Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Езопова С.А., Солнцева О.В. Проектирование инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации: постановка проблемы

    Езопова С.А., Солнцева О.В. Проектирование инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации: постановка проблемы

    Езопова С.А., Солнцева О.В. Проектирование инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации: постановка проблемы
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24412/2782-4519-2022-6114-54-68
    Ключевые слова: детское чтение читательская компетентность инфраструктура детского чтения репертуар детского чтения мотивация к чтению читательские коммуникации
    Для цитирования статьи:
    Езопова С.А., Солнцева О.В. Проектирование инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации: постановка проблемы // Современное дошкольное образование. – 2022. – №6(114). – С. 54–68. DOI: 10.24412/2782-4519-2022-6114-54-68

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2022. - №6
    Езопова Светлана Александровна
    кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольной педагогики, Институт детства, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

    Аннотация

    Актуальность статьи определяется вниманием к роли чтения подрастающего поколения со стороны государства, значимостью чтения в передаче культуры от поколения к поколению. Методика организации чтения в дошкольных образовательных организациях остается неизменной в течение нескольких десятилетий, чтение носит эпизодический характер в режиме дня детского сада, а интерес к чтению у детей неуклонно снижается. Встал вопрос об обновлении подходов к организации чтения в условиях детского сада: репертуара детского чтения, читательских коммуникаций, способах привлечения детей к чтению. Решение данных вопросов объединяет проектирование инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации.

    Цель статьи: представить результаты теоретического исследования подходов к проектированию инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации, дать обоснование ее содержания как системы компонентов, взаимодействие которых обеспечивает становление читательской компетентности ребенка, учитывая особенности его развития в период дошкольного детства.

    Описание хода исследования. На начальном этапе исследования была определена роль чтения в развитии детей дошкольного возраста и определена направленность данного вида деятельности на развитие читательской компетентности ребенка как цели проектирования инфраструктуры чтения; показана связь между литературным развитием ребенка и его читательской компетентностью. Далее исследование было построено вокруг поиска ответов на вопросы: как может быть изменен репертуар детского чтения с учетом особенностей ребенка ХХI века? Возможен ли обязательный круг (канон) чтения в детском саду с учетом современной социокультурной ситуации? Что побуждает детей к чтению, какие способы мотивации детей к чтению может использовать педагог? Какие изменения могут претерпеть читательские коммуникации с детьми дошкольного возраста? Исследование проводилось на основе анализа широкого круга источников, значимых как с исторической, так и современной точки зрения, сделаны выводы о проектировании компонентов инфраструктуры детского чтения. В ходе исследования были использованы материалы, полученные в работе педагогической лаборатории по теме «Проектирование инфраструктуры детского чтения в ДОО» на базе кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена и ГБДОУ №143 Невского района Санкт-Петербурга, а также предшест­вующего пилотного эмпирического исследования по данной проблематике (2020–2022 гг.).

    Выводы. Инфраструктура детского чтения выступает как динамическое образование, которое проектируется и реализуется педагогами. В условиях насыщения рынка детской литературы новыми книгами возрастает роль читательской культуры педагога, его способности к пониманию замысла детской книги и выбора репертуара для чтения. Проектирование репертуара детского чтения требует определения и формулирования проблем, которые значимы для ребенка данного возраста. Для развития читательской компетентности ребенка необходимо сочетание педагогом внешних стимулов, побуждающих к чтению и актуализация внутренних мотивов ребенка в соответствии с возрастосообразным подходом, использование практики медленного чтения и игровых практик ребенка при организации читательских коммуникаций. Оптимальная поддержка детского чтения и развитие читательской компетентности ребенка требует дальнейшего эмпирического исследования инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации. 

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1.       Акулова О.В., Гурович Л.М. Обра­зовательная область «Чтение художественной литературы» / Ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс. – 2013. – 192 с.

    2.       Асонова Е.А. Канон детского и семейного чтения как общественный договор // Поволжский педагогический вестник. – 2017. – Т.5. – №4 (17). –
    С. 30–36.

    3.       Асонова Е.А., Романичева Е.С., Киктева К.С., Сененко О.В. Инфраструктура чтения: опыт описания с позиций субъекта как методология исследования // Вопросы образования. – 2018. – №2. – С. 26–42.

    4.       Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2005. – 150 c.

    5.       Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Перспектива, 2020. – 125 с.

    6.       Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2013. – 110 с.

    7.       Гончарова Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности при норме и при отклонениях в развитии: автореф. дис. … д-ра псих. наук: 19.00. – М.: 2009. – 40 с.

    8.       Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников. – М.: Академия. – 2014. – 347 с.

    9.       Гурович Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста, 6–7 лет: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Ленинград, 1972. – 262 с.

    10.     Езопова С.А., Солнцева О.В. Образо­вательное событие: от чтения к игре // Дошкольное воспитание. – 2020. – №10. – С. 16–21; №11. – С. 20–24.

    11.     Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Дошкольное воспитание. – 1948. – №9. – С. 56–67.

    12.     Изотова Е.И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. – 2015. – №1(81). – С. 65–76.

    13.     Национальная программа поддержки и раз­вития чтения // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Российский книжный союз. – 2006. – URL: http://www.mcbs.ru/files/File/nats_programma_podderzhki_chteniya.pdf (дата обращения: 14.09.2022).

    14.     О реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года в субъектах Российской Федерации. Постановление Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации // http://council.gov.ru/activity/documents/76702(дата обращения: 14.09.2022).

    15.     Колосова Е.А. Детское чтение в современной России: понятие, структура и практики [Электронный ресурс] // Вестник РГГУ. – 2014. – №4. – С. 193–198. (Серия «Социологические науки»).

    16.     Короткова Н.А. Чтение художественной литературы // Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс. – 2007. – 208 с.

    17.     Лияскина А.В., Яшина В.И. Формирование профессиональных компетенций у студентов в области литературного образования дошкольников // Преподаватель ХХI век. – 2015. – №1. – С. 156–170.

    18.     Позднякова О.В. Дизайн современной дет­ской книги как искусство // Вестник ТГУ. – 2013. – №2 (118). – С. 206–211.

    19.     Романичева Е.С. Чтение школьников: список – объект освоения или ресурс приобщения? / Человек читающий. Homo legens-8. Молодежное чтение в России и за рубежом. Пути формирования читающего поколения: сб. ст. под общ. ред. М.В. Белоколенко, Е.С. Романичевой. – М.: Русская ассоциация чтения, издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация». – 2016. –160 с. – С. 36–43.

    20.     Сметанникова Н.Н. Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / Как разорвать замкнутый круг: поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности: науч.-практ. сб. / Сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. – М.: МЦБС. – 2007. – 57 с.

    21.     Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». – 2013. – №3. – С. 92–98.

    22.     Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И. Любимые книги современных дошкольников // Современное дошкольное образование. – 2013. – №9 (41). – С. 30–38.

    23.     Солнцева О.В., Езопова С.А. Как Улитка и Кит приплыли в детский сад: практика обогащения игровой деятельности детей // Современное дошкольное образование. – 2020. – №3(99). – С. 40–50.

    24.     Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия Академии педагогических наук РСФСР. – М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, Вып. 11: Вопросы художественного воспитания / Институт художественного воспитания; Отделение педагогики; отв. ред. Т.Л. Беркман. – 1947. – С. 7–28.

    25.     Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение. – 1967. – 216 с.

    26.     Тихомирова И.И., Иванова Г.А. Психология чтения школьников. – М.: РШБА. – 2016. – 466 с.

    27.     Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: Сфера. – 1998. – 224 с.

    28.     Ушакова О.С. Ознакомление детей с литературой и развитие речи. – М.: Сфера. – 2019. – 288 с.

    29.     Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Педагогические сочинения: в 6 т. – М.: Педагогика. – 1989. – Т. 4. – С. 15.

    30.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // https://fgos.ru/fgos/fgos-do(дата обращения: 14.09.2022). – Режим доступа свободный

    31.     Флерина Е.А., Шабад Е.Ю. Живое слово в дошкольных учреждениях. – М.: Учпедгиз. – 1939. – 94 с.

    32.     Чиндилова О.В., Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. – №8. – С. 3–18.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью