Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все номера журнала
    • 2022
    • СДО - 2022. - №6

    СДО - 2022. - №6

    СДО - 2022. - №6
    0%
    СДО - 2022. - №1
    СДО - 2022. - №2
    СДО - 2022. - №3
    СДО - 2022. - №4
    СДО - 2022. - №5
    СДО - 2022. - №6
    Панорама событий
    Комарова И.И., Чаброва Т.Л. Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста «Ранние инвестиции для лучшего обучения и светлого будущего»
    СДО - 2022. - №6 с. 4–10
    Чаброва Т.Л. , Комарова И.И.
    ПОДРОБНЕЕ
    869

    К этой конференции готовились давно. Она должна была состояться двумя годами ранее, но ковид не дал возможности реализовать эти намерения. В результате конференция прошла с 13 по 16 ноября 2022 года в городе Ташкенте.

    Конференцию ЮНЕСКО предварял целый пул мероприятий. Речь идет о двух трансформационных событиях: форуме и саммите. Форум проводился ЮНЕСКО в июне 2022 года и был посвящен трансформации системы образования, которая не первый год не устраивает мировое сообщество.

    Через три месяца после форума – с 16 по 19 сентября 2022 года проходил саммит ООН «Преобразование образования».

    Решения этих двух мероприятий высокого уровня определили необходимость проведения подготовительного конгресса к Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста – «Конгресса по влиянию нейронауки на развитие и образование детей младшего возраста».

    Ташкентская декларация ЮНЕСКО в области дошкольного образования до 2030 года
    СДО - 2022. - №6 с. 11–17
    ПОДРОБНЕЕ
    596
    На Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей раннего возраста, проходившей в Ташкенте с 14 по 16 ноября, была принята Ташкентская декларацию ЮНЕСКО.
    VII Всероссийский съезд работников дошкольного образования
    СДО - 2022. - №6 с. 18–19
    Еланская А.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    594

    В Конгресс-центре Центра международной торговли 17–18 ноября 2022 года состоялся VII Всероссийский съезд работников дошкольного образования, на котором обсуждались стратегические приоритеты государственной политики в сфере дошкольного образования.



    Специальный репортаж
    Елена Олеговна Смирнова: памяти большого ученого
    СДО - 2022. - №6 с. 28–34
    ПОДРОБНЕЕ
    571
    В Москве, в Психологическом институте Российской академии образования прошли научные чтения, посвященные памяти большого ученого-психолога, профессора, доктора психологических наук, посвятившего свои исследования изучению дошкольного детства, Елены Олеговны Смирновой.
    Актуальное интервью
    Сказочница из Улан-Удэ. Любите ли вы свою профессию, как любит ее воспитатель Наталья Покацкая?
    СДО - 2022. - №6 с. 20–27
    Еланская А.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    618
    Сообщество счастливых людей – так можно назвать всех участников Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года России». Мало где можно в одном месте в одно время увидеть столько светлых, красивых, радостных лиц. Педагоги дошкольного образования, и правда, люди совершенно особенные, живущие в мире добра и любви. Они пришли в удивительную профессию, в которой нет места рутине, скуке, обыденности и самое главное – нет ни одного шанса на выгорание. На профессиональном конкурсе эти необычные люди и ведут себя совершенно нелогично с обыденной точки зрения: такой искренней радости, таких горячих аплодисментов за успех соперника и такого самоотверженного порыва помочь и поддержать друг друга вы не увидите ни на одном состязании. Они соревнуются единой дружной командой, в которой все на одной стороне.
    Теория и практика образования
    Смирнова Е.О. Современная детская субкультура и ее последствия
    СДО - 2022. - №6 с. 35–41
    Смирнова Е.О.
    ПОДРОБНЕЕ
    1219
    В статье представлена попытка выявить основные характеристики детской информационной среды и показать их влияние на особенности психологии современных детей. На материале анализа рынка современных игрушек, книжек и фильмов автор констатирует некоторые парадоксы современной социокультурной ситуации. Один из них заключается в том, что большая часть информационной продукции для детей не рассчитана на возрастные особенности своего адресата. Другой парадокс заключается в том, что повышенные требования к умственному развитию детей сочетаются с чрезмерно бережным отношением к их физической безопасности и самостоятельности. Стремление облегчить жизнь ребенка, обезопасить его от всяких рисков, усилий и трудностей является доминирующей тенденцией воспитания. В результате у детей складывается установка на потребление, которая усиливается экспансией современных СМИ и видеопродукции для детей. Во второй части статьи обсуждаются проблемы современных детей в связи с характеристиками детской субкультуры. Среди них недоразвитие моторной сферы, нарушения речевого развития, дефицит воображения, коммуникативные трудности, отсутствие самостоятельности и самоорганизации. Автор делает вывод о том, что установка взрослых на раннее развитие, которое понимается как «обученность», тормозит развитие целостной личности ребенка и ведет к дефициту мотивационной сферы. Культурные средства, транслируемые взрослыми, не опираются на возрастные особенности мотивационной сферы детей, а их собственные смыслы отсутствуют или лежат вне традиционного культурного контекста.
    Ключевые слова: детская субкультура информационная продукция для детей игрушки мультфильмы компьютерные игры и программы самостоятельность самоорганизация личность
    Белова Е.С., Шумакова Н.Б. Особенности использования цифровых устройств как компонентов семейной микросреды для познавательного развития старших дошкольников
    СДО - 2022. - №6 с. 42–53
    Белова Е.С. , Шумакова Н.Б.
    ПОДРОБНЕЕ
    1281

    Актуальность и цель исследования. Изучение влияния цифровых технологий на развитие детей дошкольного возраста является одним из актуальных направлений современной психологии. Цифровые устройства становятся частью микросреды развития маленького ребенка с первых лет жизни. Однако их воздействие на дошкольника, сопряженное, с одной стороны, с открытием новых возможностей, а с другой стороны, с появлением рисков и трудностей, является большим вызовом для родителей, педагогов, психологов. В связи с этим проведенное исследование было нацелено на выявление особенностей использования цифровых устройств (планшет / компьютер) как компонентов семейной образовательной микросреды и изучение влияния их на интеллектуальное развитие старших дошкольников.

    Выборка. 200 дошкольников в возрасте 6–7 лет, их родители (преимущественно матери). Дети с родителями проживали в Москве.

    Методы. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей МЭДИС (Е.И.Щебланова, И.С.Аверина, Е.Н.Задорина); экспертная оценка интеллектуальной и творческой активности, творче­ского мышления дошкольников в специально разработанном игровом занятии; опрос родителей об использовании дома планшета / компьютера для развития ребенка (частота, время, программы / игры); методы качественного и количественного анализа (статистический пакет SPSS Statistics 22).

    Результаты. Выявлено, что в семьях большинства дошкольников (96%) цифровые устройства (планшет/компьютер) используются для их развития, но интенсивность (время) использования была различной: 20–30 минут для почти половины старших дошкольников и 30–60 минут для чуть меньшего числа детей; но для отдельных дошкольников время превышало один час. Анализ количества взаимодействий детей с цифровыми устройствами (как частью семейной образовательной среды) на протяжении недели показал, что значительная часть детей разделилась на две примерно равные группы (около 40% в каждой): частота использования планшета / компьютера в первой группе составляла 1–2 раза в неделю, во второй – 3–4 раза в неделю. Дошкольников, которые пользовались планшетом / компьютером 5–7 раз в неделю, было значимо меньше – примерно пятая часть. Среди компьютерных программ / игр, используемых в домашних условиях для развития старших дошкольников, наиболее востребованными оказались те, которые развивают логическое мышление: их используют три четверти детей. Около 50 процентов детей осваивают программы / игры, развивающие память, навыки счета, чтения. Сравнение интеллектуальных показателей детей с учетом частоты использования цифровых устройств показало: у дошкольников, проводящих за планшетом / компьютером 1–2 раза в неделю, выше уровень развития интеллектуальных способностей, чем у сверстников, использующих данное цифровое средство чаще.

    Заключение. Особенности использования дошкольниками планшета / компьютера как компонента семейной образовательной микросреды могут обусловливать вариативность показателей интеллектуального развития детей. Эти особенности необходимо учитывать при разработке рекомендаций родителям по вопросам цифровизации семейной микросреды. 

    Ключевые слова: цифровые устройства старший дошкольный возраст познавательное развитие дошкольники семейная микросреда родители
    DOI: 10.24412/2782-4519-2022-6114-42-53
    Езопова С.А., Солнцева О.В. Проектирование инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации: постановка проблемы
    СДО - 2022. - №6 с. 54–68
    Езопова С.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    1696

    Актуальность статьи определяется вниманием к роли чтения подрастающего поколения со стороны государства, значимостью чтения в передаче культуры от поколения к поколению. Методика организации чтения в дошкольных образовательных организациях остается неизменной в течение нескольких десятилетий, чтение носит эпизодический характер в режиме дня детского сада, а интерес к чтению у детей неуклонно снижается. Встал вопрос об обновлении подходов к организации чтения в условиях детского сада: репертуара детского чтения, читательских коммуникаций, способах привлечения детей к чтению. Решение данных вопросов объединяет проектирование инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации.

    Цель статьи: представить результаты теоретического исследования подходов к проектированию инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации, дать обоснование ее содержания как системы компонентов, взаимодействие которых обеспечивает становление читательской компетентности ребенка, учитывая особенности его развития в период дошкольного детства.

    Описание хода исследования. На начальном этапе исследования была определена роль чтения в развитии детей дошкольного возраста и определена направленность данного вида деятельности на развитие читательской компетентности ребенка как цели проектирования инфраструктуры чтения; показана связь между литературным развитием ребенка и его читательской компетентностью. Далее исследование было построено вокруг поиска ответов на вопросы: как может быть изменен репертуар детского чтения с учетом особенностей ребенка ХХI века? Возможен ли обязательный круг (канон) чтения в детском саду с учетом современной социокультурной ситуации? Что побуждает детей к чтению, какие способы мотивации детей к чтению может использовать педагог? Какие изменения могут претерпеть читательские коммуникации с детьми дошкольного возраста? Исследование проводилось на основе анализа широкого круга источников, значимых как с исторической, так и современной точки зрения, сделаны выводы о проектировании компонентов инфраструктуры детского чтения. В ходе исследования были использованы материалы, полученные в работе педагогической лаборатории по теме «Проектирование инфраструктуры детского чтения в ДОО» на базе кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена и ГБДОУ №143 Невского района Санкт-Петербурга, а также предшест­вующего пилотного эмпирического исследования по данной проблематике (2020–2022 гг.).

    Выводы. Инфраструктура детского чтения выступает как динамическое образование, которое проектируется и реализуется педагогами. В условиях насыщения рынка детской литературы новыми книгами возрастает роль читательской культуры педагога, его способности к пониманию замысла детской книги и выбора репертуара для чтения. Проектирование репертуара детского чтения требует определения и формулирования проблем, которые значимы для ребенка данного возраста. Для развития читательской компетентности ребенка необходимо сочетание педагогом внешних стимулов, побуждающих к чтению и актуализация внутренних мотивов ребенка в соответствии с возрастосообразным подходом, использование практики медленного чтения и игровых практик ребенка при организации читательских коммуникаций. Оптимальная поддержка детского чтения и развитие читательской компетентности ребенка требует дальнейшего эмпирического исследования инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации. 

    Ключевые слова: детское чтение читательская компетентность инфраструктура детского чтения репертуар детского чтения мотивация к чтению читательские коммуникации
    DOI: 10.24412/2782-4519-2022-6114-54-68
    Мировой опыт
    ван Уденховен Н., ван Уденховен Р.Ю. Оплата вперед
    СДО - 2022. - №6 с. 69–80
    ван Уденховен Р.Ю. , ван Уденховен Н.
    ПОДРОБНЕЕ
    623

    Актуальность. Проблема «оплаты вперед», или представления о том, что дети и подростки совершают добрые дела по отношению к незнакомым людям, не ожидая отдачи или вознаграждения, настолько важна, что, без преувеличения, от нее зависит будущее человечества. «Оплата вперед» – это не новый способ поведения; в противном случае люди давным-давно перестали бы существовать. Термин «оплата вперед» можно описать как «процесс, когда кто-то делает что-то хорошее для другого, не имея намерения получить что-то взамен, но вместо этого с ожиданием, что получатели передадут это другому человеку.

    Ход исследования. После краткого разъяснения понятия «возврата долга» делается попытка исследовать феномен «жизни настоящим» и то, как это влияет на «оплату вперед», поскольку можно предположить, что забота о благополучии тех, кто будет жить в будущем, повлияет на ограниченное чувство связи с грядущими поколениями. Тенденция, подталкивающая детей ко все большей жизни в настоящем, подпитывается многочисленными процессами, наиболее значимыми из которых является сокращение количества времени, которое дети уделяют досугу и хобби, и ожидание почти немедленного удовлетворения своих потребностей.

    Выводы. Если люди устают от общения с настоящим, у них не остается энергии для будущего. Будут ли в таком случае дети и молодежь думать о благополучии и процветании следующих поколений? Какое будущее ждет молодое поколение и тех, кто придет после них? Этот вопрос порождает пугающие сценарии, последствия которых могут быть лишь приблизительными, если вообще возможны. Попытка оценить их будет предпринята в будущих исследованиях.

    Ключевые слова: «оплата вперед» дети будущее настоящее эмпатия исполнительные функции
    весь номер в формате pdf
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью