кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования» ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия)
Абдулаева Елена Александровна
Актуальность. Статья посвящена исследованию актуального состояния свободной игры старших дошкольников и ресурсов ее развития путем недирективного педагогического сопровождения. Несмотря на внедрение ФГОС и большое внимание, которое уделяется теме игры во всем мире, состояние детской игры вызывает тревогу. Это подтвердил констатирующий этап нашего исследования, которое показало ее чрезвычайно низкий уровень у 86% детей.
Цель исследования состояла в том, чтобы выделить и проанализировать ключевые показатели свободной сюжетной игры и выявить влияние регулярных игровых встреч с недирективным педагогическим сопровождением на ее развитие.
Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 37 старших дошкольников в возрасте 5,8–6,5 лет. Методический аппарат исследования составила модифицированная диагностика Е.О. Смирновой, И.А. Рябковой, которая была адаптирована к его специфике. Посредством невключенного наблюдения и тщательной фиксации данных были получены и описаны особенности игры по таким параметрам, как предметно-пространственный и содержательный компонент, игровое и организующее взаимодействие. Обследованная группа детей была разделена на две части: экспериментальную и контрольную группы. Формирующий эксперимент с участием 19 детей проводился в течение двух месяцев и был посвящен изучению возможностей развития игры путем ее недирективного сопровождения. Дети экспериментальной группы приходили один раз в неделю на 45-минутные игровые встречи с недирективным сопровождением, которые проводились в отдельном помещении детского сада с использованием полифункционального материала и отсутствием традиционных игрушек. Дети контрольной группы продолжали вести привычный образ жизни и эпизодически приходили играть, но без специального игрового сопровождения. В статье описаны принципы педагогического сопровождения, применение которых позволило изменить особенности включения детей в игру и констатировать развитие разных показателей игры.
Результаты исследования. Анализ данных показал статистически значимые различия в качестве игры детей экспериментальной группы и отсутствие таковых в контрольной группе. Большее развитие получили организующее игру взаимодействие детей и предметно-пространственный компонент игры. Игровое взаимодействие и содержательный компонент игры в результате игровых встреч изменились не столь сильно.
Вывод. Использование неоформленных материалов дало много импульсов как игре, так и конструированию, продуктивной деятельности для обеспечения детьми игровых потребностей. Возросла игровая инициатива детей, изменились способы решения конфликтов. Полученные результаты и описанные подходы могут служить практическим материалом для педагогов, желающих развиваться в данном направлении.
Актуальность (контекст) тематики статьи. Тенденция развития дружественности городской среды к детям привела к появлению игровых зон в местах, не предназначенных специально для детей: поликлиниках, кафе, торговых центрах и т.д. Организация таких мест требует изучения детского поведения и обращения к опыту использования игрового оборудования и материалов. В статье рассмотрено детское пространство на железнодорожных вокзалах города Москвы и в нескольких поездах.
Цель исследования – выделить принципы организации игровой среды в поездках: на вокзалах, в аэропортах, в поездах.
Описание хода исследования. На основе ранее разработанных критериев экспертизы игр и игрушек, а также оценки предметно-пространственной среды были проанализированы пространства и материалы для детей в поездках: игровые зоны на вокзалах, в поездах, аэропортах, игровые комплекты, предлагаемые в поездах. На основании полученных данных были предложены принципы организации пространства с учетом особых условий в поездках (большое количество людей, движение, нахождение детей разного возраста и другие особенности).
Результаты исследования. Изучение игровых площадок на вокзалах показало их слабую приспособленность к возрастным особенностям: площадки представляют собой кальку типовых уличных площадок, включают одинаковое оборудование, рассчитанное на возраст от 2 до 5 лет, не дифференцированы на зоны активности. Детские пространства очень различаются в поездах. Обычно они более-менее приспособлены для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, при этом сюжетная игра и двигательная активность игнорируются. Игровые комплекты, которые предлагаются в поездах, однообразны, слабо дифференцированы по возрасту и требуют существенной переработки. Проведенный анализ позволил выделить 3 ключевых принципа организации детского пространства в поездках. Создавая детское пространство, необходимо учитывать особенности места (длительность пребывания, вместимость и проходимость места и др.). Также важно ориентироваться на особенности возраста и помнить о том, что взрослый является обязательным спутником ребенка в путешествиях.
Заключение. Настоящее исследование может служить в качестве опоры для более развернутого и масштабного изучения вопроса детских пространств, а также в качестве общего ориентира для оценки и проектирования таких пространств.