовой и повторной диагностики уровня игры использовались методика Е.О. Смирновой и параметр двухтактности игры Л.И. Элькониновой; для оценки уровня развития воображения – методика Е.Е. Кравцовой «Где чье место». В экспериментальной группе создавались условия для развития сочинения детьми историй по их рисункам. Эффективность педагогического эксперимента оценивалась по наличию сдвига в уровне развития игры и воображения в экспериментальной и контрольной группах.
Результаты: на основе анализа 600 детских историй были выделены 3 типа историй по рисунку и описаны 5 траекторий развития детского сочинительства. В ходе эксперимента дети переходили от описания рисунка или последовательности действий к развернутым историям с кульминационной структурой. Только в экспериментальной группе выявлены значимые различия в уровне развития игры и воображения до и после педагогического эксперимента (p<0,01).
Выводы. Регулярное сочинение историй – значимое условие развития когнитивного аспекта игры, связанного с замещением, символическими действиями ребенка, особенностями сюжета, а также аффективной стороны игры, связанной с созданием ситуации вызова и ответа на него. Сочинение историй может рассматриваться как дополнительное условие (часть косвенной поддержки), расширяющее возможности играющих детей. Результаты могут быть использованы при разработке стратегии комплексного сопровождения детской игры в дошкольных организациях.
Актуальность. Сочинение историй и игра с воображаемой ситуацией являются важной составляющей полноценного проживания дошкольного детства, однако в научном поле существует крайне мало исследований, анализирующих характер их взаимосвязи в дошкольном возрасте.
Цель: провести анализ характера взаимосвязи сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с особенностями сочинения ими индивидуальных историй.
Методы. В исследовании приняли участие 56 детей 6–7 лет. Для исследования особенностей развития игровой деятельности дошкольников мы использовали методику диагностики игры Е.О. Смирновой и параметр двухтактности Л.И. Элькониновой. Для исследования особенностей детских нарративов (историй, придуманных с опорой на собственный рисунок) – методику О.А. Шиян «Три истории».
Результаты. В выборке оказались дети, как с высоким, так и с низким уровнем развития сюжетно-ролевой игры (mean= 19,55, sd= 5,34, min=6, max=30), у 26,7% детей выявлена двухтактная игра. Чаще всего при создании нарративов дети использовали нормативные (mean=3,86, sd=2,21) и символические средства (mean=1,48, sd=1,9). Значимая взаимосвязь выявлена между уровнем развития игры и символическими и нормативными средствами в детских нарративах (p<0,01).
Выводы. Общий балл по методике Е.О. Смирновой, а также такие параметры игры, как игровое замещение и замысел игры, оказались связаны и с символическими, и с нормативными средствами в детских историях. Возможность создать символического персонажа в истории и действие их роли в игре, пространственное и предметное замещение имеют сходный механизм и предполагают возможность не только создать, но развернуть и удержать свой образ, управлять им. Обнаруженная связь указывает на сходство в использовании нормативных средств при построении сюжетов игры и сочинении индивидуальных историй. Результаты могут быть использованы при разработке стратегии комплексного сопровождения детской игры в дошкольных организациях, а также в программах профессионального развития дошкольных педагогов.
Введение. В статье анализируется образовательный потенциал детских площадок в городе. Отмечается, что данные психолого-педагогических исследований вскрывают проблему несоответствия количества и качества прогулочных игровых пространств потребностям детей. Авторы провели наблюдение за детскими площадками в разных районах Москвы с целью выяснить объективную ситуацию в городском пространстве с позиции условий для гармоничного развития и спонтанного образования детей разных возрастов на свежем воздухе (насколько имеющиеся городские детские площадки соответствуют потребностям детей и возможно ли образование на прогулке).
Методика исследования. Исследование проводилось в два этапа. Сбор материала на основном этапе проводился методом невключенного структурированного наблюдения с элементами опроса, осуществлявшегося на 24 общественных детских площадках Москвы. В опросе приняли участие 417 взрослых. Чтобы определить, используются ли детские площадки в качестве ресурса для разновозрастного общения и в какой мере, был проведен анализ оборудования и детской активности.
Анализ и результаты исследования. Дается характеристика исследованных детских площадок, включающая такие параметры, как расположение, время наблюдения, возраст и количество посетителей, особенности оборудования и его организации, особенности зонирования и инфраструктуры, типы покрытия, индивидуальная и групповая активность детей и взрослых. Наблюдение показало, что на большинстве дворовых и на всех парковых площадках одновременно гуляют дети трех разных возрастов (раннего, дошкольного и школьного). Выяснилось, что на подавляющем большинстве дворовых (76,9%) и почти половине парковых (45,5%) площадок зоны для разных возрастов были отделены, что во многом отвечает запросам родителей. Качественный анализ показал, что оборудование парковых площадок более разнообразно, в то время как на половине дворовых площадок (53,8%) можно увидеть однотипный набор оборудования. Авторы акцентируют внимание, что как на дворовых, так и на парковых площадках акцент смещен в сторону физической активности, при этом большинство оборудования однотипное и закрытого типа, недостаточно оборудования для детского экспериментирования, оборудование недостаточно способствует сюжетной игре. Изучение особенностей инфраструктуры площадок обоих типов показало, что площадка рассматривается как только детское пространство, в котором не учитываются интересы и потребности взрослых, приходящих на площадку вместе с детьми.
Перспективы использования результатов исследования. Проведенное исследование указывает на необходимость создания дополнительных условий для поддержки и развития детской игры, усиления образовательного потенциала детских площадок. Среди предложенных авторами мер – внедрение концепции повышения образовательного потенциала детских площадок и создание общегородского цифрового ресурса с картой и психолого-педагогическими характеристиками детских прогулочных зон. Важное значение уделяется просветительской работе с семьями детей, что будет способствовать повышению компетентности и ответственности родителей в сфере организации образования и развития детей на свежем воздухе.
Одной из ключевых проблем большинства современных программ повышения квалификации является их ориентация на овладение отдельными знаниями и технологиями, вместо создания условий для развития самих педагогов, в частности их критического мышления и рефлексии, в то время как именно рефлексия позволяет педагогу качественно изменить образовательный процесс, одновременно удерживая в фокусе как детские интересы и способности, так и задачи культурного развития.
В статье анализируются отечественные и зарубежные подходы к пониманию рефлексии, предлагается модель рефлексивного профессионального действия. В качестве средств развития рефлексии у педагогов авторы, следуя логике культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.П. Щедровицкий), рассматривают наглядную модель результатов детского развития, наглядную модель профессионального действия, модель рефлексивного выхода, позиции «защитника», «критика» и «голоса ребенка». Освоение этих средств легло в основу специально разработанной программы повышения квалификации для дошкольных педагогов, в рамках которой педагогам предлагаются следующие задачи: погружения в детские виды деятельности, анализ видео (собственной и чужой практики), создание «Навигаторов». В статье также представлен инструмент изучения рефлексивного наблюдения «Профессиональные очки», позволяющий оценить такие аспекты рефлексивного действия, как умение ориентироваться на задачи детского развития, умение наблюдать за детьми и умение видеть причинно-следственную связь между действиями педагога и поведением и эмоциями детей.
В приложении к статье сформулированы основные этапы и принципы построения программы, направленной на развитие рефлексии у педагогов.
Актуальность тематики статьи. Игра имеет важное значение не только для полноценного проживания дошкольного детства, но и для формирования психологической готовности к школе. Поддержка игры – один из ключевых аспектов практики высокого уровня качества. При этом анализ существующих исследований показывает, что уровень развития игры дошкольников остается низким, а условия для нее – на минимальном уровне. Для изменения этой ситуации необходим объективный анализ практики с выделением сильных сторон и точек роста.
Цель. Разработка и апробация шкалы «Поддержка детской игры» (ПДИ) как инструмента оценки и развития качества образовательной среды детского сада.
Описание хода исследования. Была разработана и апробирована шкала, состоящая из 97 индикаторов, сгруппированных в 7 показателей. Конструкция шкалы соответствует инструментам семейства ECERS. Валидизация проводилась в 32 дошкольных группах и включала использование методов: проверка внутренней согласованности инструмента (Альфа-Кронбаха), надежности методом межэкспертной согласованности, проверка валидности и определение дискриминативной функции методом контрастных групп (значимость различий в t-тестах Welch-модификации и критериях сдвига Манна-Уитни).
Результаты исследования. Статистический анализ показал, что шкала обладает хорошей внутренней согласованностью (Коэффициент Альфа-Кронбаха = 0.89), валидностью (различия между контрастными группами значимы на уровне 0.01, p-value=7.294е-06 по Welch-t-test, p-value=0.0002733 по Wilcoxon test) и достаточной надежностью (средний модель отклонений парных межэкспертных оценок составил 0.47 балла, что существенно ниже стандартного отклонения по общему баллу всей выборки (sd=1.1695).
Заключение. Шкала ПДИ может быть применима не только для внешней экспертной оценки и самооценки, но и как инструмент профессионального развития педагога с целью рефлексии собственной стратегии сопровождения игры и обнаружения точек роста. В статье предложены меры по усовершенствованию инструмента с целью повышения надежности, включающие разработку программы обучения экспертов.
Актуальность. На протяжении последних 10 лет уровень развития игры современных дошкольников продолжает оставаться низким. Исследователи отмечают существование различных трактовок понятия «игра», что осложняет выстраивание диалога и провоцирует разрыв между декларируемой ценностью игры и реальной практикой. Однако также одной из возможных причин констатации низкого уровня развития игры в исследованиях из разных стран могут быть ограничения существующих методов изучения игры. Для проведения исследований условий развития игры и ее влияния на детское развитие особую роль играет подбор диагностических методик, которые должны давать возможность увидеть игру в развитии.
Цель: анализ преимуществ и ограничений существующих методик диагностики детской игры.
Описание хода исследования. Всего было отобрано 18 методик, анализ включал сравнение разных инструментов с точки зрения возможности оценки развития игры по следующим параметрам: метод изучения игры, особенности процедуры и условий наблюдения, роль наблюдателя, оцениваемые аспекты детской игры.
Результаты. Был определен ряд методик, которые больше всего подходят для комплексной оценки игры, в том числе для оценки развитой игры. Также были выявлены ключевые дефициты существующих методик: противоречие процедуры оценки особенностям спонтанной игры, отсутствие комплексного подхода к изучению и фокуса на аффективной стороне игры, выявление только актуального уровня развития игры без учета ее потенциальных возможностей. Разработка инструментов, позволяющих увидеть игру в развитии, – вызов для современных исследователей.
Актуальность. В современном мире все больше исследователей и практиков из разных областей говорят об изменении образа ребенка в обществе: ребенок не объект педагогического воздействия, а субъект, чье мнение ценно и должно учитываться при принятии решений, которые его непосредственно касаются. Возможность для детей быть услышанными в дошкольном возрасте – важная основа для развития гражданских компетенций, которые не появляются сами по себе в старшем возрасте. Вместе с тем исследователи также констатируют наличие разрыва между признанием ценности детского соучастия и реальной практикой. Возможность не только услышать голоса детей младшего возраста, но сделать их видимыми и значимыми в обществе, предложить детям подходящие им способы выражения своего мнения – методологический вызов для исследователей и практиков дошкольного образования, требующий специальных компетенций.
Цель: провести анализ современных исследований и проектов, посвященных профессиональным компетенциям педагога и сопутствующим их развитию условиям, необходимым для реализации принципа соучастия в образовательной практике.
Описание хода исследования. Были проанализированы 19 исследований и проектов с точки зрения возможностей и ограничений реализации принципа соучастия в образовательной практике; выделены два ключевых аспекта: возможности и ограничения реализации принципа соучастия в образовательной практике, к которым относятся представления педагогов о соучастии и влияние более широкого контекста сообщества и организационной культуры; профессиональные компетенции педагогов, необходимые для поддержки ими соучастия в детском саду и начальной школе, и подходы к их развитию.
Результаты. В статье проблема реализации принципа соучастия рассмотрена не только в контексте уклада отдельно взятой дошкольной группы, но и в организационной культуре детского сада в целом, делается вывод о необходимости рефлексии представлений о соучастии для создания условий для его поддержки в детском саду, а также о необходимости комплексного изучения факторов, связанных с организационной культурой детского сада, которые могут оказывать влияние на развитие соучаствующих практик. На основе проведенного анализа были выделены 2 группы педагогических компетенций: общие компетенции, необходимые для создания базовых условий для соучастия, и более специфические компетенции, необходимые для расширения возможностей детей влиять на принятие решений.
Заключение. В статье сформулированы рекомендации для обучения дошкольных педагогов и команд детских садов.
Актуальность. В России разновозрастные группы в детских садах являются скорее исключением, чем популярной практикой. В сообществе исследователей и практиков существует противоречивое отношение к разновозрастным группам детского сада: от признания ценности разновозрастных групп для развития дошкольников до опасений, связанных с отношением к старшим или младшим детям в таких группах. Обсуждение целесообразности организации разновозрастных групп в детских садах должно вестись с учетом особенностей влияния опыта посещения таких групп и взаимодействия с детьми другого возраста на развитие детей. Для этого необходим анализ существующих научных исследований.
Цель: провести анализ эмпирических исследований, посвященных особенностям взаимодействия детей в разновозрастных группах и влиянию разновозрастных групп на развитие детей дошкольного возраста.
Описание хода исследования. В соответствии с целью обзора были разработаны критерии отбора источников, осуществлен поиск по русскоязычным и англоязычным базам научных работ. Всего отобрано 15 статей в рецензируемых журналах, соответствующих всем критериям отбора. Глубина анализа – 44 года, источники представляют опыт 4 стран.
Результаты. Анализ источников показал, что для развития дошкольников имеет значение не сам факт посещения разновозрастных групп, а качественные особенности таких групп: величина разницы в возрасте между старшими и младшими детьми, соотношение старших и младших, разница в уровне развития между старшими и младшими, тип отношений между детьми и стиль педагогического взаимодействия. В рамках обзора проанализированы основные ограничения существующих исследований, сформулированы направления для будущих исследований. Сделан вывод о необходимости разработки программ для профессионального развития педагогов, работающих в разновозрастных группах.
Заключение. Статья может быть интересна как практикам, интересующимся вопросами организации разновозрастных групп в детском саду, так и исследователям дошкольного образования.