Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все номера журнала
    • 2022
    • СДО - 2022. - №3

    СДО - 2022. - №3

    СДО - 2022. - №3
    0%
    СДО - 2022. - №1
    СДО - 2022. - №2
    СДО - 2022. - №3
    СДО - 2022. - №4
    СДО - 2022. - №5
    СДО - 2022. - №6
    Актуальное интервью
    Зона ближайшего развития и программа дальнего действия Александра Снегурова
    СДО - 2022. - №3
    Еланская А.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    1045
    Думать – значит существовать. Действовать – значит жить. Создавать – значит строить будущее. Такими видятся три кита, на которых устойчиво держится мироустройство ученого, мыслителя, историка, исследователя, социально ответственного гражданина, преданного своему призванию педагога, утверждающего и отстаивающего истинные человеческие ценности и нравственные традиции, – Александра Викторовича Снегурова.
    Человек безграничной эрудиции, окрыленный неутолимой жаждой знаний и одаренный способностью передавать эти знания детям в увлекательной форме; носитель классических представлений о педагогической науке, но не как к догме, а как к основе для творческого развития каждого ребенка; учитель, с упоением и восторгом отдающийся служению детству, а значит будущему, – не только яркая самодостаточная личность, но и очень интересный собеседник, с которым можно говорить на любые темы, настраивая оптику педагогики на самые разные объекты и ситуации. А если добавить к портрету героя этого интервью еще несколько ярких штрихов: общественный деятель, режиссер, журналист, инициатор создания музеев в Москве и Подмосковье, поэт, путешественник, эксперт СМИ, – разговор обещает быть и увлекательным, и очень важным для понимания смыслов понятий «воспитание» и «обучение» в современном дошкольном образовании.
    Теория и практика образования
    Габдулхаков В.Ф., Яшина О.В., Зиннурова А.Ф. Технология исследовательски-ориентированного обучения связной речи детей-билингвов
    СДО - 2022. - №3 с. 4–15
    Яшина О.В. , Зиннурова А.Ф. , Габдулхаков В.Ф.
    ПОДРОБНЕЕ
    1194

    Актуальность тематики статьи обусловлена необходимостью развивать у детей-билингвов навыки, связанные с конструированием оригинальных текстов на втором языке. Проблема заключается в том, что традиционная методика учит звуковой культуре, лексике, синтаксису второго языка, а от детей в конце обучения требуется способность создавать оригинальные тексты в устной и письменной форме. Мы предположили, что, если дети будут исследовать механизмы построения связной речи на разных языках, сравнивать особенности их реализации на этих языках, самостоятельно осуществлять транспозицию (положительный перенос совпадающих схем организации связной речи) и преодолевать интерференцию (расходящихся схем построения связного текста), то качество их высказываний на двух языках может повыситься.

    Цель статьи – показать результаты исследования по реализации технологии исследовательски-ориентированного обучения построению текста (связной речи). Связная речь понимается в статье как текст, созданный при помощи механизмов: 1) межфразовой связи, 2) последовательной реализации структурно-смысловых единиц, 3) уместного использования языковых средств стилистического единства.

    Ход исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе дошкольных учреждений Республики Татарстан, в которых дети осваивают три языка – русский, татарский, английский. Эксперимент проходил в 2018-2022 гг. Полученные данные сравнивались с контрольными группами, в которых такие задания не использовались. Общая численность испытуемых составила 2427 детей старшего дошкольного возраста. В педагогическом эксперименте мы попытались трансформировать традиционную методическую схему в технологическую – исследовательскую, при которой дети перестают играть пассивную роль исполнителей и превращаются в исследователей структуры текста (структуры связной речи). Объектом исследования для детей становится связная речь, предметом – механизмы построения связного текста на первом, на втором, иногда на третьем языках.

    Результаты исследования оказались значимыми: если в экспериментальных группах количество детей, сумевших построить оригинальный текст на втором языке, возросло в среднем на 50%, то в контрольных только на 3%.

    Заключение. Исследовательски-ориентированная технология формирования текстовых навыков может использоваться при обучении разным языкам. Эта технология стимулирует самостоятельный поиск, учит сравнивать особенности двух языков, самостоятельно осуществлять транспозицию (положительный перенос законов одного языка на другой язык), преодолевать текстовую интерференцию (отрицательное влияние законов одного языка на другой), развивает навыки по анализу и составлению связных текстов на родном, втором и третьем языках.

    Ключевые слова: технология исследовательский обучение связная речь текст дети-билингвы двуязычие
    DOI: 10.24412/2782-4519-2022-3111-4-15
    Поливанова К.Н., Островерх О.С., Струкова А.С. Представления педагогов о детской самостоятельности в дошкольном возрасте
    СДО - 2022. - №3 с. 16–24
    Островерх О.С. , Струкова А.С. , Поливанова К.Н.
    ПОДРОБНЕЕ
    1543

    Актуальность тематики статьи. В современном образовании все большее внимание уделяется надпредметным результатам, таким как благополучие, социально-эмоциональное развитие, агентность (самостоятельность и инициатива) и т.д. В статье обсуждается рост значения одного из таких надпредметных результатов дошкольного образования – детской самостоятельности, приводятся примеры изменения международного дискурса, признание важности благополучия, социально-эмоциональных навыков, автономии и агентности (самостоятельности и инициативности). Кроме этого, описаны современные исследования факторов внешней среды (семейных и образовательных условий) формирования самостоятельности. Ставится проблема неопределенности используемых терминов и необходимости их доопределения.

    Целью работы было выявить и описать практики развития самостоятельности в дошкольных образовательных организациях Москвы и Красноярска и описать образ самостоятельности, который реализуется в этих практиках.

    Описание хода исследования. В рамках работы было проведено качественное исследование, 14 тематических интервью с руководителями и педагогами дошкольных образовательных организаций двух городов-миллионников РФ. Для разработки гайда интервью использовались материалы, предоставленные педагогами, работающими в русле идей Монтессори. Целью исследования было выявление отношения педагогов к новым ориентирам развития ДО, а также их представлений о возможности развития самостоятельности воспитанников и успехов в этой деятельности.

    Результаты исследования. Анализ ответов педагогов показал, что самостоятельность следует рассматривать в трех сферах – быту, игре и продуктивной деятельности. Проявления самостоятельности могут быть неодинаковыми. Самостоятельность связывается с заинтересованностью ребенка в выполняемой им деятельности, большое внимание уделяется способности ребенка закончить начатое им дело, что в более широком контексте самостоятельности представляется спорным.

    Наиболее трудным для педагогов оказалось описание принятых в их детском саду практик развития самостоятельности: педагоги или затруднялись их четко описать, или, напротив, называли все детские активности. Практически не удалось выявить признаки успешности педагогических усилий по развитию самостоятельности.

    Заключение. Полученные данные говорят об общем положительном отношении к необходимости развития детской самостоятельности, однако указывают и на трудности в реализации этой задачи. Так, обнаружено, что препятствие в развитии самостоятельности педагоги видят в небезопасности предоставления детям-дошкольникам свободы действий. Кроме того, можно утверждать, что конструкт «самостоятельность» не имеет четкого определения, и представления педагогов отражают эту неопределенность. Нами выявлено и отсутствие признанных, принятых методик развития самостоятельности, педагоги затрудняются дать оценку своей работе, высказывать суждения об эффективности той или иной деятельности, направленной на повышение уровня самостоятельности.

    Ключевые слова: детская самостоятельность автономия инициатива агентность педагогические практики в детском саду
    DOI: 10.24412/2782-4519-2022-3111-16-24
    Римашевская Л.С., Гультяева О.А. Исследование особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста
    СДО - 2022. - №3 с. 26–35
    Гультяева О.А. , Римашевская Л.С.
    ПОДРОБНЕЕ
    1643

    Актуальность тематики статьи. Способность оценивать себя, собственные достижения – одно из новообразований личности ребенка, появляющееся в дошкольном возрасте. Важность развития этой регуляторной способности для дошкольника в том, что она оказывает влияние на успешность ребенка в различных видах деятельности. Многочисленные исследования посвящены вопросам изучения самооценки в дошкольном, младшем школьном возрасте. Но в их содержании практически не раскрываются качественные характеристики самооценки старших дошкольников. Проведенный анализ детских суждений позволяет глубже понять современного ребенка в пространстве оценки и самооценки, исследовать своеобразие оценочного поля, в котором он развивается, а также переосмыслить способы поддержки положительной самооценки в педагогическом процессе ДОО.

    Целью исследования стало выявление особенностей самооценки старших дошкольников группы с нормой развития и ОНР.

    Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 50 детей 6–7 лет. В каждой из обследованных групп приблизительно одинаковое количество мальчиков и девочек. Основную группу методов, которые использовали педагоги, составили беседы и метод включенного наблюдения за детьми в организованной деятельности на занятиях, естественной обстановке (играх, разговорах со сверстниками, на прогулке). Были составлены карты наблюдения, модифицированы существующие диагностические беседы, определены образовательные ситуации для оценивания. Фиксировалась выраженность и характер оценки детьми собственной деятельности. Дополнительная группа методов включила в себя экспериментальные методики по выявлению самооценки: В.Г. Щур «Лесенка», «Проба де Греефе», «Нарисуй себя» А.М. Прихожан, З. Василяускайте, «Какой я?», шкалы «Дембо – Рубинштейн».

    Результаты исследования. На основе результатов проведенных диагностик у большинства детей была обнаружена возрастная норма уровня самооценки. Неадек­ватно завышенная или заниженная самооценка была отмечена у детей, имеющих низкий уровень развития когнитивного компонента самооценки, с недостаточно развитым рефлексивно-критическим отношением к себе. Речевые нарушения (ОНР) не имеют особого влияния на уровень самооценки старших дошкольников. При рассмотрении качественных характеристик самооценки воспитанников было выявлено, что оценочные высказывания в повседневной речи детей редки и содержательно обеднены. Дети недостаточно владеют умениями оценки и самооценки. Естественная речевая среда не всегда обеспечивает ребенка в достаточной степени ни средствами выражения оценки, ни представлением о структуре оценочного высказывания, поэтому оценки детей шести-семи лет отличаются категоричностью и двухмерностью: делаю / не делаю, хорошо / плохо, нормально / ненормально, любят/ не любят и т.п.

    Выводы. Проведенный анализ суждений детей позволяет сделать вывод о значительно ограниченных представлениях дошкольников о себе, трансляции, повторении однообразных суждений взрослых. Образ ребенка-дошкольника обедняется, замыкается на послушании прилежании, неконфликтности, лишен ценностной ориентации, содержательности, многообразия.

    Ключевые слова: самооценка диагностика самооценки дети старшего дошкольного возраста условия развития самооценки
    DOI: 10.24412/2782-4519-2022-3111-26-35
    Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у детей 6–7 лет
    СДО - 2022. - №3 с. 36–45
    Горшкова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1016

    Актуальность тематики статьи. Образно-пластическое творчество оптимально для развития у дошкольников продуктивного воображения – основы любого творческого процесса. Продолжение его развития на основе обучения языку движений позволяет детям 6–7 лет не только решать сложные творческие задачи, но и осваивать способы невербального общения.

    Цель статьи – раскрыть возможности развития образно-пластического творчества у детей 6–7 лет на основе обучения языку выразительных движений, которое является продолжением и кульминацией работы, осуществляемой с младшей группы.

    Описание хода исследования. На основе пояснения возрастных особенностей психологического развития детей 6–7 лет показаны возможности решения детьми достаточно трудных задач на сочинение и творческое исполнение в ходе воплощения образов разнохарактерных персонажей в сюжетных ситуациях. Поясняются психолого-педагогические условия его развития у дошкольников 6–7 лет. Раскрываются особенности методики, центральным моментом которой становится детализация образа – с комплексным решением задач развития у детей образно-пластического взаимодействия и способности к образному перевоплощению. Описываются виды учебно-творческих заданий, направленных на развитие: способов детализации образов; умения чутко воспринимать (понимать) партнера; новых способов условно-сценического взаимодействия; выразительного исполнения по ролям целостных сюжетных композиций, – а также развитие сочинительского творчества в собственном смысле слова в процессе создания под музыку (в сотворчестве со сверстником) композиции образно-пластического этюда по обобщенному сюжету, заданному словесно.

    Результаты исследования. В ходе и по завершении развивающего обучения дети 6–7 лет детализируют образы (персонажей) с их развитием от эпизода к эпизоду целостного сюжета, что становится одним из основных признаков сочинительского образно-пластического творчества, которое сочетается с творческим исполнением в образно-пластических импровизациях под заданное музыкальное сопровождение. Данные диагностических исследований подтверждают эффективность методики развития у детей 6–7 лет образно-пластического творчества как итог работы по программе.

    Заключение. Методика развития образно-пластического творчества в соответствии с возрастными возможностями детей 6–7 лет позволяет реально развивать детское творчество в художественно-игровой деятельности.

    Ключевые слова: образно-пластическое творчество исполнительское творчество сочинительское творчество выразительные движения психолого-педагогические условия
    DOI: 10.24412/2782-4519-2022-3111-36-45
    Шакирова Е.В., Калинина С.В. Опыт внедрения лотос-плана как способа планирования образовательной работы с дошкольниками
    СДО - 2022. - №3 с. 46–59
    Калинина С.В. , Шакирова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1634

    Актуальность тематики статьи. Планирование образовательной деятельности дошкольников является одним из самых важных и сложных направлений работы воспитателя детского сада. Отсутствие методических рекомендаций и единой формы для написания плана приводят к формальному отношению к планированию взаимодействия с детьми и реализации образовательной программы без учета индивидуальных интересов и потребностей дошкольников.

    Цель. Работа направлена на изучение особенностей планирования образовательной работы с детьми как одного из наиболее сложных направлений работы воспитателя, исследование влияния новой формы планирования «Лотос-план» на организацию образовательной деятельности педагога и ребенка как технологии адресного планирования.

    Описание хода исследования. Рассматривается специфика профессиональной деятельности воспитателя, в которой выделяются основные направления работы педагога. На основе данных опроса 133 воспитателей Ивановской области выделены направления работы, вызывающие у педагогов наибольшие затруднения. Планирование и написание плана воспитательно-образовательной работы с детьми рассматривается как наиболее сложное и требующее современных решений по повышению заинтересованности педагогов в применении адресного подхода к планированию для успешного взаимодействия с дошкольниками. В качестве решения проблемы предлагается проектирование образовательной деятельности по методу «Цветущий лотос» и составление лотос-плана тематической недели или образовательного проекта. Описан опыт внедрения новой формы планирования на базе детского сада №48 города Кинешма Ивановской области.

    Результаты исследования. В качестве практического инструментария в статье содержится описание приемов составления лотос-плана, даны основные направления, которые могут быть использованы в качестве ориентиров при планировании. Описаны результаты внедрения лотос-плана в детском саду Ивановской области.

    Заключение. Материалы по исследованию отношения воспитателей к различным направлениям профессиональной деятельности представляют интерес для дальнейшего анализа. Данные по внедрению новой формы планирования в детском саду позволяют сделать вывод о положительном влиянии составления лотос-плана на организацию образовательной работы с детьми и требуют более подробного изучения в контексте технологии адресного планирования образовательного процесса.

    Приведенные описания и иллюстрации заполненных лотос-планов могут быть использованы в работе воспитателей дошкольного образования как практические рекомендации по организации образовательной деятельности в рамках использования метода проектов или при организации тематических недель.

    Ключевые слова: детский сад лотос-план планирование воспитателя образовательная деятельность дошкольников
    DOI: 10.24412/2782-4519-2022-3111-46-59
    Мировой опыт
    Шмидт У., Эмбахер Е.-М. Как условия деятельности, работа воспитателей и активность детей связаны с качеством взаимодействия детей в дошкольных учреждениях? Опыт Австрии
    СДО - 2022. - №3 с. 66–80
    Эмбахер Е.-М. , Шмидт У.
    ПОДРОБНЕЕ
    673
    Исследования по выявлению предикторов условий деятельности, работы воспитателей дошкольных учреждений и активности детей в отношении качества взаимодействия противоречивы и не могут быть легко перенесены в конкретные национальные дошкольные контексты. В настоящем исследовании рассматривается эта проблема путем оценки качества взаимодействия 185 детей в возрасте 3–5 лет, посещающих 61 дошкольное учреждение в Австрии, с использованием Индивидуальной системы оценивания в классе (inCLASS). При включении контрольных переменных регрессионный анализ показал, что скаффолдинг положительно соотносится с взаимодействием детей с воспитателями, свободный выбор положительно коррелирует с взаимодействием со сверстниками, а «высокопродуктивная» деятельность положительно связана с взаимодействием со сверстниками и ориентацией на выполнение задач. Деятельность под руководством педагога и скаффолдинг отрицательно соотносились
    с взаимодействием со сверстниками, а «малопродуктивная» деятельность отрицательно соотносилась с взаимодействием со сверстниками и ориентацией на выполнение задач. Полученные результаты свидетельствуют о том, что по-прежнему остаются неиспользованными возможности поддержки детей.
    Ключевые слова: качество взаимодействия условия деятельности работа воспитателей дошкольных учреждений активность детей Австрия
    весь номер в формате pdf
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью