Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у детей 5–6 лет
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24412/1997-9657-2022-1109-15-25
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у детей 5–6 лет // Современное дошкольное образование. – 2022. – №1(109). – С. 15–25. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-15-25
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность тематики статьи обусловлена важностью развития образно-пластического творчества как наиболее оптимального для развития продуктивного воображения – основы любого творческого процесса. При этом образно-пластическое творчество, которое развивается у дошкольников на основе обучения детей языку движений, – способствует освоению дошкольниками способов невербального общения. Предложенная методика в практической работе с дошкольниками позволяет решать широкий круг проблем: познавательных, коммуникативных, творческих.
Цель. Статья направлена на то, чтобы показать, как у детей 5–6 лет развивать образно-пластическое творчество на основе обучения их языку выразительных движений, начатого с младшей группы; а также сформулировать психолого-педагогические условия его развития у дошкольников 5–6 лет, описать особенности методики.
Описание хода исследования. На основе пояснения возрастных особенностей психического развития детей 5–6 лет показаны возможности решения более сложных, чем в младшем и среднем дошкольном возрасте, задач развития творческого «сочинения» и исполнения при воплощении образов разнохарактерных персонажей и их взаимоотношений в сюжетных ситуациях. Раскрываются особенности методики – по двум главным направлениям развития творчества. В развитии образно-пластического взаимодействия делается акцент на освоении способов для передачи общения и отношений трех персонажей в единой сюжетной ситуации; продолжается развитие парного образно-пластического взаимодействия с освоением более сложных способов передачи партнерами-сверстниками сценической иллюзии. В развитии способности к образному перевоплощению осваиваются способы детализации образа – с изображением непрерывного процесса его видоизменения, развития, с установкой на комплексную передачу в образных движениях («всем телом») особенностей того или иного персонажа: его эмоций, характерной пластики, отношений с другими героями сюжета.
Результаты исследования. Показаны результаты развития образно-пластического творчества у детей 5–6 лет: образы персонажей воплощаются посредством как движений-комплексов, так и связных по смыслу последовательностей движений, передающих перемену в реакциях и эмоциях персонажей в ходе их взаимодействия с другими героями сюжета; творческое исполнение все больше проявляется как произвольные выразительные движения, передающие чувства и взаимоотношения персонажей на основе удерживания каждым из актеров «двойственной позиции», благодаря которой ребенок исполняет свою роль, не сбиваясь на подражание сверстникам.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют как об эффективности методики его развития у детей 5–6 лет, ее соответствия возрастным возможностям детей, так и о ее теоретико-методологической обоснованности.
Литература
1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П. Зинченко. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. – 608 с.
2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
3. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: МОиПК. 1995. – 144 с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
5. Горшкова Е.В. Знакомьтесь – «Выразительное движение» // Дошкольное воспитание. – 1999. – №10. – С. 10–15.
6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С. 62–68.
7. Горшкова Е.В. Выразительное движение. Программа и планы занятий для работы с детьми 3–7 лет. – М., 2009. – 202 с.
8. Горшкова Е.В. К вопросу о развитии образно-пластического творчества у детей 3–4 лет // Современное дошкольное образование. – 2018 а. – №2. – С. 4–13.
9. Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у дошкольников: вопросы теории и практики // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №7. – С. 29–37.
10. Горшкова Е.В. Развитие выразительных движений у дошкольников: учебное пособие. – М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2018 б. – 336 с.
11. Горшкова Е.В. Развитие воображения у дошкольников средствами выразительных движений // Сб. материалов VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды». Том 1 / Ред. Т.А. Басилова и др. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019 а. – С.143–146.
12. Горшкова Е.В. Развитие образно-пластического творчества у детей 4–5 лет // Современное дошкольное образование. – 2019 б. – №6(96). – С. 24–35. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10056.
13. Горшкова Е.В. Диагностика образно-пластического творчества дошкольников // Психологическая наука и образование. – 2020 a. – Т.25. – №3. – C. 30–39.
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250303.
14. Горшкова Е.В. Особенности творческого воплощения двигательно-пластического образа детьми 5–7 лет // Современное дошкольное образование. – 2020 б. – №2(98). – С. 28–37. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10066.
15. Горшкова Е.В., Кириличева Т.Л. Изучение развития продуктивного воображения у детей
6-го года жизни // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2011. – №5. – С. 17–29.
16. Ершов П.И. Режиссура как практическая психология. Искусство толкования. В 2-х частях. Ч. 1. – Дубна: Феникс. 1997. – 357 с.
17. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. – Т.1. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
18. Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства. – М.: Смысл, 2002. – 335 с.
19. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1979. – 302 c.
20. Эльконинова Л.И. Психология игры и сказки. Хрестоматия. – М.: Психологическая электронная библиотека, 2008. – 85 с.
2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
3. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: МОиПК. 1995. – 144 с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
5. Горшкова Е.В. Знакомьтесь – «Выразительное движение» // Дошкольное воспитание. – 1999. – №10. – С. 10–15.
6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С. 62–68.
7. Горшкова Е.В. Выразительное движение. Программа и планы занятий для работы с детьми 3–7 лет. – М., 2009. – 202 с.
8. Горшкова Е.В. К вопросу о развитии образно-пластического творчества у детей 3–4 лет // Современное дошкольное образование. – 2018 а. – №2. – С. 4–13.
9. Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у дошкольников: вопросы теории и практики // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №7. – С. 29–37.
10. Горшкова Е.В. Развитие выразительных движений у дошкольников: учебное пособие. – М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2018 б. – 336 с.
11. Горшкова Е.В. Развитие воображения у дошкольников средствами выразительных движений // Сб. материалов VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды». Том 1 / Ред. Т.А. Басилова и др. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019 а. – С.143–146.
12. Горшкова Е.В. Развитие образно-пластического творчества у детей 4–5 лет // Современное дошкольное образование. – 2019 б. – №6(96). – С. 24–35. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10056.
13. Горшкова Е.В. Диагностика образно-пластического творчества дошкольников // Психологическая наука и образование. – 2020 a. – Т.25. – №3. – C. 30–39.
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250303.
14. Горшкова Е.В. Особенности творческого воплощения двигательно-пластического образа детьми 5–7 лет // Современное дошкольное образование. – 2020 б. – №2(98). – С. 28–37. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10066.
15. Горшкова Е.В., Кириличева Т.Л. Изучение развития продуктивного воображения у детей
6-го года жизни // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2011. – №5. – С. 17–29.
16. Ершов П.И. Режиссура как практическая психология. Искусство толкования. В 2-х частях. Ч. 1. – Дубна: Феникс. 1997. – 357 с.
17. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. – Т.1. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
18. Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства. – М.: Смысл, 2002. – 335 с.
19. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1979. – 302 c.
20. Эльконинова Л.И. Психология игры и сказки. Хрестоматия. – М.: Психологическая электронная библиотека, 2008. – 85 с.
- Комментарии
Загрузка комментариев...