Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все номера журнала
    • 2019
    • СДО - 2019. - №6

    СДО - 2019. - №6

    СДО - 2019. - №6
    0%
    СДО - 2019. - №1
    СДО - 2019. - №2
    СДО - 2019. - №3
    СДО - 2019. - №4
    СДО - 2019. - №5
    СДО - 2019. - №6
    Специальный репортаж
    Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность
    СДО - 2019. - №6
    ПОДРОБНЕЕ
    1518
    23-25 октября 2019 года в Москве состоялась V Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: непрерывность и преем­ственность» – главное событие в Российской Федерации по трансляции опыта в области инклюзивного образования.
    Актуальное интервью
    Артур Хаустов: «Для развития инклюзии необходимы три компонента: мотивация организации, командная работа и компетентность специалистов»
    СДО - 2019. - №6
    ПОДРОБНЕЕ
    1750

    В октябре 2019 года в Москве состоялась V Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: непрерывность и преем­ственность» – главное событие в Российской Федерации по трансляции опыта в области инклюзивного образования. Курс на инклюзию взят в 2012 году, когда была ратифицирована конвенция о правах детей-инвалидов. В этой связи со стороны государства было принято несколько законов, предпринято много усилий в области продвижения инклюзивного образования. Конференция нацелена на то, чтобы продолжать эту линию и обеспечивать дальнейшее развитие системы помощи именно в сфере инклюзивного образования в России.

    О вопросах инклюзии мы побеседовали с Артуром Валерьевичем Хаустовым, кандидатом педагогических наук, директором Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстрой­ствами аутистического спектра ФГБОУ ВО МГППУ; главным редактором журнала «Аутизм и нарушения развития».

    Моника Сандлунд и Элен Элвстранд: «У ребенка должно сохраняться право на игру, на возможность создать свое игровое пространство»
    СДО - 2019. - №6
    ПОДРОБНЕЕ
    491
    В эпоху погони за успешностью, результативностью с самых ранних лет, трудно представить систему образования, в которой по-прежнему центральная роль отведена игровой деятельности: тестов практически нет, а оценки не ставят до шестого класса. Об особенностях и приоритетах дошкольного образования в Швеции мы поговорили с директором по развитию образовательных программ Линчёпингского университета в Швеции Моникой Сандлунд и доктором педагогических наук, старшим преподавателем Линчёпингского университета Элен Элвстранд.
    Теория и практика образования
    Горшкова Е.В. Развитие образно-пластического творчества у детей 4–5 лет
    СДО - 2019. - №6 с. 24–35
    Горшкова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1413
    Статья – о развитии у детей 4-5 лет образно-пластического творчества, где главным средством воплощения образов разнохарактерных персонажей, взаимодействующих в сюжетных ситуациях, является язык выразительных движений и телесной пластики. Раскрываются психолого-педагогические условия развития этого вида творчества в среднем дошкольном возрасте. Поясняются методические принципы и этапы работы с детьми 4–5 лет на основе обучения их языку выразительных движений – по двум главным направлениям методики. Одно из них – «стержень» всей методики для детей этого возраста – развитие парного образно-пластического взаимодействия сверстников, в сотворчестве при воплощении заданных сюжетных ситуаций; другое – развитие способности к образному перевоплощению с новым принципом детализации образа – изображением ситуативного поведения персонажа. Показаны результаты развития образно-пластического творчества у детей 4–5 лет: образ того или иного персонажа воплощается с помощью движений-комплексов, сочетающих одновременно несколько средств выразительности: движения ног, жесты, позы, мимику, – а также коротких последовательностей движений, передающих реакции и взаимодействия персонажей; творческое исполнение все больше проявляется как произвольные выразительные движения, передающие чувства и взаимоотношения персонажей на основе удерживания каждым из актеров «двойственной позиции», благодаря которой ребенок исполняет свою роль, не сбиваясь на подражание партнеру-сверстнику.
    Ключевые слова: образно-пластическое творчество исполнительское творчество сочинительское творчество выразительные движения «двойственная позиция» актера
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10056
    Кашуркина С.С., Лукишина Т.А. Престиж профессии «педагог дошкольного образования»: оценки педагогов и позиция родителей
    СДО - 2019. - №6 с. 36–49
    Кашуркина С.С. , Лукишина Т.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    2112

    В статье анализируется отношение респондентов к профессии «педагог дошкольного образования». Респондентами выступили педагоги дошкольных образовательных учреждений (n = 203) и родители дошкольников (n = 706), выборка исследования – целевая. Основанием для проведения эмпирического исследования выступила программа НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» (г. Казань), реализуемая в рамках экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС. Срок проведения исследования – сентябрь–октябрь 2018 г. Для сбора информации использовался метод анкетирования.

    Исследование показало, что, признаваясь профессионалом, значимым для прогрессивного развития общества, педагог дошкольного образования выполняет его социальный заказ, но оценивается общественным мнением как человек, не имеющий возможности подняться на высокую ступень в социальной иерархии. Несмотря на принадлежность респондентов-педагогов дошкольных образовательных учреждений к малообеспеченным слоям российского общества и отсутствие высокого социально-экономического статуса, их представления о своей профессии в целом позитивны. Авторы предполагают, что позитивная интерпретация респондентами-педагогами ДОУ внешней оценки своей профессии является механизмом осознанного повышения профессионализма. Педагог ДОУ – это творческая профессия и положительная самооценка престижа работы в ДОУ может быть связана с процессами самоактуализации и самореализации. С другой стороны, завышенные представления о престиже своей профессии помогают педагогам ДОУ формировать свой символический капитал.

    Респонденты-родители демонстрируют доверие к государственным дошкольным образовательным учреждениям, что определяется патерналистскими ориентациями родителей во взаимоотношениях с педагогами и администрацией дошкольного образовательного учреждения и интерпретируется авторами как лояльность респондентов к государственным структурам.

    Авторы отмечают, что престиж профессии «педагог дошкольного образования» имеет разный смысл для тех, кто является ее носителем, для тех, кто пользуется образовательными услугами, для общества в целом.

    Ключевые слова: педагог дошкольного образования престиж профессии дети дошкольного возраста дошкольное образовательное учреждение родители
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10057
    Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации
    СДО - 2019. - №6 с. 50–57
    Денисенкова Н.С. , Красило Т.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    2500
    В статье рассматриваются тенденции развития детей дошкольного возраста, связанные с особенностями современной социализации. Сегодня процесс вхождения ребенка в культуру имеет ряд специфических черт: размываются границы между детством и взрослостью, меняется позиция ребенка по отношению к миру взрослых, взрослый перестает быть уникальным носителем культуры, эффективность традиционных практик воспитания и обучения становится неоднозначной, снижается интенсивность общения ребенка со взрослыми и с другими детьми. Одной из причин, обусловливающих эти изменения, является бурное вхождение цифровых технологий в повседневную жизнь ребенка. Интернет, компьютер, планшет, телефон и другие гаджеты, которыми дошкольник владеет зачастую лучше, чем родители, становятся не просто игрушкой, но и средством социализации. Для определения и описания новой грани социализации ребенка используется термин «цифровая социализация». Ее характеризуют следующее: использование детьми высокотехнологичного арсенала цифровых устройств, длительность нахождения ребенка в онлайн-пространстве, возрастание рисков, связанных с онлайн-средой, увеличение технической грамотности детей по сравнению с родителями, снижение универсальности фигуры взрослого и его роли в детско-родительских отношениях и др.
    Ключевые слова: культурно-исторический контекст детства современное детство взрослый социализация цифровая социализация
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10058
    Волобуева Л.М., Ерофеева Т.И. «Семейный график» в детских садах: исторический опыт и проблемы современности
    СДО - 2019. - №6 с. 58–69
    Ерофеева Т.И. , Волобуева Л.М.
    ПОДРОБНЕЕ
    2210

    В статье представлен анализ развития общественных и государственных требований к определению продолжительности работы детских садов за весь период существования системы дошкольного образования в России. Приводятся результаты мониторинга отношения педагогов дошкольных образовательных организаций к введению «семейных графиков» работы в современных детских садах, отражающие преимущества и риски нововведения, связанные с удовлетворением потребностей семей в обеспечении присмотра и ухода за ребенком, а также успешным решением образовательных задач совместными усилиями семьи и детского сада. Характеризуются возможности современной нормативной базы для создания вариативных графиков работы дошкольных образовательных организаций.

    Цель исследования – в исторической ретроспективе определить причины и характер изменений в режиме работы дошкольных учреждений, выявить педагогические и социальные риски при увеличении длительности работы современных детских садов. Материалами исследования являются опыт организации первых русских детских садов, нормативные документы, определяющие режим работы дошкольных учреждений на протяжении ХХ в. и на современном этапе развития дошкольного образования, результаты анкетирования 3415 воспитателей дошкольных групп 22 субъектов РФ, научные публикации, связанные с исследуемой проблемой. Методами исследования являлись: конкретно-исторический метод, ретроспективный анализ, мониторинг с использованием метода экспресс-опроса педагогов об условиях временного режима современных дошкольных организаций, статистическая обработка данных. Приведены результаты ретроспективного анализа причин изменения длительности работы российских дошкольных учреждений на протяжении всего времени их существования. Выявлено, что режим работы определялся целями детского сада обеспечить полноценное развитие и воспитание ребенка в разные исторические периоды, отражал ведущие тенденции социально-экономического развития страны, стремление государства вовлечь женщин в активную общественную и производственную жизнь. Это обеспечило нормативное утверждение вариативности графиков работы детских садов (дошкольных групп) в зависимости от местонахождения, потребностей и запросов семей, что является отличительной особенностью современного общественного дошкольного образования.

    На основе результатов мониторинга мнений педагогов об увеличении времени пребывания детей в детском саду определены возможные риски, связанные со снижением времени общения родителей с детьми. Часть современных родителей тяготеют к увеличению времени работы детского сада из-за неготовности к общению с ребенком, из-за собственной родительской несостоятельности. Стремление родителей «построить под себя» график работы детского сада, соотнести его с личными потребностями нередко связано с непониманием сущности образовательной работы, не позволяет задуматься о последствиях недостаточного общения с ребенком. Определены тенденции взаимодействия педагогов с семьями для осознания родителями значимости общения с ребенком для его личностного развития.

    Ключевые слова: детский сад график работы историческая ретроспектива семейный график потребности родителей дошкольников
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10059
    Чурбанова С.М., Леонтьева А.А. Развитие воображения и креативности у дошкольников: теоретический анализ современных исследований
    СДО - 2019. - №6 с. 70–78
    Леонтьева А.А. , Чурбанова С.М.
    ПОДРОБНЕЕ
    2287
    Актуальность темы работы связана с поиском условий развития творческого потенциала в детском возрасте, обеспечивающего готовность к школьному обучению, создающего предпосылки для продуктивной учебной деятельности, снижения эмоционального напряжения, улучшения навыков общения. Цель настоящего теоретического исследования – описание различных мультиаспектных подходов к анализу возможностей творческого решения проблем детьми дошкольного возраста. В данной работе анализируются исследования, посвященные роли воображения и креативности в психиче­ском развитии детей. Были выделены два основных направления, объединяющих, с одной стороны, изучение факторов, влияющих на развитие творческих достижений детей, с другой – на разработку педагогических подходов, стимулирующих творческие способности. В исследованиях, применяющих метакогнитивный анализ, показано, что творческий потенциал дошкольников связан с высоким уровнем социального поведения, игрой, созданием «паракосмов», языковыми способностями, творческим повествованием и билингвизмом. Развитие воображения и креативности ребенка можно обеспечить с помощью эффективной образовательной программы, связанной с использованием игровых творческих практик, конструктивной учебно-ориентированной деятельностью, применением интернет-технологий, мобильных приложений, мультикультурной основой совместного решения задач, перспективным планированием, совершенствованием устной и письменной речи. Полученные результаты показали, что различные факторы и педагогические подходы положительно влияют на развитие творческого воображения и креативности. В связи с этим рекомендуется продолжить эмпирическое исследование, направленное на поиск возможных взаимосвязей между уровнем развития вербального обобщения, вербального мышления и творческого воображения ребенка. Это необходимо для грамотного руководства развитием творческого воображения и креативности в дошкольном возрасте.
    Ключевые слова: воображение креативность дошкольный возраст образовательная программа
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10060
    Мировой опыт
    Авгитиду С., Эндрюс М., Боланд А., Каннинг Н., Хенникяйнен М., Лойзу Э., ван Урс Б. EECERA. Группа специальных интересов «Переосмысление игры»: Рамочный документ о роли игры в дошкольном образовании
    СДО - 2019. - №6 с. 20–23
    Лойзу Э. , Каннинг Н. , Авгитиду С. , Эндрюс М. , Боланд А. , Хенникяйнен М. , ван Урс Б.
    ПОДРОБНЕЕ
    1026
    В данной статье рассматривается проблема понимания игры в современном контексте оценки качества дошкольного образования. Рассматриваются взаимосвязи между понятиями игры и обучения и ролью взрослого в организации и поддержке детской игры. Далее ставится вопрос о целесообразности инст­рументализации и регулирования детской игры в дошкольном воспитании и образовании (ECEC). В рамочном документе обращено внимание на важность независимой, но поддерживаемой детской игровой деятельности и на существующую тенденцию к ограничению или перенаправлению ее ценности в соответствии с оценкой заранее определенных результатов в ECEC.
    Ключевые слова: игра дошкольное образование роль учителей обучение и развитие
    весь номер в формате pdf
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью