Алиева Диана Александровна
Актуальность. Статья посвящена исследованию актуального состояния свободной игры старших дошкольников и ресурсов ее развития путем недирективного педагогического сопровождения. Несмотря на внедрение ФГОС и большое внимание, которое уделяется теме игры во всем мире, состояние детской игры вызывает тревогу. Это подтвердил констатирующий этап нашего исследования, которое показало ее чрезвычайно низкий уровень у 86% детей.
Цель исследования состояла в том, чтобы выделить и проанализировать ключевые показатели свободной сюжетной игры и выявить влияние регулярных игровых встреч с недирективным педагогическим сопровождением на ее развитие.
Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 37 старших дошкольников в возрасте 5,8–6,5 лет. Методический аппарат исследования составила модифицированная диагностика Е.О. Смирновой, И.А. Рябковой, которая была адаптирована к его специфике. Посредством невключенного наблюдения и тщательной фиксации данных были получены и описаны особенности игры по таким параметрам, как предметно-пространственный и содержательный компонент, игровое и организующее взаимодействие. Обследованная группа детей была разделена на две части: экспериментальную и контрольную группы. Формирующий эксперимент с участием 19 детей проводился в течение двух месяцев и был посвящен изучению возможностей развития игры путем ее недирективного сопровождения. Дети экспериментальной группы приходили один раз в неделю на 45-минутные игровые встречи с недирективным сопровождением, которые проводились в отдельном помещении детского сада с использованием полифункционального материала и отсутствием традиционных игрушек. Дети контрольной группы продолжали вести привычный образ жизни и эпизодически приходили играть, но без специального игрового сопровождения. В статье описаны принципы педагогического сопровождения, применение которых позволило изменить особенности включения детей в игру и констатировать развитие разных показателей игры.
Результаты исследования. Анализ данных показал статистически значимые различия в качестве игры детей экспериментальной группы и отсутствие таковых в контрольной группе. Большее развитие получили организующее игру взаимодействие детей и предметно-пространственный компонент игры. Игровое взаимодействие и содержательный компонент игры в результате игровых встреч изменились не столь сильно.
Вывод. Использование неоформленных материалов дало много импульсов как игре, так и конструированию, продуктивной деятельности для обеспечения детьми игровых потребностей. Возросла игровая инициатива детей, изменились способы решения конфликтов. Полученные результаты и описанные подходы могут служить практическим материалом для педагогов, желающих развиваться в данном направлении.