Езопова С.А., Солнцева О.В. Проектирование инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации: постановка проблемы
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24412/2782-4519-2022-6114-54-68
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Езопова С.А., Солнцева О.В. Проектирование инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации: постановка проблемы // Современное дошкольное образование. – 2022. – №6(114). – С. 54–68. DOI: 10.24412/2782-4519-2022-6114-54-68
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность статьи определяется вниманием к роли чтения подрастающего поколения со стороны государства, значимостью чтения в передаче культуры от поколения к поколению. Методика организации чтения в дошкольных образовательных организациях остается неизменной в течение нескольких десятилетий, чтение носит эпизодический характер в режиме дня детского сада, а интерес к чтению у детей неуклонно снижается. Встал вопрос об обновлении подходов к организации чтения в условиях детского сада: репертуара детского чтения, читательских коммуникаций, способах привлечения детей к чтению. Решение данных вопросов объединяет проектирование инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации.
Цель статьи: представить результаты теоретического исследования подходов к проектированию инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации, дать обоснование ее содержания как системы компонентов, взаимодействие которых обеспечивает становление читательской компетентности ребенка, учитывая особенности его развития в период дошкольного детства.
Описание хода исследования. На начальном этапе исследования была определена роль чтения в развитии детей дошкольного возраста и определена направленность данного вида деятельности на развитие читательской компетентности ребенка как цели проектирования инфраструктуры чтения; показана связь между литературным развитием ребенка и его читательской компетентностью. Далее исследование было построено вокруг поиска ответов на вопросы: как может быть изменен репертуар детского чтения с учетом особенностей ребенка ХХI века? Возможен ли обязательный круг (канон) чтения в детском саду с учетом современной социокультурной ситуации? Что побуждает детей к чтению, какие способы мотивации детей к чтению может использовать педагог? Какие изменения могут претерпеть читательские коммуникации с детьми дошкольного возраста? Исследование проводилось на основе анализа широкого круга источников, значимых как с исторической, так и современной точки зрения, сделаны выводы о проектировании компонентов инфраструктуры детского чтения. В ходе исследования были использованы материалы, полученные в работе педагогической лаборатории по теме «Проектирование инфраструктуры детского чтения в ДОО» на базе кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена и ГБДОУ №143 Невского района Санкт-Петербурга, а также предшествующего пилотного эмпирического исследования по данной проблематике (2020–2022 гг.).
Выводы. Инфраструктура детского чтения выступает как динамическое образование, которое проектируется и реализуется педагогами. В условиях насыщения рынка детской литературы новыми книгами возрастает роль читательской культуры педагога, его способности к пониманию замысла детской книги и выбора репертуара для чтения. Проектирование репертуара детского чтения требует определения и формулирования проблем, которые значимы для ребенка данного возраста. Для развития читательской компетентности ребенка необходимо сочетание педагогом внешних стимулов, побуждающих к чтению и актуализация внутренних мотивов ребенка в соответствии с возрастосообразным подходом, использование практики медленного чтения и игровых практик ребенка при организации читательских коммуникаций. Оптимальная поддержка детского чтения и развитие читательской компетентности ребенка требует дальнейшего эмпирического исследования инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации.
Литература
1. Акулова О.В., Гурович Л.М. Образовательная область «Чтение художественной литературы» / Ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс. – 2013. – 192 с.
2. Асонова Е.А. Канон детского и семейного чтения как общественный договор // Поволжский педагогический вестник. – 2017. – Т.5. – №4 (17). –
С. 30–36.
3. Асонова Е.А., Романичева Е.С., Киктева К.С., Сененко О.В. Инфраструктура чтения: опыт описания с позиций субъекта как методология исследования // Вопросы образования. – 2018. – №2. – С. 26–42.
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2005. – 150 c.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Перспектива, 2020. – 125 с.
6. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2013. – 110 с.
7. Гончарова Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности при норме и при отклонениях в развитии: автореф. дис. … д-ра псих. наук: 19.00. – М.: 2009. – 40 с.
8. Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников. – М.: Академия. – 2014. – 347 с.
9. Гурович Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста, 6–7 лет: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Ленинград, 1972. – 262 с.
10. Езопова С.А., Солнцева О.В. Образовательное событие: от чтения к игре // Дошкольное воспитание. – 2020. – №10. – С. 16–21; №11. – С. 20–24.
11. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Дошкольное воспитание. – 1948. – №9. – С. 56–67.
12. Изотова Е.И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. – 2015. – №1(81). – С. 65–76.
13. Национальная программа поддержки и развития чтения // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Российский книжный союз. – 2006. – URL: http://www.mcbs.ru/files/File/nats_programma_podderzhki_chteniya.pdf (дата обращения: 14.09.2022).
14. О реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года в субъектах Российской Федерации. Постановление Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации // http://council.gov.ru/activity/documents/76702(дата обращения: 14.09.2022).
15. Колосова Е.А. Детское чтение в современной России: понятие, структура и практики [Электронный ресурс] // Вестник РГГУ. – 2014. – №4. – С. 193–198. (Серия «Социологические науки»).
16. Короткова Н.А. Чтение художественной литературы // Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс. – 2007. – 208 с.
17. Лияскина А.В., Яшина В.И. Формирование профессиональных компетенций у студентов в области литературного образования дошкольников // Преподаватель ХХI век. – 2015. – №1. – С. 156–170.
18. Позднякова О.В. Дизайн современной детской книги как искусство // Вестник ТГУ. – 2013. – №2 (118). – С. 206–211.
19. Романичева Е.С. Чтение школьников: список – объект освоения или ресурс приобщения? / Человек читающий. Homo legens-8. Молодежное чтение в России и за рубежом. Пути формирования читающего поколения: сб. ст. под общ. ред. М.В. Белоколенко, Е.С. Романичевой. – М.: Русская ассоциация чтения, издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация». – 2016. –160 с. – С. 36–43.
20. Сметанникова Н.Н. Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / Как разорвать замкнутый круг: поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности: науч.-практ. сб. / Сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. – М.: МЦБС. – 2007. – 57 с.
21. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». – 2013. – №3. – С. 92–98.
22. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И. Любимые книги современных дошкольников // Современное дошкольное образование. – 2013. – №9 (41). – С. 30–38.
23. Солнцева О.В., Езопова С.А. Как Улитка и Кит приплыли в детский сад: практика обогащения игровой деятельности детей // Современное дошкольное образование. – 2020. – №3(99). – С. 40–50.
24. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия Академии педагогических наук РСФСР. – М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, Вып. 11: Вопросы художественного воспитания / Институт художественного воспитания; Отделение педагогики; отв. ред. Т.Л. Беркман. – 1947. – С. 7–28.
25. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение. – 1967. – 216 с.
26. Тихомирова И.И., Иванова Г.А. Психология чтения школьников. – М.: РШБА. – 2016. – 466 с.
27. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: Сфера. – 1998. – 224 с.
28. Ушакова О.С. Ознакомление детей с литературой и развитие речи. – М.: Сфера. – 2019. – 288 с.
29. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Педагогические сочинения: в 6 т. – М.: Педагогика. – 1989. – Т. 4. – С. 15.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // https://fgos.ru/fgos/fgos-do(дата обращения: 14.09.2022). – Режим доступа свободный
31. Флерина Е.А., Шабад Е.Ю. Живое слово в дошкольных учреждениях. – М.: Учпедгиз. – 1939. – 94 с.
32. Чиндилова О.В., Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. – №8. – С. 3–18.
- Комментарии
Загрузка комментариев...