Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Шиян О.А., Якшина А.Н., Зададаев С.А., Ле-ван Т.Н. Средства развития профессиональной рефлексии педагогов дошкольного образования

    Шиян О.А., Якшина А.Н., Зададаев С.А., Ле-ван Т.Н. Средства развития профессиональной рефлексии педагогов дошкольного образования

    Шиян О.А., Якшина А.Н., Зададаев С.А., Ле-ван Т.Н. Средства развития профессиональной рефлексии педагогов дошкольного образования
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10049
    Ключевые слова: рефлексия профессиональное развитие средства рефлексии педагогическое дейст­вие педагогическое наблюдение
    Для цитирования статьи:
    Шиян О.А., Якшина А.Н., Зададаев С.А., Ле-ван Т.Н. Средства развития профессиональной рефлексии педагогов дошкольного образования // Современное дошкольное образование. – 2019. – №4(94). – С. 14–35. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10049

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2019. - №4
    Шиян Ольга Александровна
    кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МГПУ, Москва, Российская Федерация

    Зададаев Сергей Алексеевич
    кандидат физико-математических наук, доцент департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий, Финансовый университет при Правительстве РФ (Москва, Россия)

    Якшина Анна Николаевна
    младший научный сотрудник, Лаборатория развития ребенка, Научно-исследовательский институт урбанистики и глобального образования, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия

    Ле-ван Татьяна Николаевна
    кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МГПУ (Москва, Россия)

    Аннотация

    Одной из ключевых проблем большинства современных программ повышения квалификации является их ориентация на овладение отдельными знаниями и технологиями, вместо создания условий для развития самих педагогов, в частности их критического мышления и рефлексии, в то время как именно рефлексия позволяет педагогу качественно изменить образовательный процесс, одновременно удерживая в фокусе как детские интересы и способности, так и задачи культурного развития.

    В статье анализируются отечественные и зарубежные подходы к пониманию рефлексии, предлагается модель рефлексивного профессионального действия. В качестве средств развития рефлексии у педагогов авторы, следуя логике культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.П. Щедровицкий), рассматривают наглядную модель результатов детского развития, наглядную модель профессионального действия, модель рефлексивного выхода, позиции «защитника», «критика» и «голоса ребенка». Освоение этих средств легло в основу специально разработанной программы повышения квалификации для дошкольных педагогов, в рамках которой педагогам предлагаются следующие задачи: погружения в детские виды деятельности, анализ видео (собственной и чужой практики), создание «Навигаторов». В статье также представлен инструмент изучения рефлексивного наблюдения «Профессиональные очки», позволяющий оценить такие аспекты рефлексивного действия, как умение ориентироваться на задачи детского развития, умение наблюдать за детьми и умение видеть причинно-следственную связь между действиями педагога и поведением и эмоциями детей.

    В приложении к статье сформулированы основные этапы и принципы построения программы, направленной на развитие рефлексии у педагогов.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Алексеев Н.Г. Проектирование и реф­лексивное мышление // Развитие личности. –
    2002. – №2. – С. 85–102.
    2. Булин-Соколова Е. И., Обухов А.С., Семенов А.Л. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т.19. – № 3. – C. 207–225.
    3. Булин-Соколова Е.И., Обухов А.С. Реф­лексивно-деятельностная модель подготовки педагогов для образования будущего // Наука и школа. – 2015. – №6.
    4. Веракса Н.Е. Предисловие // Л.С. Вы­готский. Психология. – М., 2000.
    5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.:
    в 6 т. Т. 3. – М.: Педагогика, 1983. – С. 5–328.
    6. Дьюи Дж. Педагогика и психология мышления. – М.: Совершенство, 1997. – 208 с.
    7. Зарецкий В.К., Гордон М.М. О воз­­мож­ности индивидуализации образо­ва­тель­ного процесса на основе рефлексивно-дея­тельностного подхода в инклюзивной практике // Психологическая наука и об­ра­зование. – 2011. – №3. – С. 19–26.
    8. Зарецкий В.К. Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода // Консультативная психология и психотерапия. – 2013. – №2
    9. Зарецкий В.К. Теорема Л.С. Выготского «Один шаг в обучении – сто шагов в развитии»: в поисках доказательства // Культурно-историческая психология. – 2015. – Том 11. – № 3. С. 44–63. doi:10.17759/chp.2015110305
    10. Обухов А.С. Модернизация педа­гогического образования на основе идей культурно-исторической психологии Л.С. Вы­гот­ского // Проблемы современного образования. – 2017. – №4.
    11. Титце В., Дитрих И., Гренер К., Ханиш А., Маркс Ю. Оценка и развитие качества дошкольного образования / Под ред. С. Фирникель [пер. с нем.] – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 208 с.
    12. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее
    проблемы // Рефлексивные процессы и управ­ление. – 2001. – №1.
    13. Щедровицкий Г.П. Рефлексия (фраг­мент работы «Коммуникация, деятельность, рефлексия» / Исследование речемыслительной деятельности, – Алма-Ата, 1974.
    14. Archer, J. (2017) The power of trained eye. URL: https://www.aft.org/ae/fall2017/archer
    15. Boud, D., Keogh, R. & Walker, D. (1985).Reflection: Turning experience into learning. London: Kogan Page.
    16. Boyd, E.M., & Fales, A.W. (1983). Reflective learning: Key to learning from experience. Journal of Humanistic Psychology, 23, 99-117.
    17. Calderhead, J. , Gates, P. (1993) (eds.) Conceptualizing Reflection in Teacher Development. London: Falmer Press.
    18. Coffey, A. M. (2014). Using Video to Develop Skills in Reflection in Teacher Education Students.Australian Journal of Teacher Education, 39(9). http://ro.ecu.edu.au/ajte/vol39/iss9/6.
    19. Colwell J., Beaumont H., Bradford H., Canavan J., Cook E., Kingston D. et al. (2015) Reflective teaching in early education. 1 ed. Bloomsbury Academic. 416 p.
    20. Costa А., Kallick B. (2008) Learning and Leading with Habits of Mind. URL: http://www.ascd.org/publications/books/108008/chapters/Learning-Through-Reflection.aspx.
    21. Definition and selection of competencies. OECD/SFSO/DeSeCo Background Paper// 2001.
    22. Dennison, Paul (2010).Reflective practice: The enduring influence of Kolb’s Experiential Learning Theory. Compass: Journal of Learning and Teaching. 1. 10.21100/compass.v1i1.12
    23. Dewey, J. (1910). How We Think. Lexington, MA: D.C. Heath and Company. https://doi.org/10.1037/10903-000
    24. Dewey, J. (1966). Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. New York: Free Press. 378 p.
    25. Doan L. K. (2013) Mentoring: A Strategy to Support Novice Early Childhood Educators/ Canadian children – Vol. 38 No. 2. p. 21-24.
    26. Doan L.K. (2016) The Early Years: Beginning Early Childhood Educators’ Induction Experiences and Needs in British Columbia / Journal of childhood studies, vol. 41 No 2, p. 43-54.
    27. Kolb, D.A. (1984) Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development, New Jersey: Englewood Cliffs, Prentice-Hall.
    28. Lefebvre, J. (2013) In support of the development of reflection. URL: http://aqpc.qc.ca/
    29. Liston D.P., Zeichner Z.M. (1987) Reflective teacher education and moral deliberation. Journal of Teacher Education, 38 (6), pp. 2-8.
    30. Lampert Shepel E. The Dialogic Nature of Reflective Praxis: A Cross­Cultural Study of Teachers’ Reflective Actions in Russian and American Dewey Schools
    31. Lampert Shepel E. (1999) Reflective Thinking in Educational Praxis: Analysis of Multiple Perspectives// Educational Foundations, Summer.
    32. Parsons, M., & Stephenson, M. (2005). Developing reflective practice in student teachers: Collaboration and critical partnerships. Teachers and Teaching: Theory and Practice, 11(1), 95–116
    33. Pavia, L., Nissen, H., Hawkins, C., Monroe, M., & Filimon-Demyen, D. (2003). Mentoring early childhood professionals. Journal of Research in Childhood Education, 17(2), 250–260.
    34. Peeters, J., Vandenbroeck, M. (2011) Childcare practitioners and the process of professionalization. In L. Miller and C. Cable Professionalization, leadership and management in the early years. London: Sage publications Ltd.
    35. Pirard F. (2013) Knowledge about how to work with young children in ECEC: Constructing practice on evolutionary knowledge in ECEC. URL: https://www.researchgate.net/publication/271844600
    36. Raban B., Nolan A., Waniganayake M., Ure C., Deans J.and. Brown R. Empowering practitioners to critically examine their current practice/ Journal of Australian Research in Early Childhood Education, Volume12 issue 2, 2005
    37. Schon, D.A. (1996). Educating the reflective practitioner: Toward a new design for teaching and learning in the professions. San Francisco: Jossey-Bass, Inc.
    38. Sheridan, S. (2000). A comparison of external and self evaluations of quality in early childhood education. Early Child Development and Care, 164, 63-78
    39. Snoeyink, R. (2010). Using Video Self-Analysis to Improve the “Withitness” of Student Teachers. Journal of Digital Learning in Teacher Education, 26(3), 101-110
    40. Steffy, B.E. & Wolfe, M.P. (1997). The Life Cycle of the Career Teacher: Maintaining excellence for a lifetime. West Lafayette, Ind: Kappa Delta Phi International Honor Society in Education.
    41. Thornton, K. (2015) The impact of mentoring on leadership capacity and professional learning. In C. Murphy & K. Thornton (Eds.) Mentoring in early childhood education: a compilation of thinking, pedagogy and practice. Wellington: NZCER.
    42. Williams, P.L. (1998). Using theories of professional knowledge and reflective practice to influence educational change. Medical Teacher 20. 1: 28-34.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью