Якшина А.Н., Смирнова В.Н. Взаимосвязь сюжетно-ролевой игры и сочинения историй в дошкольном возрасте
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Сочинение историй и игра с воображаемой ситуацией являются важной составляющей полноценного проживания дошкольного детства, однако в научном поле существует крайне мало исследований, анализирующих характер их взаимосвязи в дошкольном возрасте.
Цель: провести анализ характера взаимосвязи сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с особенностями сочинения ими индивидуальных историй.
Методы. В исследовании приняли участие 56 детей 6–7 лет. Для исследования особенностей развития игровой деятельности дошкольников мы использовали методику диагностики игры Е.О. Смирновой и параметр двухтактности Л.И. Элькониновой. Для исследования особенностей детских нарративов (историй, придуманных с опорой на собственный рисунок) – методику О.А. Шиян «Три истории».
Результаты. В выборке оказались дети, как с высоким, так и с низким уровнем развития сюжетно-ролевой игры (mean= 19,55, sd= 5,34, min=6, max=30), у 26,7% детей выявлена двухтактная игра. Чаще всего при создании нарративов дети использовали нормативные (mean=3,86, sd=2,21) и символические средства (mean=1,48, sd=1,9). Значимая взаимосвязь выявлена между уровнем развития игры и символическими и нормативными средствами в детских нарративах (p<0,01).
Выводы. Общий балл по методике Е.О. Смирновой, а также такие параметры игры, как игровое замещение и замысел игры, оказались связаны и с символическими, и с нормативными средствами в детских историях. Возможность создать символического персонажа в истории и действие их роли в игре, пространственное и предметное замещение имеют сходный механизм и предполагают возможность не только создать, но развернуть и удержать свой образ, управлять им. Обнаруженная связь указывает на сходство в использовании нормативных средств при построении сюжетов игры и сочинении индивидуальных историй. Результаты могут быть использованы при разработке стратегии комплексного сопровождения детской игры в дошкольных организациях, а также в программах профессионального развития дошкольных педагогов.
Литература
Айхингер, А., Холл, В. Детская психодрама в индивидуальной и семейной психотерапии, в детском саду и школе. – М.: Генезис, 2014. – 336 с.
Бережковская, Е.Л. Культурно-историческая психология развития: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2023. – 616 с.
Бредиките, М. Психологические средства и развитие игры // Культурно-историческая психология. – 2010. – №4. – С. 11–18.
Выготский, Л.С. Лекции по педологии. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. – 304 с.
Дети, пространства, отношения / Под. ред. Чеппи Дж., Дзини М. и др. – М.: Национальное образование, 2023. – 160 с.
Журавлева, Л.В., Быкова, Е.В., Копылова, И.П., Шиян, О.А. «Сказка сказок» в детском саду школы А.Н. Тубельского // Современное дошкольное образование: теория и практика. Электронный журнал. – 2023. – №17. – С. 2–19.
Короткова, Н.А. Сюжетная игра дошкольников. – М.: Линка-Пресс, 2016. – 256 с.
Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е. Психология игры (культурно-исторический подход). – М.: Левъ, 2017. – 331 с.
Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е., Бережковская, Е.Л. Программа воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста «Золотой ключик». – М.: Издательство Фонда Л.С. Выготского, 2007. – 172 с.
Оклендер, В. Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка. – М.: Когито-центр, 2016. – 271 с.
Сингер, Э., ДеХаан, Д. Играть, удивляться, узнавать. Теория развития, воспитания и обучения детей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 312 с.
Смирнова, Е.О., Веракса, А.Н., Бухаленкова, Д.А., Рябкова, И.А. Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т. 14. – №1. – С. 4–14. https://doi.org/10.17759/chp.2018140101
Шиян, О.А., Баранова, А.А. Детские нарративы как пространство проявления и способ диагностики творческих способностей старших дошкольников // Культурно-историческая психология. – 2022. – Т. 18. – №1. – С. 50–59. https://doi.org/0.17759/chp.2022180105
Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. – 360 с.
Эльконинова, Л.И. Единство аффекта и интеллекта в сюжетно-ролевой игре // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т. 12. – № 3. – С. 247–254. https://doi.org/10.17759/chp.2016120314
Якшина, А.Н. Обзор современных инструментов диагностики детской игры: возможности, ограничения и вызовы для исследователей // Современное дошкольное образование. – 2021. – №6(108). – С. 56–69. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2021-6108-56–69
Якшина, А.Н. Условия развития игры в дошкольном возрасте: обзор современных отечественных и зарубежных исследований // Современное дошкольное образование. – 2020. – №4(100). – С. 50–61. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2020-10079
Якшина, А.Н., Ле-ван, Т.Н. Стратегии сопровождения игры у дошкольных педагогов с разным пониманием игры и ее развивающей ценности // Культурно-историческая психология. – 2023. – Т. 19. – №2. – С. 99–106. https://doi.org/10.17759/chp.2023190213
Bredikyte, M. (2022). Adult participation in the creation of narrative playworlds: challenges and contradictions. International Journal of Early Years Education, 30, 1-15. https://doi.org/10.1080/09669760.2022.2107895
Fleer, M. (2021). An educational experiment into how to bring discipline concepts into play: How a theoretical problem acts as a source of teacher development. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Moscow University Psychology Bulletin], 4, 72–103. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.04.03
Freeman, J., Epston, D., Lobovits, D. (1997). Playful approaches to serious problems. Norton. 321 p.
Hoffman, J., & Russ, S. (2012). Pretend play, creativity, and emotion regulation in children. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 6(2), 175–184.
Holmes, R.M., Gardner, B., Kohm, K., Bant, C., Ciminello, A., Moedt, K., Romeo, L. (2019). The relationship between young children’s language abilities, creativity, play, and storytelling. Early Child Development and Care, 189:2, 244-254. https://doi.org/10.1080/03004430.2017.1314274
Kervin, L., Mantei, J. (2022). Pretend Play: Children in Control of a Shifting Narrative. Educ. Sci., 12, 925. https://doi.org/10.3390/ educsci12120925
Lindqvist, G. (2003). The dramatic and narrative patterns of play. European Early Childhood Education Research Journal, 11:1, 69-78. https://doi.org/10.1080/13502930385209071
Nicolopoulou, A. (2015). Young children’s pretend play and storytelling as modes of narrative activity: From complementarity to cross-fertilization? In S. Douglas & L. Stirling (Eds.), Children’s Play, Pretense, and Story: Studies in Culture, Context, and Autism Spectrum Disorder, New York: Routledge, 7-28.
Paley, V.G. (1990). The boy who would be the helicopter: The uses of storytelling in classrooms. Cambridge., MA: Harvard University Press.
Pramling, N., Wallerstedt, C., Lagerlöf, P., Björklund, C., Kultti, A., Palmér, H., Magnusson, M., Thulin, S., Jonsson A., Pramling Samuelsson I. (2019). Play-responsive teaching in early childhood education. Springer, 183 p. https://doi.org/10.1007/978-3-030-15958-0
- Комментарии