Морозюк С.Н., Морозюк Ю.В., Кузнецова Е.С. Патогенная рефлексия матери как фактор неблагополучия в детско-родительских отношениях
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24412/1997-9657-2022-1109-48-55
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Морозюк С.Н., Морозюк Ю.В., Кузнецова Е.С. Патогенная рефлексия матери как фактор неблагополучия в детско-родительских отношениях // Современное дошкольное образование. – 2022. – №1(109). – С. 48–55. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-48-55
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность тематики статьи. Именно в семье закладывается фундамент социального опыта ребенка. В процессе взаимодействия ребенка с близким взрослым формируются устойчивые особенности конструктивного личностного реагирования, закрепляются характерологические особенности. Как правило, за матерью признается доминирующее влияние на ребенка, на развитие его эмоциональной сферы. Именно мать удовлетворяет потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослого. Границы нашего исследования не позволяют нам выявить все факторы, способствующие становлению того или иного стиля родительского отношения к ребенку. Однако многие исследователи, раскрывая понятие стиля родительского отношения, отмечают неосознанный характер поведенческих проявлений и родительских установок, присвоенных матерью в детстве импринтно. Поэтому мы предположили, что одним из факторов становления того или иного стиля родительского отношения к ребенку является качество рефлексии матери. Рефлексия матери, носящая защитный характер от негативных переживаний (страха неудачи, стыда, вины, обиды), дающая локально-временный эффект – патогенная рефлексия. Рефлексия, направленная на решение возникшей проблемы в отношениях с помощью адекватных ситуации средств – саногенная рефлексия.
Цель. Показать результаты эмпирического исследования взаимосвязи благополучия в детско-родительских отношениях и факторов, которые негативно влияют на его развитие. В качестве таких факторов выступают стили детско-родительского отношения «Чрезмерность требований-запретов» и «Недостаточность требований-запретов» и патогенная рефлексия матери. На примере данных стилей родительского отношения к ребенку показаны механизмы, препятствующие формированию эмоционального и психологического благополучия ребенка.
Описание хода исследования. Эмпирическое исследование проводилось с матерями, воспитывающими дошкольников. В исследовании приняли участие 236 человек – матери дошкольников. Преимущественно респонденты имеют высшее образование (67 %), состоят в браке (51 %), работают (70 %) и имеют более одного ребенка (45 %). Для обработки данных применены коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена и непараметрический статистический метод обработки данных для независимых выборок U-критерий Манна-Уитни. Эмпирические результаты были подвергнуты статистической обработке с использованием статистических программ «STATISTIKA 7.0».
Результаты исследования. Стиль родительского отношения является формально-динамической характеристикой, в основе которого лежат фиксированные, привычные для матери формы поведения и отношения в целом, которые могут носить неконструктивный (патогенный) характер. Делается вывод о том, что от качества рефлексии зависит стиль родительского отношения к ребенку. Рефлексивные защиты в свою очередь проявляют себя в поведенческих формах реагирования и закрепляются как опыт в стилях родительского отношения.
Заключение. Чем более выражены показатели защитной (патогенной) рефлексии матери, тем более представлен неконструктивный стиль родительского отношения к ребенку, тем менее она компетентна в воспитательной деятельности. Установлено, что от качества рефлексии зависит стиль родительского отношения к ребенку. Патогенная рефлексия матери направлена не на решение проблем, возникающих в детско-родительских отношениях, а на собственные переживания и состояния, что актуализирует необходимость защиты от них. Рефлексивные защиты в свою очередь проявляют себя в поведенческих паттернах и закрепляются как опыт в стилях родительского отношения.
Литература
1. Бриш К.Х., Попова О. Теория привязанности и воспитание счастливых людей. – М.: Теревинф, 2014. – 208 с.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.
3. Кабанченко Е.А. Родительская компетентность как психологический феномен // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. – № 1(3). – М.: МЦНО, 2017. – С. 43–47.
4. Кузнецова Е.С., Морозюк С.Н. Взаимосвязь психологического благополучия матери с ее рефлексией ребенка // Практическая психология в России и за рубежом: Сборник научных трудов РУТ (МИИТ). – 2018а. – Вып. 2. – С. 60–64.
5. Кузнецова Е.С., Морозюк С.Н. Рефлексия матери как механизм формирования эмоционального благополучия ребенка // Образование и наука в России и за рубежом. – 2018б. – №9. – Vol. 44. – С. 141–146.
6. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный Центр, 2017. – 284 с.
7. Морозюк С.Н., Кузнецова Е.С. Рефлексия матери как фактор эмоционального благополучия ребенка-дошкольника ребенка // Большой Конференц-Зал: дополнительное образование – векторы развития. – 2018. – Вып. №2. – С. 173–179.
8. Морозюк С.Н., Кузнецова Е.С. Рефлексивный портрет матери со стилем родительского отношения «Предпочтение женских качеств в ребенке»: алгоритм консультативной работы // XXVII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов»: материалы Международной научно-практической конференции, г. Москва, 10–27 ноября 2020 г. [Электронное издание]. – С. 187–194.
9. Морозюк С.Н., Кузнецова Е.С. Рефлексивный портрет матери со стилем родительского отношения «Принятие»: алгоритм консультативной работы // Современное дошкольное образование. – 2020б. – №5(101). – С. 50–58.
10. Морозюк С.Н., Кузнецова Е.С. Алгoритм конcультaтивной рабoты с мaтерями сo cтилeм poдительского oтношения «Стрoгость caнкций» // Инновационная деятельность педагога дошкольного образования в условиях реализации образовательного и профессионального стандартов: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). – Иркутск: Аспринт, 2021а. – С. 206–211.
11. Морозюк С.Н., Кузнецова Е.С. Стиль родительского отношения и патогенная рефлексия матери как негативные факторы развития творческого потенциала личности ребенка // Дошкольник: теория и практика воспитания и обучения. – 2021б. – №2. – С. 51–55.
12. Морозюк С.Н., Смолева Т.О. Детско-родительский тренинг как интегративный метод преодоления психологического неблагополучия ребенка // Преподаватель XXI века. – 2011. – №2. – С. 185–192.
13. Национальная психологическая энциклопедия. http://vocabulary.ru/.
14. Орлов Ю.М., Морозюк С.Н. Когнитивно-эмотивный тест. – М., 1999. – 20 с.
15. Силина О.В. Границы Я и психологическое благополучие детей 2–10 лет // Клиническая и специальная психология. – 2016. – №3. – С. 116–129.
16. Смолева Т.О. Защитная рефлексия матери – фактор психологического неблагополучия ребенка // Известия ДГПУ. – 2010. – №3. – С. 82–87.
17. Собкин В.С., Халутина Ю.А. Место семьи в структуре жизненных ценностей родителей детей старшего дошкольного возраста // Социальные и психологические проблемы современной семьи: материалы VII Международной научной конференции 8–9 ноября 2016 года. – 2016. – С. 332–335.
18. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований
в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Доклад на выездном заседании Президиума РАО в Нижнем Новгороде 19–20 апреля 2010 г. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2010. – С. 25–26.
19. Халутина Ю.А., Собкин В.С. Ценностно-целевые установки родителей по воспитанию детей старшего дошкольного возраста и их связь со стилями воспитания // Современное дошкольное образование. – 2017. – №7. – С. 4–16.
20. Smoleva T.O., Morozyuk Yu.V., Kuznetsova E.S. Pathogenic reflexion of the mother as a factor of adverse in child-parental relationship. International Conference on Multidisciplinary Research Approaches in Social Sciences, Humanities and Business Management (MASB-2021). Book of Abstracts Proceeding – March 27–28, 2021. – Amsterdam, Netherlands. Р. 11.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.
3. Кабанченко Е.А. Родительская компетентность как психологический феномен // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. – № 1(3). – М.: МЦНО, 2017. – С. 43–47.
4. Кузнецова Е.С., Морозюк С.Н. Взаимосвязь психологического благополучия матери с ее рефлексией ребенка // Практическая психология в России и за рубежом: Сборник научных трудов РУТ (МИИТ). – 2018а. – Вып. 2. – С. 60–64.
5. Кузнецова Е.С., Морозюк С.Н. Рефлексия матери как механизм формирования эмоционального благополучия ребенка // Образование и наука в России и за рубежом. – 2018б. – №9. – Vol. 44. – С. 141–146.
6. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный Центр, 2017. – 284 с.
7. Морозюк С.Н., Кузнецова Е.С. Рефлексия матери как фактор эмоционального благополучия ребенка-дошкольника ребенка // Большой Конференц-Зал: дополнительное образование – векторы развития. – 2018. – Вып. №2. – С. 173–179.
8. Морозюк С.Н., Кузнецова Е.С. Рефлексивный портрет матери со стилем родительского отношения «Предпочтение женских качеств в ребенке»: алгоритм консультативной работы // XXVII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов»: материалы Международной научно-практической конференции, г. Москва, 10–27 ноября 2020 г. [Электронное издание]. – С. 187–194.
9. Морозюк С.Н., Кузнецова Е.С. Рефлексивный портрет матери со стилем родительского отношения «Принятие»: алгоритм консультативной работы // Современное дошкольное образование. – 2020б. – №5(101). – С. 50–58.
10. Морозюк С.Н., Кузнецова Е.С. Алгoритм конcультaтивной рабoты с мaтерями сo cтилeм poдительского oтношения «Стрoгость caнкций» // Инновационная деятельность педагога дошкольного образования в условиях реализации образовательного и профессионального стандартов: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). – Иркутск: Аспринт, 2021а. – С. 206–211.
11. Морозюк С.Н., Кузнецова Е.С. Стиль родительского отношения и патогенная рефлексия матери как негативные факторы развития творческого потенциала личности ребенка // Дошкольник: теория и практика воспитания и обучения. – 2021б. – №2. – С. 51–55.
12. Морозюк С.Н., Смолева Т.О. Детско-родительский тренинг как интегративный метод преодоления психологического неблагополучия ребенка // Преподаватель XXI века. – 2011. – №2. – С. 185–192.
13. Национальная психологическая энциклопедия. http://vocabulary.ru/.
14. Орлов Ю.М., Морозюк С.Н. Когнитивно-эмотивный тест. – М., 1999. – 20 с.
15. Силина О.В. Границы Я и психологическое благополучие детей 2–10 лет // Клиническая и специальная психология. – 2016. – №3. – С. 116–129.
16. Смолева Т.О. Защитная рефлексия матери – фактор психологического неблагополучия ребенка // Известия ДГПУ. – 2010. – №3. – С. 82–87.
17. Собкин В.С., Халутина Ю.А. Место семьи в структуре жизненных ценностей родителей детей старшего дошкольного возраста // Социальные и психологические проблемы современной семьи: материалы VII Международной научной конференции 8–9 ноября 2016 года. – 2016. – С. 332–335.
18. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований
в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Доклад на выездном заседании Президиума РАО в Нижнем Новгороде 19–20 апреля 2010 г. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2010. – С. 25–26.
19. Халутина Ю.А., Собкин В.С. Ценностно-целевые установки родителей по воспитанию детей старшего дошкольного возраста и их связь со стилями воспитания // Современное дошкольное образование. – 2017. – №7. – С. 4–16.
20. Smoleva T.O., Morozyuk Yu.V., Kuznetsova E.S. Pathogenic reflexion of the mother as a factor of adverse in child-parental relationship. International Conference on Multidisciplinary Research Approaches in Social Sciences, Humanities and Business Management (MASB-2021). Book of Abstracts Proceeding – March 27–28, 2021. – Amsterdam, Netherlands. Р. 11.
- Комментарии
Загрузка комментариев...