Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все номера журнала
    • 2022
    • СДО - 2022. - №4

    СДО - 2022. - №4

    СДО - 2022. - №4
    0%
    СДО - 2022. - №1
    СДО - 2022. - №2
    СДО - 2022. - №3
    СДО - 2022. - №4
    СДО - 2022. - №5
    СДО - 2022. - №6
    Актуальное интервью
    Дорога с двухсторонним движением. Наталья Трухановская: «Русский язык не живет отдельной жизнью, он не оторван от нас, это такая же неотъемлемая часть педагогики, как и многое другое»
    СДО - 2022. - №4
    Трухановская Н.С. , Еланская А.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    844

    Разговор с и.о. ректора Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Натальей Сергеевной Трухановской, назначенной на эту должность в мае 2022 года, прошел в широком тематическом диапазоне: от «Смотрите, кто пришел!» – хотелось поближе познакомиться с новым лидером образования – до размышлений о процессах формирования языковой культуры как основы коммуникаций и индикатора состояния, в котором находится общество.

    Конечно, подискутировали на тему речевой и письменной грамотности детей и молодежи, поговорили о проблеме приобщения детей к чтению и выяснили, действительно ли «так страшен черт Нечитайка, как его малюют». Где, как не в Институте русского языка, обсуждать эти вопросы?!

    За годы своей деятельности Институт Пушкина стал Меккой образования и науки, центром образовательной и просветительской деятельности, откуда расходятся круги просвещения по всему миру; привлек к сотрудничеству единомышленников в лице практически всех социально ответственных государственных и общественных организаций, ярких представителей науки, искусства, СМИ, создал армию волонтеров русского языка.

    Институт Пушкина – камертон, по которому все мы настраиваем свою речевую и письменную грамотность, сверяем глубину любви и уважения к родному языку.

    Благодарим Наталью Сергеевну за искренность и доброжелательность, за высказанную собственную позицию и готовность поддержать систему дошкольного образования. Желаем на новом посту интересных, воодушевляющих планов, успехов в реализации задуманного!

    Теория и практика образования
    Габдулхаков В.Ф., Шишова Е.О., Зиннурова А.Ф. Развитие мышления у старших дошкольников как способности рассуждать в условиях двуязычия
    СДО - 2022. - №4 с. 10–21
    Шишова Е.О. , Зиннурова А.Ф. , Габдулхаков В.Ф.
    ПОДРОБНЕЕ
    941

    Актуальность тематики статьи обусловлена необходимостью развивать у двуязычных детей мышление на втором для них – русском – языке. Рассуждение является одной из форм (единиц) мышления. Мы предположили, что если в ходе знакомства детей с произведениями детской литературы проводить анализ структуры рассуждения – определять основную мысль (тезис), тип связи аргументов (последовательный, параллельный, смешанный), находить (и формулировать) вывод, различать полное и сокращенное рассуждение, использовать специальные (лексические) средства связи частей рассуждения – то эффективность воспроизведения услышанного и обсужденного текста, качество построения собственных рассуждений существенно возрастут.

    Цель статьи – показать результаты исследования по реализации методики работы над рассуждением в процессе знакомства старших дошкольников с произведениями детской литературы. Рассуждение понимается как единица мышления, как композиционная форма речи, функциональный тип речи, характерный больше для научного стиля речи, но присутствующий и в художественной литературе в виде авторского взгляда, авторской оценки и авторской интерпретации фактов.

    Ход исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе дошкольных учреждений Республики Татарстан, в которых дети осваивают два языка – русский и татарский. При этом татар­ский язык для них является родным. Эксперимент проходил в 2020-2022 гг. Полученные данные сравнивались с контрольными группами, в которых работа над рассуждением не проводилась. Общая численность испытуемых составила 476 детей старшего дошкольного возраста (236 – в экспериментальных группах, 240 – в контрольных). В педагогическом эксперименте мы попытались акцентировать внимание детей на структурных особенностях рассуждения в произведениях русской художественной литературы, использовать выявленные особенности при построении детьми своих собственных высказываний-рассуждений на русском языке.

    Результаты исследования оказались значимыми: по количеству правильно построенных рассуждений в контрольных группах изменений практически нет, в экспериментальных группах – существенный рост (в среднем на 30%). Это доказало положительный эффект работы над структурой рассуждения.

    Заключение. Результаты исследования убеждают, что работа по развитию у двуязычных детей способностей рассуждать на русском языке должна быть связана с определением основной идеи художественного произведения, с вычленением аргументов, доказывающих главную мысль автора, с формулировкой вывода, который хотел донести до читателя автор. В связи с этим рекомендуется: учить детей находить и строить полное рассуждение (тезис, доказательство, вывод), которое объясняет идейное содержание сказки или рассказа; определять в художественных текстах краткие (или сокращенные) рассуждения, объяснять, какие его части и почему сокращены; находить в рассуждениях и самостоятельно строить в своих высказываниях последовательную, параллельную и смешанную связь аргументов; использовать специальные опорные слова для связи тезиса с аргументами, аргументов с выводом; предлагать детям задания, упражнения, направленные на конструирование своих собственных рассуждений на разные темы.

    Ключевые слова: старшие дошкольники мышление рассуждение двуязычие анализ текста тезис аргумент вывод
    DOI: 10.24412/2782-4519-2022-4112-10-21
    Калабина И.А., Виногорова В.Н. Детская субкультура как фактор формирования финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста
    СДО - 2022. - №4 с. 22–31
    Виногорова В.Н. , Калабина И.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    887

    Обоснование исследования. Повышение финансовой грамотности населения относится к числу приоритетных направлений политики РФ. В Стратегии повышения финансовой грамотности, утвержденной Правительством РФ, в качестве образовательного направления выделена работа с детьми дошкольного возраста. Вместе с тем финансовая грамотность не является единственным основанием для становления финансово грамотного и рационального поведения. В ряде исследований выдвигается тезис о необходимости формирования финансовой культуры личности как более широкого понятия, включающего знания, умения, нравственные и ценностные аспекты. Применительно к детям дошкольного возраста требуется обоснование содержательных аспектов финансовой культуры и факторов, влияющих на ее формирование. В большинстве исследований показана роль семейных факторов и работы в образовательном учреждении, но мало рассматривается влияние детского сообщества и возможностей детской субкультуры.

    Описание исследования. Процедура исследования включала беседу с детьми, направленную на изучение финансово-экономических представлений, наличия у детей копилок, коллекций, игр как элементов детской субкультуры, связанных с финансовой культурой дошкольников; решение двух экономических задач; незавершенные истории и кейс, направленные на изучение ценностных ориентиров и финансового поведения. В исследовании приняли участие 52 ребенка старшего дошкольного возраста из различных городов России.

    Результаты. В исследовании выявлена связь между предпочитаемыми играми и способами решения финансово-экономических ситуаций детьми, между наличием у детей копилок, опыта накопления и способностью откладывать желания, отличием в принятии финансовых решений.

    Заключение. Полученные данные подтверждают предположение о влиянии детской субкультуры как фактора становления финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста. Такие элементы детской субкультуры, как копилки, коллекции и игры на финансово-экономическую тематику, являются доступными средствами формирования и развития у детей финансовой культуры.

    Ключевые слова: детская субкультура коллекционирование копилка старший дошкольный возраст финансовая культура
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-22-31
    Брофман В.В., Мастеров Б.М., Текоева З.С. Терапия развитием: опосредствование и окно детских возможностей
    СДО - 2022. - №4 с. 32–49
    Мастеров Б.М. , Брофман В.В. , Текоева З.С.
    ПОДРОБНЕЕ
    1055

    Актуальность. Статья посвящена поиску возможностей, которые предоставляются ребенку в современном детстве. Дело в том, что современное детство, с одной стороны, предоставляет детям чрезвычайные возможности для развития, такие, как использование цифровых устройств для реализации различных идей, освоение различных сторон культуры не только по книгам, но и при непосредственном знакомстве с оригиналами культурных образцов в различных музеях разных стран. Но с другой стороны, широкие возможности, связанные с путешествиями и знакомством с современными достижениями науки и техники, одновременно порождают и ситуации неопределенности, в которых оказываются дети: например, такие, как пандемия. Перед обществом встает задача осознания тех изменений, с которыми сталкивается человечество. Полеты в космос, процессы роботизации, появление искусственного интеллекта и т.д. ставят по-новому проблему обучения. Ребенок и взрослый все чаще оказываются в ситуации неопределенности.

    Цель. Показать возможности терапии развитием с позиции психологии развития и психотерапии на разных группах детей.

    Описание хода исследования. Исследование проводилось на группе детей, переживших теракт в дошкольном и младшем школьном возрасте (г.Беслан, 2004 г. – 40 детей), и детей, оказавшихся в ситуации эмоционального неблагополучия и стресса во время пандемии (2020–2021 гг. – 20 детей). Были проведены групповые и индивидуальные занятия в офлайн- и онлайн-формате.

    Результаты. Возникает совершенно особая задача восстановления нормального хода психического развития тех детей, которые пережили необычные ситуации, связанные с экзистенциальными переживаниями. Возможности встречи с негативными ситуациями рождают страх будущего, который тормозит детское развитие и ограничивает горизонт становления личности современного человека. Исследования показывают, что методы, направленные на развитие детей в определенных условиях, могут достигать устойчивого психотерапевтического эффекта и эмоциональной гармонизации и использоваться для работы, в том числе со страхами. Было показано, что такие средства, как наглядные модели и авторский символ, могут быть использованы для развития и психотерапии, что и является терапией развитием в условиях непредсказуемости будущего и неопределенности.

    Заключение. Адаптация к вызовам времени становится одной из важных задач поддержки развития современного ребенка. Одной из форм такой поддержки является психотерапия развитием, теоретические основания которой изложены в предлагаемой статье.

    Ключевые слова: психотерапия психология развития гуманистическая психология терапия развитием коррекция опосредствование наглядное моделирование авторский символ
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-32-49
    Михеева Е.В. Формирование музыкально-эстетических представлений у детей дошкольного возраста в исполнительской деятельности
    СДО - 2022. - №4 с. 50–61
    Михеева Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1111

    Актуальность. Проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обусловливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Музыкальное искусство наиболее эффективно способствует развитию целостной, разносторонней и развитой личности, формированию ее культурного потенциала, а также потребностей и интересов, поэтому оно должно быть одним из основополагающих компонентов современного образования. В статье представлены результаты теоретического исследования и практической апробации проблемы формирования музыкально-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

    Цель проведенного исследования – разработка системы исполнительской деятельности дошкольников, обеспечивающей формирование у них музыкально-эстетических представлений. Методологическую основу исследования составили: культурологический подход, определяющий разработку педагогической модели эстетического развития личности, обеспечивающей активность и самостоятельность в деятельности; принцип культуросообразности, выступающий специальным педагогическим приемом приобретения знаний деятельностным путем, в процессе освоения музыкальной культуры.

    Ход исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась с воспитанниками старшего дошкольного возраста (6–7 лет) на базе МБДОУ «Детский сад «Родничок» с. Подгородняя Покровка Оренбургской области. Эксперимент состоял из трех этапов, в рамках которых мы выявляли существующие уровни музыкально-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста, реализовывали педагогические условия формирования музыкально-эстетических представлений у детей средствами исполнительской деятельности, проверяли эффективность педагогических условий.

    Практическая значимость состоит в определении содержания исполнительской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образования, обеспечивающего позитивную динамику формирования музыкально-эстетических представлений; структурирована педагогическая диагностика музыкально-эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста.

    Результаты исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций и учреждений дополнительного образования, студентами педагогических вузов и учащимися педагогических колледжей; полезны при разработке образовательных программ дошкольного и дополнительного образования.

    Вывод. Система формирования музыкально-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в исполнительской деятельности определяется специальным комплексом педагогических условий: определение содержания музыкально-исполнительской деятельности детей старшего дошкольного возраста; обеспечение творческой музыкально-образовательной среды в дошкольной образовательной организации, способствующей формированию у детей музыкально-эстетических представлений; организация взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам формирования у них музыкально-эстетических представлений.

    Ключевые слова: дошкольное образование музыкальное воспитание музыкально-эстетические представления педагогические условия исполнительская деятельность
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-50-61
    Морозюк С.Н., Морозюк Ю.В., Кузнецова Е.С. Алгоритм консультативной работы с матерями со стилем родительского отношения «Строгость санкций»
    СДО - 2022. - №4 с. 62–68
    Морозюк С.Н. , Кузнецова Е.С. , Морозюк Ю.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    915

    Актуальность тематики статьи. В статье рассмотрены характерные особенности стиля родительского отношения «Строгость санкций» (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.). На основе полученных эмпирических данных по методикам Ю.М. Орлова, С.Н. Морозюк, В.Д. Шадрикова, Д.А. Леонтьева, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса, анализируется понятие «рефлексивный портрет личности». Выявлено, что от качества рефлексии зависит стиль родительского отношения к ребенку. Рефлексивные защиты в свою очередь проявляют себя в поведенческих формах реагирования и закрепляются как опыт в стилях родительского отношения. Также авторами был составлен рефлексивный портрет матери с данным стилем родительского отношения, согласно которому четко видны рефлексивные стратегии и тактики поведения матери при общении с ребенком. Также представлена ментальная карта и алгоритм консультативной работы с матерью.

    Цель. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи стиля родительского отношения «Строгость санкций» с особенностями рефлексии матери. На примере данного стиля родительского отношения к ребенку показаны причины, препятствующие формированию психологического благополучия ребенка.

    Описание хода исследования. Эмпирическое исследование проводилось с матерями, воспитывающими дошкольников. В исследовании приняли участие 236 человек – матери дошкольников. Респонденты имеют высшее образование (67%), состоят в браке (51%), работают (70%) и имеют более одного ребенка (45%). Использовался коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена и непараметрический статистический метод обработки данных для независимых выборок U-критерий Манна-Уитни. Эмпирические результаты были подвергнуты статистической обработке с использованием статистических программ «STATISTIKA 7.0».

    Заключение. Чем более выражены показатели защитной (патогенной) рефлексии матери, тем более представлен неконструктивный стиль родительского отношения к ребенку, тем менее она компетентна в воспитательной деятельности.

    Ключевые слова: стиль родительского отношения рефлексия рефлексивный портрет личности
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-62-68
    Мировой опыт
    Мошида С., Санада М., Шао Ц., Ли Д., Такаока Д., Андо С., Сакакихара Й. Факторы, влияющие на детский стресс во время пандемии COVID-19 в Японии
    СДО - 2022. - №4 с. 69–80
    Такаока Д. , Санада М. , Сакакихара Й. , Мошида С. , Ли Д. , Андо С. , Шао Ц.
    ПОДРОБНЕЕ
    698
    Мы исследовали факторы, связанные с признаками стресса у детей во время пандемии COVID-19 в Японии. Хотя дети демонстрировали повышенные признаки стресса, в этот период у них также наблюдалось значительное улучшение поведения. Стили воспитания во многом коррелировали с психологическим и физическим стрессом, испытываемым детьми. В то время как карательный стиль воспитания имел значительную корреляцию с повышенным психологическим и физическим стрессом, добродушный и разрешительный стиль воспитания имел положительную корреляцию с усилением хороших поведенческих черт и поведения детей даже во время пандемии. Социальная поддержка повысила самооценку матерей и позитивное восприятие детей. Эти результаты дают нам важные подсказки для поддержки семей в эпоху пандемии COVID-19.
    Ключевые слова: COVID-19 признаки стресса стили воспитания ПТСР дети поведенческие особенности
    весь номер в формате pdf
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью