Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Абдулаева Е.А., Алиева Д.А. Развитие свободной игры дошкольников в условиях недирективного сопровождения

    Абдулаева Е.А., Алиева Д.А. Развитие свободной игры дошкольников в условиях недирективного сопровождения

    Абдулаева Е.А., Алиева Д.А.  Развитие свободной игры дошкольников в условиях  недирективного сопровождения
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10088
    Ключевые слова: свободная игра сюжетная игра недирективное сопровождение организация игры игровые компетенции личностное развитие
    Для цитирования статьи:
    Абдулаева Е.А., Алиева Д.А. Развитие свободной игры дошкольников в условиях недирективного сопровождения // Современное дошкольное образование. – 2020. – №6(102). – С. 32–46. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10088

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2020. - №6
    Абдулаева Елена Александровна
    кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования» ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия)

    Алиева Диана Александровна
    сопровождающая игровых встреч, Семейный клуб «Кругозор» (Жуковский, Россия)

    Аннотация

    Актуальность. Статья посвящена исследованию актуального состояния свободной игры старших дошкольников и ресурсов ее развития путем недирективного педагогического сопровождения. Несмотря на внедрение ФГОС и большое внимание, которое уделяется теме игры во всем мире, состояние детской игры вызывает тревогу. Это подтвердил констатирующий этап нашего исследования, которое показало ее чрезвычайно низкий уровень у 86% детей.

    Цель исследования состояла в том, чтобы выделить и проанализировать ключевые показатели свободной сюжетной игры и выявить влияние регулярных игровых встреч с недирективным педагогическим сопровождением на ее развитие.

    Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 37 старших дошкольников в возрасте 5,8–6,5 лет. Методический аппарат исследования составила модифицированная диагностика Е.О. Смирновой, И.А. Рябковой, которая была адаптирована к его специфике. Посредством невключенного наблюдения и тщательной фиксации данных были получены и описаны особенности игры по таким параметрам, как предметно-пространственный и содержательный компонент, игровое и организующее взаимодействие. Обследованная группа детей была разделена на две части: экспериментальную и контрольную группы. Формирующий эксперимент с участием 19 детей проводился в течение двух месяцев и был посвящен изучению возможностей развития игры путем ее недирективного сопровождения. Дети экспериментальной группы приходили один раз в неделю на 45-минутные игровые встречи с недирективным сопровождением, которые проводились в отдельном помещении детского сада с использованием полифункционального материала и отсутствием традиционных игрушек. Дети контрольной группы продолжали вести привычный образ жизни и эпизодически приходили играть, но без специального игрового сопровождения. В статье описаны принципы педагогического сопровождения, применение которых позволило изменить особенности включения детей в игру и констатировать развитие разных показателей игры.

    Результаты исследования. Анализ данных показал статистически значимые различия в качестве игры детей экспериментальной группы и отсутствие таковых в контрольной группе. Большее развитие получили организующее игру взаимодействие детей и предметно-пространственный компонент игры. Игровое взаимодействие и содержательный компонент игры в результате игровых встреч изменились не столь сильно.

    Вывод. Использование неоформленных материалов дало много импульсов как игре, так и конструированию, продуктивной деятельности для обеспечения детьми игровых потребностей. Возросла игровая инициатива детей, изменились способы решения конфликтов. Полученные результаты и описанные подходы могут служить практическим материалом для педагогов, желающих развиваться в данном направлении.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Выготский Л.С. Игра и ее значение в психологическом развитии ребенка [Текст] //
    Л.С. Выготский. – Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С. 62–76. – Режим доступа: http://www.gpa.cfuv.ru/courses/monvnsh/Doc/Книги%20в%20формате%20(pdf)/Выготский%20Л.С.%20Игра%20и%2... (дата обращения: 15.03. 2019)
    2. Гударева О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных докольников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. [Эл. ресурс]. – М., 2005. – 32 с. – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-13/dissertaciya-psihologicheskie-osobennosti-syuzhetno... (дата обращения: 16.08.2020)
    3. Кириллов И.Л. Индивидуально-стилевые особенности самостоятельного развертывания сюжета игры детьми старшего дошкольного возраста. Дисс. канд. психол. наук. – М., 1999. – 174 с.
    4. Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольников. – М.: Линка-Пресс, 2006. – 252 с.
    5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М.: Линка-Пресс, 2015. – 176 с.
    6. Нюш М.-Л. Игра из глубины души. О способности детей играть в исцеляющие игры. – Киев: Наири, 2016. – 132 с.
    7. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / Ред. Т. Шапошникова. – СПб.: Питер, 2019. – 448 с.
    8. Рябкова И.А. Исследование свободной игры с полифункциональным материалом [Эл. ресурс] // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-svobodnoy-igry-s-polifunktsionalnym-materialom (дата обращения: 2.08.2020)
    9. Рябкова И.А., Смирнова Е.О., Шеина Е.Г. Возрастные особенности ролевой игры дошкольников в условиях открытой предметной среды [Эл.ресурс] // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23. – №6. – С. 75–84. doi:10.17759/pse.2018230607. URL: https://psyjournals.ru/files/96716/pse_2018_n6_Ryabkova_Smirnova_Sheina.pdf (дата обращения: 15.06.2020)
    10. Рябкова И.А., Шеина Е.Г. Игрушка как условный объект [Эл. ресурс] // Современная зарубежная психология. – 2018. – Т.7. – №4. – С. 75–81. doi:10.17759/jmfp.2018070408. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2018/n4/Ryabkova_Sheina.shtml (дата обращения: 15.06.2020)
    11. Смирнова Е.О. Право на игру: новый комментарий к статье 31 Конвенции о правах ребенка / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Психологическая наука и образование. – 2013. – Т.18. – №1. – С. 5–10.
    12. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Орга­низация игровой деятельности. Методическое пособие. ФГОС ДО / Е.А. Абдулаева, Е.О. Смирнова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 256 с.
    13. Смирнова Е.О., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Рябкова И.А. Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития [Эл. ресурс] // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т.14. – № 1. – С. 4–14. doi:10.17759/chp.2018140101. – URL: https://psyjournals.ru/kip/2018/n1/Smirnova_Veraksa_et_al.shtml (дата обращения: 15.08.2020)
    14. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Метод диагностики сюжетной игры дошкольников [Эл. ресурс] // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2017 (17). – №3. – С. 52–60. URL: https://www.psychildhealth.ru/2017-03.pdf (дата обращения: 8.08.2020)
    15. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Поддержка игры в современной западной культуре на примере деятельности Международной ассоциации игры IPA. [Эл. ресурс]. – Современная зарубежная психология. – 2016. – Т.5. – № 1. – С. 24–31. doi: 10.17759/jmfp.2016050103. URL: https://psyjournals.ru/files/81136/jmfp_2016_1_n_3_Smirnova.pdf (дата обращения: 12. 08.2020)
    16. Смирнова Е.О., Соколова М.В., Кот­ляр И.А. Отчет о XIX всемирной конференции Международной ассоциации игры (International Play Assosiation (IPA). [Эл. ресурс] // Культурно-историческая психология. – 2014. – Т.10. – №2. – С. 105–109. URL: https://psyjournals.ru/files/70026/kip_2014_2_smirnova.pdf (дата обращения: 10.08.2020)
    17. Трубицына С.А. Основная образовательная программа дошкольного образования «Березка» (разработана на основе вальдорфской педагогики) / С.А. Трубицына, В.К. Загвоздкин, О.Ю. Вылегжанина, Т.В. Фи­шер, Т.А. Иконникова, К.И. Бабич. – Под ред. В.К. Загвоздкина, С.А. Трубицыной. – М., Национальное образование. – 2017. – 176 с.
    18. Хейзинга Й. Homo lundes. В тени завтрашнего дня. – М.: Прогресс, 1992.
    19. Цукерман Г.А. О поддержке детской инициативы. [Эл.ресурс] // Культурно-историческая психология. – 2007. – №1. – С. 41–55. URL: https://psyjournals.ru/files/6108/kip_2007_n1_Tsukerman.pdf (дата обращения: 18.08.2020)
    20. Gray P. Decline of Play and the Rise of Psychpatology in Children and Adolescents. – Boston College, USA [Эл. ресурс] // American Jornal of Play, Spring 2011, P. 444-463. URL: https://www.researchgate.net/publication/265449180_The_Decline_of_Play_and_the_Rise_of_Psychopatholo... (дата обращения: 12.08.2020)
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью