Профессор, доктор психологических наук, заведующая лабораторией психического развития дошкольников Психологического института РАО, научный руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ, сотрудник психологической консультации МГППУ
Смирнова Елена Олеговна
СДО - 2007. - №1
с. 54-64
ПОДРОБНЕЕ
19675
СДО - 2008. - №6
с. 30-35
ПОДРОБНЕЕ
6335
СДО - 2009. - №4
с. 46-49
ПОДРОБНЕЕ
3253
СДО - 2009. - №3
с. 72-77
ПОДРОБНЕЕ
3371
СДО - 2009. - №2
с. 28-35
ПОДРОБНЕЕ
5594
СДО - 2009. - №2
с. 68-73
ПОДРОБНЕЕ
3015
СДО - 2010. - №3
с. 86-92
ПОДРОБНЕЕ
3731
СДО - 2010. - №1
с. 49-53
ПОДРОБНЕЕ
3761
СДО - 2011. - №6
с. 76-79
ПОДРОБНЕЕ
3777
СДО - 2011. - №1
с. 28-31
ПОДРОБНЕЕ
4070
СДО - 2012. - №2
с. 57-59
ПОДРОБНЕЕ
3772
СДО - 2013. - №2
с. 8–11
ПОДРОБНЕЕ
5480
СДО - 2014. - №6
с. 74–78
ПОДРОБНЕЕ
8427
Тема игры является одной из самых острых проблем в современной дошкольной педагогике. Ценность игры для детского развития признается практически всеми специалистами. Однако игра все больше вытесняется из системы дошкольного образования. Одной из причин вытеснения игры из дошкольного детства является неопределенность самого понятия «игра». Несмотря на привычность данного термина, его значение понимается и трактуется по-разному. Об этом аспекте автор подробно рассказывает в данной статье. Рассматриваются различные подходы к пониманию игры с точки зрения западных и отечественных психологов. Отмечается, что существуют игры, где нет роли, но есть мнимая ситуация, в которой ребенок действует «не от вещи, а от мысли». Автор расширяет понятие игры и вносит в нее различные виды изобразительных игр.
Ключевые слова:
СДО - 2016. - №2
с. 34–43
ПОДРОБНЕЕ
3037
В последние несколько лет одной из самых популярных и спорных игрушек являются куклы Монстр Хай. Авторы статьи на материале конкретного эмпирического исследования пытаются выяснить, какова причина популярности данных кукол, что видят и чего не видят в них дети, как воспринимают и как оценивают этих кукол современные дети и их родители и как играют с такими куклами девочки дошкольного и младшего школьного возраста. В исследовании участвовали 245 родителей и 50 девочек двух возрастных групп: 6–7 и 8–9 лет. Взрослые заполняли анкету, в которой оценивали основные качества этих кукол. С детьми организовывалась индивидуальная беседа, в которой каждой девочке задавались те же вопросы. Анализировались также рисунки детей, изображающие данных кукол, и игра с ними. Оценки детей и взрослых разных качеств кукол позволили зафиксировать явный конфликт поколений: то, что детям кажется прекрасным, взрослые воспринимают как уродливое и безобразное. Рисунки детей свидетельствуют о том, что куклы Монстр Хай являются для них своеобразными «эталонами красоты». Большинство девочек предпочитают данных кукол традиционным. Наблюдение за игрой детей показало, что ее содержание определяется не столько образом игрушки, сколько общим контекстом жизни ребенка: дети проигрывают с данными куклами самые разные сюжеты, отражающие их опыт. В заключении обсуждаются результаты исследования и возможные риски, которые несут данные игрушки для дошкольников.
Ключевые слова:
СДО - 2017. - №9
с. 4–9
ПОДРОБНЕЕ
5536
Статья посвящена роли педагога в игре дошкольников, которая весьма неоднозначна. С одной стороны, игра – это свободная, самостоятельная деятельность детей, не предполагающая вмешательство, а тем более руководство взрослого. С другой стороны, сюжетная игра, с характерным для нее расхождением воображаемой и реальной ситуации, не возникает спонтанно, и именно воспитатель является главным условием формирования полноценной игры. От его позиции по отношению к детской игре, от его игровой компетентности зависит уровень развития детской игры, желание и умение детей играть, а, значит, и развитие личности дошкольников. Рассматриваются различные варианты позиции воспитателя в детской игре: отстраненная, дидактическая и поддерживающая, в основе которой лежит игровая компетентность. В статье раскрывается понятие «игровая компетентность педагога», включающее различные составляющие. В составе игровой компетенции выделяются три главных способности: развитое воображение, позволяющее преодолевать стереотипы и создавать новые образы и сюжеты; эмоциональная выразительность и артистизм, вовлекающие детей в воображаемую ситуацию; поддержка инициативы и самостоятельности самих детей, их уверенности в собственных возможностях. Для этого необходимы коммуникативные способности и чуткость к другому, позволяющие видеть и слышать своих маленьких партнеров. Это бывает достаточно трудно, если у педагога есть четкое представление о том, как нужно правильно играть, а дети этого делать не умеют. Кроме того, необходимо знание детской психологии и развивающих игр. В заключении статьи обсуждаются методы формирования данных качеств дошкольного педагога в процессе его профессиональной подготовки.
Ключевые слова:
СДО - 2018. - №8
с. 4–15
ПОДРОБНЕЕ
1556
В статье описаны содержание и методы работы авторского детского сада в Германии «Амарес». Оригинальность этого сада заключается в отсутствии образовательной программы, в участии детей в разных серьезных видах деятельности, в специфической организации образовательной среды. Представлена характеристика предметно-пространственной среды, где в отличие от отечественной традиции соблюдение чистоты и порядка не является особой ценностью: самостоятельная деятельность детей мало совместима с порядком и неизменностью среды. Общепринятая для наших садов установка на безопасность детей, ограждение от возможных рисков заменена ориентацией на закаливание, на передачу самому ребенку заботы о своей безопасности. В статье описаны примеры детских деятельностей, среди которых создание реальных продуктов (музея, сада, мела и пр.), экспериментирование, бытовая хозяйственная деятельность и естественно игра. Обучение и воспитание детей включено в разные виды детских деятельностей. Традиционных для нас учебных занятий здесь нет. Работа педагогов направлена не на передачу знаний, а на воспитание самостоятельности и созидательной направленности детей. При поддержке педагогов дошкольники практически все делают сами, что способствует развитию важнейших личностных качеств. Особо подчеркивается роль родителей, которые, наблюдая увлеченность детей, активно помогают сотрудникам детского сада и отстаивают их право на оригинальную для Германии педагогическую практику. В заключение авторы отмечают, что используемые в детском саду «Амарес» методы образования в полной мере соответствуют требованиям ФГОС ДО – его направленности на развитие личности детей, на воспитание самостоятельности, инициативности и ответственности.
Ключевые слова:
DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10031
СДО - 2022. - №6
с. 35–41
ПОДРОБНЕЕ
715
В статье представлена попытка выявить основные характеристики детской информационной среды и показать их влияние на особенности психологии современных детей. На материале анализа рынка современных игрушек, книжек и фильмов автор констатирует некоторые парадоксы современной социокультурной ситуации. Один из них заключается в том, что большая часть информационной продукции для детей не рассчитана на возрастные особенности своего адресата. Другой парадокс заключается в том, что повышенные требования к умственному развитию детей сочетаются с чрезмерно бережным отношением к их физической безопасности и самостоятельности. Стремление облегчить жизнь ребенка, обезопасить его от всяких рисков, усилий и трудностей является доминирующей тенденцией воспитания. В результате у детей складывается установка на потребление, которая усиливается экспансией современных СМИ и видеопродукции для детей. Во второй части статьи обсуждаются проблемы современных детей в связи с характеристиками детской субкультуры. Среди них недоразвитие моторной сферы, нарушения речевого развития, дефицит воображения, коммуникативные трудности, отсутствие самостоятельности и самоорганизации. Автор делает вывод о том, что установка взрослых на раннее развитие, которое понимается как «обученность», тормозит развитие целостной личности ребенка и ведет к дефициту мотивационной сферы. Культурные средства, транслируемые взрослыми, не опираются на возрастные особенности мотивационной сферы детей, а их собственные смыслы отсутствуют или лежат вне традиционного культурного контекста.
Ключевые слова: