Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все номера журнала
    • 2022
    • СДО - 2022. - №1

    СДО - 2022. - №1

    СДО - 2022. - №1
    0%
    СДО - 2022. - №1
    СДО - 2022. - №2
    СДО - 2022. - №3
    СДО - 2022. - №4
    СДО - 2022. - №5
    СДО - 2022. - №6
    Теория и практика образования
    Якшина А.Н. Разновозрастные группы в детском саду: возможности и риски для развития дошкольников
    СДО - 2022. - №1 с. 4–14
    Якшина А.Н.
    ПОДРОБНЕЕ
    2819

    Актуальность. В России разновозрастные группы в детских садах являются скорее исключением, чем популярной практикой. В сообществе исследователей и практиков существует противоречивое отношение к разновозрастным группам детского сада: от признания ценности разновозрастных групп для развития дошкольников до опасений, связанных с отношением к старшим или младшим детям в таких группах. Обсуждение целесообразности организации разновозрастных групп в детских садах должно вестись с учетом особенностей влияния опыта посещения таких групп и взаимодействия с детьми другого возраста на развитие детей. Для этого необходим анализ существующих научных исследований.

    Цель: провести анализ эмпирических исследований, посвященных особенностям взаимодействия детей в разновозрастных группах и влиянию разновозрастных групп на развитие детей дошкольного возраста.

    Описание хода исследования. В соответствии с целью обзора были разработаны критерии отбора источников, осуществлен поиск по русскоязычным и англоязычным базам научных работ. Всего отобрано 15 статей в рецензируемых журналах, соответствующих всем критериям отбора. Глубина анализа – 44 года, источники представляют опыт 4 стран.

    Результаты. Анализ источников показал, что для развития дошкольников имеет значение не сам факт посещения разновозрастных групп, а качественные особенности таких групп: величина разницы в возрасте между старшими и младшими детьми, соотношение старших и младших, разница в уровне развития между старшими и младшими, тип отношений между детьми и стиль педагогического взаимодействия. В рамках обзора проанализированы основные ограничения существующих исследований, сформулированы направления для будущих исследований. Сделан вывод о необходимости разработки программ для профессионального развития педагогов, работающих в разновозрастных группах.

    Заключение. Статья может быть интересна как практикам, интересующимся вопросами организации разновозрастных групп в детском саду, так и исследователям дошкольного образования.

    Ключевые слова: разновозрастная группа разновозрастное взаимодействие межвозрастное взаимодействие одновозрастная группа дошкольное образование
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-4-14
    Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у детей 5–6 лет
    СДО - 2022. - №1 с. 15–25
    Горшкова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1111

    Актуальность тематики статьи обусловлена важностью развития образно-пластического творчества как наиболее оптимального для развития продуктивного воображения – основы любого творческого процесса. При этом образно-пластическое творчество, которое развивается у дошкольников на основе обучения детей языку движений, – способствует освоению дошкольниками способов невербального общения. Предложенная методика в практической работе с дошкольниками позволяет решать широкий круг проблем: познавательных, коммуникативных, творческих.

    Цель. Статья направлена на то, чтобы показать, как у детей 5–6 лет развивать образно-пластическое творчество на основе обучения их языку выразительных движений, начатого с младшей группы; а также сформулировать психолого-педагогические условия его развития у дошкольников 5–6 лет, описать особенности методики.

    Описание хода исследования. На основе пояснения возрастных особенностей психического развития детей 5–6 лет показаны возможности решения более сложных, чем в младшем и среднем дошкольном возрасте, задач развития творческого «сочинения» и исполнения при воплощении образов разнохарактерных персонажей и их взаимоотношений в сюжетных ситуациях. Раскрываются особенности методики – по двум главным направлениям развития творчества. В развитии образно-пластического взаимодействия делается акцент на освоении способов для передачи общения и отношений трех персонажей в единой сюжетной ситуации; продолжается развитие парного образно-пластического взаимодействия с освоением более сложных способов передачи партнерами-сверстниками сценической иллюзии. В развитии способности к образному перевоплощению осваиваются способы детализации образа – с изображением непрерывного процесса его видоизменения, развития, с установкой на комплексную передачу в образных движениях («всем телом») особенностей того или иного персонажа: его эмоций, характерной пластики, отношений с другими героями сюжета.

    Результаты исследования. Показаны результаты развития образно-пластического творчества у детей 5–6 лет: образы персонажей воплощаются посредством как движений-комплексов, так и связных по смыслу последовательностей движений, передающих перемену в реакциях и эмоциях персонажей в ходе их взаимодействия с другими героями сюжета; творческое исполнение все больше проявляется как произвольные выразительные движения, передающие чувства и взаимоотношения персонажей на основе удерживания каждым из актеров «двойственной позиции», благодаря которой ребенок исполняет свою роль, не сбиваясь на подражание сверстникам.

    Заключение. Полученные результаты свидетельствуют как об эффективности методики его развития у детей 5–6 лет, ее соответствия возрастным возможностям детей, так и о ее теоретико-методологической обоснованности.

    Ключевые слова: образно-пластическое творчество исполнительское творчество сочинительское творчество выразительные движения «двойственная позиция» актера психолого-педагогические условия
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-15-25
    Подъянова С.М., Поливанова К.Н. Причины неудовлетворенности родителей дошкольными образовательными учреждениями в Москве
    СДО - 2022. - №1 с. 26–35
    Подъянова С.М. , Поливанова К.Н.
    ПОДРОБНЕЕ
    1768

    Актуальность исследования. Современные родители дошкольников являются активными участниками образовательного процесса. Их удовлетворенность – важный критерий оценки качества образования. Изучение их мнения – эффективный инструмент для системного улучшения качества ДОУ.

    Цель исследования: выявление и описание причин неудовлетворенности родителей ДОУ Москвы.

    Методология: тематические полуструктурированные интервью.

    Описание хода исследования. Выборку составили 20 матерей детей возраста от 3 до 7 лет, посещающих детсады разного типа и форм собственности в Москве. Родителям предлагалось рассказать о выборе детского сада, предметно-пространственной среде, режиме дня, присмотре и уходе за детьми, взаимодействии между педагогами, детьми и родителями, видах активности, развитии речи, мышления и образовательной программе. Тщательно исследовались спонтанно упомянутые причины неудовлетворенности. Тематической рамкой для вопросов была выбрана международная шкала ECERS и работы, посвященные выявлению корреляции родительской вовлеченности и уровня их удовлетворенности.

    Основные результаты. Среди основных групп причин неудовлетворенности ДОУ с большим отрывом лидирует «взаимодействие», подразумевающее качество взаимодействия между детьми, воспитателями, администрацией, родителями. Именно причины группы «взаимодействие» становятся критической точкой для перевода детей в другое ДОУ. Среди основных жалоб: не учитывается индивидуальность ребенка; жесткая дисциплина; строгие, грубые, непрофессиональные воспитатели; авторитарная позиция руководителя к родителям; плохое качество обратной связи; взаимоотношения со сверстниками. Группа «виды детской активности» имеет потенциал стать столь же значимой, как и «взаимодействие»: при выборе сада родители обращают внимание на наличие и разнообразие кружков, в частном секторе – готовы возить ребенка дальше ради качественных занятий. Родители скорее удовлетворены присмотром, уходом, соблюдением температурного режима, предметно-пространственной средой. Особняком стоит группа «развитие речи и грамотность»: родители не упоминают эту тему. Они либо плохо осведомлены о программе детского сада, либо считают данный аспект неважным.

    Выводы. Удовлетворенность родителей как активных участников образовательного является одним из важных критериев оценки качества дошкольного образования, а неудовлетворенность – маркер к необходимым улучшениям. Если администрация и педагоги при оценке качества оценивают группу и детский сад в целом, то родителям важен комфорт и эмоциональное благополучие собственного ребенка. Значит, во главу угла ставится индивидуальный подход и развитие личности. Основное внимание нужно обратить на качество взаимодействия между детьми, родителями и коллективом детского сада и на качество и разнообразие видов детской активности. Данные исследования причин неудовлетворенности родителей могут быть полезны для руководителей ДОУ разных форм собственности для повышения качества предоставляемых услуг и разработки маркетинговой стратегии.

    Ключевые слова: дошкольное образование родители ДОУ воспитатели дисциплина детская активность программа детского сада
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-26-35
    Габдулхаков В.Ф. Нейрокогнитивные приемы преодоления языковой и образной интерференции у билингвальных детей
    СДО - 2022. - №1 с. 36–47
    Габдулхаков В.Ф.
    ПОДРОБНЕЕ
    1146

    Актуальность тематики статьи. В национальных регионах России речь детей-билингвов часто вызывает серьезные нарекания: она страдает, с одной стороны, от языковой интерференции, когда законы родного языка отрицательно влияют на второй (русский), с другой стороны, от образной интерференции, когда переносный смысл литературных образов родной культуры вступает в противоречие с образами и смыслами русской литературы. Эти интерференции отрицательно влияют не только на русскую речь, но и на мышление, память, интеллект, – на все когнитивные и регуляторные функции детей. Педагоги не всегда понимают, какие приемы надо использовать для преодоления отрицательного влияния этих интерференций.

    Цель. Работа направлена на то, чтобы проанализировать речь детей-билингвов, выявить типичные речевые и смысловые ошибки, обусловленные влиянием языковой и образной интерференции на русскую речь детей, определить эффективные приемы преодоления интерференции. Ставится вопрос о том, что такими приемами могут быть приемы формирования языковой личности ребенка, разработанные в лингводидактике. Проверяется предположение, что эти приемы – с установкой на язык и образный смысл – при определенной последовательности могут иметь эффект нейрокогнитивного воздействия, то есть обеспечивать формирование правильной русской речи в более короткий срок.

    Описание хода исследования. В ходе исследования (2019–2021 гг.) было проанализировано 257 высказываний детей-билингвов старшей и подготовительной группы (6–7 лет). В этой выборке 125 детей относились к группе детей с аутистическими расстройствами, 132 – к группе обычных детей-билингвов. В исследовании приняли участие 32 педагога дошкольных учреждений Татарстана.

    Результаты исследования. Было замечено, что дети, страдающие языковой интерференцией, больше подвержены и образной интерференции. Чем больше их русская речь подвержена языковой интерференции, тем в большей степени она подвержена и образной интерференции. Образная интерференция – это противоречивая ассоциация, связанная с культуремами, имеющими одинаковую символику, но разное значение в разных языках и культурах. Дети-аутисты, такие же билингвы, как и обычные дети, ошибок, связанных с проявлением интерференции, делают значительно больше, чем обычные дети. И в той, и в другой группах интерферентные ошибки на русском языке характеризуют больше половины всех детей. Была определена последовательность лингводидактических приемов, в которую вошли вербально-семантические приемы, приемы повторения речевого образца, приемы коммуникативного ядра, приемы транспозиции, приемы сторителлинга, интерпретации образных средств, приемы творческого пересказа, приемы театрализации, мотивационно-прагматические приемы и приемы обратной связи. Эта последовательность обеспечивала эффект нейрокогнитивного воздействия и оказалась более результативной по сравнению с традиционными методическими приемами.

    Заключение. Полученные данные говорят о том, что реализованные в определенной последовательности лингводидактические приемы можно называть нейрокогнитивными: они помогают преодолевать негативное влияние языковой и образной интерференции. Такие приемы ориентированы на подсознание ребенка, строятся на принципах субъективации, эмпатии, рефлексии, упреждающего синтеза, коммуникативного ядра и действуют с определенной частотой, закрепляя языковые и образные символы, ассоциации на подсознательном уровне.

    Ключевые слова: нейрокогнитивный приемы языковая интерференция образная интерференция дети-билингвы дети-аутисты лингводидактика речь
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-36-47
    Морозюк С.Н., Морозюк Ю.В., Кузнецова Е.С. Патогенная рефлексия матери как фактор неблагополучия в детско-родительских отношениях
    СДО - 2022. - №1 с. 48–55
    Морозюк С.Н. , Кузнецова Е.С. , Морозюк Ю.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1069

    Актуальность тематики статьи. Именно в семье закладывается фундамент социального опыта ребенка. В процессе взаимодействия ребенка с близким взрослым формируются устойчивые особенности конструктивного личностного реагирования, закрепляются характерологические особенности. Как правило, за матерью признается доминирующее влияние на ребенка, на развитие его эмоциональной сферы. Именно мать удовлетворяет потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослого. Границы нашего исследования не позволяют нам выявить все факторы, способствующие становлению того или иного стиля родительского отношения к ребенку. Однако многие исследователи, раскрывая понятие стиля родительского отношения, отмечают неосознанный характер поведенческих проявлений и родительских установок, присвоенных матерью в детстве импринтно. Поэтому мы предположили, что одним из факторов становления того или иного стиля родительского отношения к ребенку является качество рефлексии матери. Рефлексия матери, носящая защитный характер от негативных переживаний (страха неудачи, стыда, вины, обиды), дающая локально-временный эффект – патогенная рефлексия. Рефлексия, направленная на решение возникшей проблемы в отношениях с помощью адекватных ситуации средств – саногенная рефлексия.

    Цель. Показать результаты эмпирического исследования взаимосвязи благополучия в детско-родительских отношениях и факторов, которые негативно влияют на его развитие. В качестве таких факторов выступают стили детско-родительского отношения «Чрезмерность требований-запретов» и «Недостаточность требований-запретов» и патогенная рефлексия матери. На примере данных стилей родительского отношения к ребенку показаны механизмы, препятствующие формированию эмоционального и психологического благополучия ребенка.

    Описание хода исследования. Эмпирическое исследование проводилось с матерями, воспитывающими дошкольников. В исследовании приняли участие 236 человек – матери дошкольников. Преимущественно респонденты имеют высшее образование (67 %), состоят в браке (51 %), работают (70 %) и имеют более одного ребенка (45 %). Для обработки данных применены коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена и непараметрический статистический метод обработки данных для независимых выборок U-критерий Манна-Уитни. Эмпирические результаты были подвергнуты статистической обработке с использованием статистических программ «STATISTIKA 7.0».

    Результаты исследования. Стиль родительского отношения является формально-динамической характеристикой, в основе которого лежат фиксированные, привычные для матери формы поведения и отношения в целом, которые могут носить неконструктивный (патогенный) характер. Делается вывод о том, что от качества рефлексии зависит стиль родительского отношения к ребенку. Рефлексивные защиты в свою очередь проявляют себя в поведенческих формах реагирования и закрепляются как опыт в стилях родительского отношения.

    Заключение. Чем более выражены показатели защитной (патогенной) рефлексии матери, тем более представлен неконструктивный стиль родительского отношения к ребенку, тем менее она компетентна в воспитательной деятельности. Установлено, что от качества рефлексии зависит стиль родительского отношения к ребенку. Патогенная рефлексия матери направлена не на решение проблем, возникающих в детско-родительских отношениях, а на собственные переживания и состояния, что актуализирует необходимость защиты от них. Рефлексивные защиты в свою очередь проявляют себя в поведенческих паттернах и закрепляются как опыт в стилях родительского отношения.

    Ключевые слова: мать ребенок детско-родительские отношения саногенная рефлексия патогенная рефлексия стиль родительского отношения семья эмоциональное благополучие психологическое благополучие
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-48-55
    Шакирова Е.В. Проектный метод в образовательной деятельности дошкольников: история понятия, технология
    СДО - 2022. - №1 с. 56–68
    Шакирова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1776

    Актуальность тематики статьи. Создание условий для гармоничного и разностороннего развития детей по всем образовательным областям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является одной из сложнейших задач в работе воспитателя, поскольку в практике работы детских садов зачастую применяется дифференцированный подход к организации деятельности дошкольника в рамках одной образовательной области. В качестве средства интеграции образовательных областей при взаимодействии педагога и ребенка все чаще применяется проектный метод.

    Цель. Работа направлена на изучение особенностей применения проектного метода для организации образовательной деятельности дошкольников и раскрытие технологии проектного метода как средства, способствующего повышению качества взаимодействия между педагогом и детьми на основе объединения участников образовательного процесса вокруг общей темы.

    Описание хода исследования. Проектный метод рассматривается в контексте идей трансформации образования и инструментальной педагогики Джона Дьюи. Особое внимание уделено истории происхождения проектного метода и его связи с философией прагматизма. Проводится параллель между социально-экономическими факторами, которые привели к изменениям в подходах и методах обучения детей в начале прошлого века, и современными вызовами, связанными с влиянием информационных технологий на общение взрослых и детей. Приводится классификация проектов для дошкольного возраста, описание этапов реализации проектной деятельности, дается подробный перечень тематических направлений для образовательных проектов дошкольных групп.

    Результаты исследования. В качестве практического инструментария в статье содержится описание комплекса проектов, направленных на приобщение детей к истории Великой Отечественной войны. Комплекс включает в себя четыре образовательных проекта познавательной и художественно-эстетической направленности, составленных для каждой возрастной группы дошкольной организации. Раскрывая содержание проектов, сформулированы их основные задачи, перечислены формы работы педагога и виды деятельности детей, посредством которых поставленные задачи будут решены. Каждый проект предусматривает отправное событие проблемного характера, которое послужит поводом к началу совместной исследовательской и творческой деятельности педагога и детей.

    Заключение. Материалы по истории возникновения проектного метода в педагогике позволяют провести параллели с нашим временем и выделить проблемы современного дошкольного образования, решению которых может способствовать применение данной педагогической технологии. Метод проектов может применяться как средство интеграции образовательных областей и организации сотрудничества педагога и детей в процессе общения и совместной деятельности по теме. Проблемный подход, лежащий в основе метода проектов, является актуальным средством для развития умения дошкольников ставить цель будущей деятельности, выдвигать гипотезы, искать и находить средства для решения проблемы. Приведенные описания проектов ко Дню Победы могут быть использованы в работе воспитателей дошкольного образования как практические рекомендации по организации образовательной деятельности в рамках использования метода проектов.

    Ключевые слова: проектная деятельность метод проектов дошкольник День Победы детский сад
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-56-68
    Мировой опыт
    Ундхейм М., Йернес М. Педагогические стратегии педагогов при создании цифровых историй с маленькими детьми
    СДО - 2022. - №1 с. 69–80
    Йернес М. , Ундхейм М.
    ПОДРОБНЕЕ
    1230
    Цифровые технологии сегодня занимают центральное место в повседневной жизни маленьких детей в большинстве современных обществ. Эта статья вносит вклад в данное исследовательское направление, представляя результаты изучения педагогических стратегий двух педагогов при создании цифровых историй вместе с группами из шести детей дошкольного возраста (возраст 4–5 лет). Исследование имеет качественный дизайн, состоящий из нескольких тематических исследований. Полученные результаты показывают, что при создании цифровых историй с маленькими детьми различные педагогические стратегии одинаково важны как для процесса, так и для продукта: приглашение к диалогу, объяснение практических аспектов и инструктаж для достижения результатов. Для общения педагогов характерен ободряющий тон. Результаты исследования способствуют получению знаний о том, как педагоги вовлекают группы детей в технологические процессы создания историй, подчеркивая педагогические перспективы использования цифровых технологий.
    Ключевые слова: процесс совместного создания цифровые истории дети детского сада педагогические стратегии педагогов цифровые технологии
    весь номер в формате pdf
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью