Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все номера журнала
    • 2019
    • СДО - 2019. - №4

    СДО - 2019. - №4

    СДО - 2019. - №4
    0%
    СДО - 2019. - №1
    СДО - 2019. - №2
    СДО - 2019. - №3
    СДО - 2019. - №4
    СДО - 2019. - №5
    СДО - 2019. - №6
    Актуальное интервью
    Любовь Духанина: «Главными индикаторами развития дошкольного образования являются его доступность и качество»
    СДО - 2019. - №4
    ПОДРОБНЕЕ
    1600
    В Москве в МГИМО прошла VIII Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE 2019). Одним из значимых событий мероприятия стал доклад Любови Николаевны Духаниной, доктора педагогических наук, председателя Российского общества «Знание», депутата Государственной Думы, руководителя рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности».
    Бренда Таггарт: «Взрослые должны обеспечить детям опыт, необходимый им на каждом этапе развития»
    СДО - 2019. - №4
    ПОДРОБНЕЕ
    2054
    Крупномасштабные изменения на рынке труда в 1980–90-е годы на территории западноевропейских стран повлекли за собой изменения и в других сферах,
    в том числе в системе дошкольного образования. Большое количество женщин, нарушая устоявшиеся традиции, стали выходить на работу пока дети еще не достигли школьного возраста. В связи с этим возрос спрос на места в дошкольных учреждениях. Еще одним немаловажным фактором, привлекшим особое внимание к системе дошкольного образования, стали тесты PISA, TIMSS, PIRLS, которые проводились среди учащихся разного возраста и были направлены на выявление уровня развития академических навыков у детей. Результаты вызвали озабоченность в обществе и правительстве. Возникла необходимость установить, насколько хорошо детские сады готовят детей к началу обучения, а также в течение какого времени качество образования в детском саду отражается на результатах, которых достигают дети. Так зародилась идея разработки
    и реализации проекта ЕPPSE. Сегодня мы беседуем с Брендой Таггарт, старшим научным сотрудником, координатором научного исследования EPPSE.
    Теория и практика образования
    Шиян О.А., Якшина А.Н., Зададаев С.А., Ле-ван Т.Н. Средства развития профессиональной рефлексии педагогов дошкольного образования
    СДО - 2019. - №4 с. 14–35
    Ле-ван Т.Н. , Зададаев С.А. , Шиян О.А. , Якшина А.Н.
    ПОДРОБНЕЕ
    3171

    Одной из ключевых проблем большинства современных программ повышения квалификации является их ориентация на овладение отдельными знаниями и технологиями, вместо создания условий для развития самих педагогов, в частности их критического мышления и рефлексии, в то время как именно рефлексия позволяет педагогу качественно изменить образовательный процесс, одновременно удерживая в фокусе как детские интересы и способности, так и задачи культурного развития.

    В статье анализируются отечественные и зарубежные подходы к пониманию рефлексии, предлагается модель рефлексивного профессионального действия. В качестве средств развития рефлексии у педагогов авторы, следуя логике культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.П. Щедровицкий), рассматривают наглядную модель результатов детского развития, наглядную модель профессионального действия, модель рефлексивного выхода, позиции «защитника», «критика» и «голоса ребенка». Освоение этих средств легло в основу специально разработанной программы повышения квалификации для дошкольных педагогов, в рамках которой педагогам предлагаются следующие задачи: погружения в детские виды деятельности, анализ видео (собственной и чужой практики), создание «Навигаторов». В статье также представлен инструмент изучения рефлексивного наблюдения «Профессиональные очки», позволяющий оценить такие аспекты рефлексивного действия, как умение ориентироваться на задачи детского развития, умение наблюдать за детьми и умение видеть причинно-следственную связь между действиями педагога и поведением и эмоциями детей.

    В приложении к статье сформулированы основные этапы и принципы построения программы, направленной на развитие рефлексии у педагогов.

    Ключевые слова: рефлексия профессиональное развитие средства рефлексии педагогическое дейст­вие педагогическое наблюдение
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10049
    Гудонис В.П., Вачков И.В. Страхи современных старших дошкольников и их родителей
    СДО - 2019. - №4 с. 36–45
    Вачков И.В. , Гудонис В.П.
    ПОДРОБНЕЕ
    1848
    Cтатья посвящена изучению страхов современных шестилетних детей и их родителей. Несмотря на многочисленные исследования детских страхов, проводившиеся по всему миру, остается недостаточно изученным вопрос – при всей его важности – о типичных страхах современных дошкольников, а также о связи этих страхов со страхами родителей, имевшимися у них в детстве и имеющимися
    в настоящее время. Прояснение этого вопроса и стало целью исследования. Для выявления детских страхов и собственных страхов родителей использовалась специально разработанная анкета, на вопросы которой отвечали отцы и матери старших дошкольников. Виды детских страхов, названных
    в анкете, были отобраны исходя из результатов уже имеющихся исследований и на основе пилотажного эксперимента. Выявленные страхи были сгруппированы по предмету и направленности. Наиболее часто встречающимся страхом современных дошкольников оказался страх потери родных, входящий в группу отношенческих. Между мальчиками и девочками значимые различия обнаружены лишь по частоте встречаемости отдельных страхов: боязнь чужих людей (чаще у девочек), боязнь страшных снов и стоматологов (чаще у мальчиков). Совпадение ряда страхов детей и их матерей позволяет высказать предположение о трансляции страхов первым от вторых, что подтверждается результатами опроса матерей во время психологических консультаций. Совпадений страхов детей и их отцов выявлено не было. Обнаружены противоположные тенденции динамики страхов с возрастом у матерей и отцов: у матерей количество страхов увеличивается по сравнению с детством, у отцов – уменьшается. При этом имеются сходные страхи матерей и отцов дошкольников, такие как страхи высоты, потери близких, смерти, змей, собак.
    Ключевые слова: современные дошкольники отцы матери детские страхи страхи родителей трансляция страхов фобии
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10050
    Чернокова Т.Е., Сидорова Л.В. Развитие диалектического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством тренинга
    СДО - 2019. - №4 с. 46–59
    Сидорова Л.В. , Чернокова Т.Е.
    ПОДРОБНЕЕ
    1653

    В статье представлены методологические основы и теоретическое обоснование возможности применения тренинга как средства работы, направленной на развитие диалектического мышления детей дошкольного возраста.

    Методика тренинга диалектического мышления основана на методологии структурно-диалектического подхода (Н.Е. Веракса), общих принципах коррекционно-развивающей работы и требованиях к тренингу как методу. Особые условия, определяемые спецификой диалектических действий как объекта воздействия, – это: 1) включение проблемно-противоречивых ситуаций в разные виды детской деятельности; 2) освоение детьми терминов, отражающих диалектические отношения и преобразования: «противоположность», «среднее», «серия», «превращение», «объединение», «обратно»; 3) соответствие последовательности освоения детьми действий диалектического мышления их сложности: превращение, сериация, опосредствование, обращение, объединение; 4) формирование дей­ствий диалектического мышления согласно теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; 5) применение диалектических схем, которые позволяют фиксировать противоположности и отношения между ними, а также диалектические преобразования. Участвовали 36 детей 6–7 лет. Для оценки эффективности тренинга использовались методики: «Что может быть одновременно?» и «Необычное дерево» (Н.Е. Веракса).

    Результаты апробации тренинга свидетельствуют о его эффективности. Показатели диалектического мышления детей, участвующих в тренинге, повысились. Различия в показателях на констатирующем и контрольном этапах по U-критерию Манна–Уитни в КГ не значимые: Uэмп = 145.5, в ЭГ – значимые: Uэмп = 87; Uкр. = 109, p≤0.05.

    Разработанная методика может применяться в развивающей работе педагогов-психологов и воспитателей дошкольных организаций.

    Ключевые слова: структурно-диалектический подход диалектическое мышление диалектические действия развитие тренинг дети дошкольного возраста
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10051
    Мировой опыт
    Коэн Л. Дж. Помощь родителям в нравственном развитии детей
    СДО - 2019. - №4 с. 60–63
    Коэн Л. Дж.
    ПОДРОБНЕЕ
    1162
    Статья посвящена помощи родителям в нравственном воспитании детей социопатов, т.е. тех, кто нарушает принятые в социуме нормы поведения. Многие родители боятся, что их дети не смогут стать в достаточной степени социализированными. В публикации рассматриваются способы взаимодействия с такими детьми. Используется определенная модель совести, которая включает ряд компонентов. Среди них выделяются: нравственное понимание, управление побуждениями, внутренний голос, эмпатия и сострадание. Описывается процесс формирования этих четырех компонентов здоровой совести. Показана необходимость тонкого и деликатного взаимодействия, основанного на умении видеть скрытые мотивы поведения детей, что позволяет рассчитывать на позитивный прогноз их морального развития.
    Ключевые слова: нравственное воспитание социопаты социализация эмпатия совесть сострадание нравственное понимание управление побуждениями
    Виссера М., Сингер Э., ван Гирт П.Л.С., Куннен С.Э. Что заставляет детей вести себя агрессивно? Внутренняя логика голландских детей
    СДО - 2019. - №4 с. 64–77
    Сингер Э. , Куннен С.Э. , Виссера М. , ван Гирт П.Л.С.
    ПОДРОБНЕЕ
    1179
    Неоднозначные результаты существующих программ вмешательства показывают необходимость новых способов исследования агрессии среди детей. Настоящее исследование посвящено собственному взгляду детей на их агрессивное поведение. На основе конструктивистского подхода была проанализирована внутренняя логика рассказов 64 детей о конфликтах друг с другом в рамках программы специального образования в Нидерландах. Вопреки широко распространенному мнению о дихотомии реактивной и проактивной агрессии, мы обнаружили более дифференцированную картину. Дети ведут себя агрессивно: чтобы понять ситуацию; вырваться из конфликтной ситуации; из-за внутренних конфликтов; чтобы отомстить; получить удовольствие от издевательств. Исследование ясно показывает, что с точки зрения детей агрессивное поведение тесно связано с культурой их сверстников в школе. Кроме того, некоторые дети нуждаются в индивидуальной терапии и поддержке из-за особых проблем, связанных с саморегуляцией, которые заставляют их вести себя агрессивно.
    Ключевые слова: агрессивное поведение дети внутренняя логика
    весь номер в формате pdf
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью