кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО; доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ (Москва, Россия)
Горшкова Елена Викторовна
к осмысленному и произвольному исполнению образных движений.
Актуальность тематики статьи. Образно-пластическое творчество оптимально для развития у дошкольников продуктивного воображения – основы любого творческого процесса. Продолжение его развития на основе обучения языку движений позволяет детям 6–7 лет не только решать сложные творческие задачи, но и осваивать способы невербального общения.
Цель статьи – раскрыть возможности развития образно-пластического творчества у детей 6–7 лет на основе обучения языку выразительных движений, которое является продолжением и кульминацией работы, осуществляемой с младшей группы.
Описание хода исследования. На основе пояснения возрастных особенностей психологического развития детей 6–7 лет показаны возможности решения детьми достаточно трудных задач на сочинение и творческое исполнение в ходе воплощения образов разнохарактерных персонажей в сюжетных ситуациях. Поясняются психолого-педагогические условия его развития у дошкольников 6–7 лет. Раскрываются особенности методики, центральным моментом которой становится детализация образа – с комплексным решением задач развития у детей образно-пластического взаимодействия и способности к образному перевоплощению. Описываются виды учебно-творческих заданий, направленных на развитие: способов детализации образов; умения чутко воспринимать (понимать) партнера; новых способов условно-сценического взаимодействия; выразительного исполнения по ролям целостных сюжетных композиций, – а также развитие сочинительского творчества в собственном смысле слова в процессе создания под музыку (в сотворчестве со сверстником) композиции образно-пластического этюда по обобщенному сюжету, заданному словесно.
Результаты исследования. В ходе и по завершении развивающего обучения дети 6–7 лет детализируют образы (персонажей) с их развитием от эпизода к эпизоду целостного сюжета, что становится одним из основных признаков сочинительского образно-пластического творчества, которое сочетается с творческим исполнением в образно-пластических импровизациях под заданное музыкальное сопровождение. Данные диагностических исследований подтверждают эффективность методики развития у детей 6–7 лет образно-пластического творчества как итог работы по программе.
Заключение. Методика развития образно-пластического творчества в соответствии с возрастными возможностями детей 6–7 лет позволяет реально развивать детское творчество в художественно-игровой деятельности.
Актуальность тематики статьи обусловлена важностью развития образно-пластического творчества как наиболее оптимального для развития продуктивного воображения – основы любого творческого процесса. При этом образно-пластическое творчество, которое развивается у дошкольников на основе обучения детей языку движений, – способствует освоению дошкольниками способов невербального общения. Предложенная методика в практической работе с дошкольниками позволяет решать широкий круг проблем: познавательных, коммуникативных, творческих.
Цель. Статья направлена на то, чтобы показать, как у детей 5–6 лет развивать образно-пластическое творчество на основе обучения их языку выразительных движений, начатого с младшей группы; а также сформулировать психолого-педагогические условия его развития у дошкольников 5–6 лет, описать особенности методики.
Описание хода исследования. На основе пояснения возрастных особенностей психического развития детей 5–6 лет показаны возможности решения более сложных, чем в младшем и среднем дошкольном возрасте, задач развития творческого «сочинения» и исполнения при воплощении образов разнохарактерных персонажей и их взаимоотношений в сюжетных ситуациях. Раскрываются особенности методики – по двум главным направлениям развития творчества. В развитии образно-пластического взаимодействия делается акцент на освоении способов для передачи общения и отношений трех персонажей в единой сюжетной ситуации; продолжается развитие парного образно-пластического взаимодействия с освоением более сложных способов передачи партнерами-сверстниками сценической иллюзии. В развитии способности к образному перевоплощению осваиваются способы детализации образа – с изображением непрерывного процесса его видоизменения, развития, с установкой на комплексную передачу в образных движениях («всем телом») особенностей того или иного персонажа: его эмоций, характерной пластики, отношений с другими героями сюжета.
Результаты исследования. Показаны результаты развития образно-пластического творчества у детей 5–6 лет: образы персонажей воплощаются посредством как движений-комплексов, так и связных по смыслу последовательностей движений, передающих перемену в реакциях и эмоциях персонажей в ходе их взаимодействия с другими героями сюжета; творческое исполнение все больше проявляется как произвольные выразительные движения, передающие чувства и взаимоотношения персонажей на основе удерживания каждым из актеров «двойственной позиции», благодаря которой ребенок исполняет свою роль, не сбиваясь на подражание сверстникам.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют как об эффективности методики его развития у детей 5–6 лет, ее соответствия возрастным возможностям детей, так и о ее теоретико-методологической обоснованности.
Актуальность тематики статьи. Проблема адаптации младших дошкольников к условиям ДОО – одна из актуальных в связи с важностью поиска эффективных средств ее оптимизации и сокращения периода привыкания к новой социальной ситуации развития.
Цель статьи – описать экспериментальное исследование и результаты оптимизации адаптации детей 3–4-го года жизни к условиям ДОО при использовании игровых упражнений с элементами невербального общения.
Описание хода исследования. Согласно гипотезе, игровые упражнения с элементами невербального общения способствуют оптимизации и сокращению периода адаптации младших дошкольников к условиям ДОО. В эмпирическом исследовании участвовали 40 детей 3–4-го года жизни, разделенные на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Исследование проводилось в три этапа: констатирующая диагностика, развивающие занятия и контроль. На констатации и контроле для диагностики особенностей эмоционального состояния детей использовались модифицированные карты наблюдения, включающие показатели невербального поведения и общения детей. На развивающих занятиях с детьми ЭГ использовались игровые упражнения с элементами невербального общения, формирующие адресное обращение к партнеру (сверстнику, взрослому). Было проведено 12 занятий (по 15–20 минут) три раза в неделю в течение месяца. Полученные результаты обеих групп сравнивались между собой. При обработке количественных данных психолого-педагогического эксперимента применялись методы математической статистики.
Результаты исследования. Занятия в ЭГ позволили сократить период адаптации детей 3–4-го года жизни до одного месяца с ожидаемым эффектом: эмоциональный фон детей ЭГ стал стабильно положительным, повысился уровень игровой деятельности и взаимодействия со сверстниками.
Заключение. Результаты подтвердили гипотезу и позволили уточнить информацию о различиях в развитии детей 3–4-го года жизни благодаря воздействию экспериментальных занятий (в ЭГ) и без него (в КГ).